Шведский археолог, три года плававший на реплике лодки викингов, обнаружил четыре неизвестные древние гавани вдоль побережья Норвегии. Во время экспедиции исследователю пришлось в открытом море связывать вёсла, чтобы заменить сломанную мачту и спасти экипаж.
Изображение: Youtube.com, Drone footag: Benjamin Vilella
Трёхлетний морской эксперимент шведского учёного завершился интересным открытием. Докторант археологии Лундского университета (Швеция) Грир Джарретт, воссоздав условия плавания эпохи викингов, выявил четыре неизвестных ранее гавани вдоль норвежского побережья, результатами исследования делится официальный сайт Лундского университета.
Исследователь использовал реплику традиционного судна «фэринг» — открытую деревянную лодку с клинкерной обшивкой, максимально приближенную к кораблям VIII-XI веков. За время экспедиции команда преодолела свыше 5000 километров, следуя предполагаемыми маршрутами древних мореплавателей от Тронхейма до Полярного круга.
Одним из ключевых открытий стало понимание того, что викинги предпочитали открытые воды прибрежному плаванию.
«Я могу показать, что этот тип лодок хорошо плавает на открытой воде в сложных условиях. Однако навигация вблизи суши и во фьордах порой сопряжена с не менее серьезными трудностями», — объясняет Джарретт.
Викинги не пользовались картами, компасом или секстантом для навигации. Вместо этого они использовали «ментальные карты», где воспоминания и переживания играли решающую роль. Также они использовали мифы, связанные с различными достопримечательностями вдоль побережья.
Например, существуют истории викингов о Куллаберге в Швеции, горе Тургхаттен и островах Хестмона и Скрова вдоль норвежского побережья. Истории, описывающие трудности, которые таятся в воде и под горой.
Эти сохранившиеся мифы — последние остатки того, что, должно быть, было ландшафтом, пропитанным историями. Джарретт называет это «морским культурным ландшафтом».
Экспедиция Джарретта столкнулась с серьёзными испытаниями. На Лофотенских островах в 25 километрах от берега сломалась мачта. Команде пришлось связать два весла, чтобы удержать парус и добраться до порта.
«Холод на Лофотенских островах был непростым испытанием. Тогда я понял, насколько важно иметь хорошую команду», — вспоминает археолог.
Для реконструкции викингских маршрутов учёный применил комплексный подход: собственный опыт плавания дополнил интервью с норвежскими моряками о традиционных путях XIX-XX веков и цифровое моделирование древнего ландшафта с учётом изменений уровня моря.
Обнаруженные гавани располагаются на небольших островах и мысах значительно дальше от суши, чем известные крупные порты того времени — Берген, Тронхейм, Рибе или Дублин. По гипотезе Джарретта, викинги создали децентрализованную сеть промежуточных портов для отдыха, ремонта и обмена информацией между основными торговыми центрами.
Результаты исследования, опубликованные в Journal of Archaeological Method and Theory, меняют представления о морской торговле викингов и их навигационных возможностях.
«Новости мира водных путешествий. Мы пишем о людях, технологиях, моторных и парусных судах, инфраструктурных проектах, законодательных изменениях, событиях и мероприятиях. Если вы хотите поделиться интересной новостью, пожалуйста свяжитесь с нами, наш email: info@mirkapitanov.ru»