 Редакция
РедакцияЭкипаж растворился в никуда. Безмолвные корабли бороздят моря. Подлинные истории судов-призраков и экспертные теории исчезновений.
 Источник изображения: shedevrum.ai
Источник изображения: shedevrum.ai              
В декабре 1872 года, а точнее 5-ого числа, командир торгового судна «Деи Грация» Дэвид Морхауз заметил через оптический прибор сцену, от которой волосы встали дыбом. На расстоянии четырехсот морских миль от гибралтарских берегов беспорядочно качалась на волнах двухмачтовая бригантина «Мэри Селест». Корабль двигался хаотично, не реагируя на световые сигналы и звуковые призывы. Поднявшись на покинутую палубу, моряки обнаружили полную пустоту — десять человек, составлявших команду и пассажиров, бесследно исчезли.
Этот инцидент стал отправной точкой для одной из самых выдающихся морских головоломок, не разрешенной и через полтора века. Тем не менее «Мэри Селест» представляет только верхушку айсберга среди множества судов-скитальцев, с которыми сталкивались мореплаватели в различные исторические периоды.
Судно-призрак представляет собой плавучий объект, совершающий движение по водной поверхности, но лишенный живого экипажа. Морские традиции выделяют две основные категории подобных явлений:
Легендарные видения — мифические корабли наподобие «Летучего голландца», которые в народных поверьях служат предзнаменованием беды и проявляются как призрачные образы погибших судов.
Фактические суда-скитальцы — обнаруженные в водах корабли без живых членов команды, с погибшими моряками на борту или оставленные экипажем при загадочных обстоятельствах.
В данном материале мы сосредоточимся именно на второй категории — на официально зарегистрированных случаях, которые остаются неразгаданными загадками по сей день.

Кораблестроители завершили постройку судна восемнадцатого мая 1861 года, присвоив ему имя «Амазонка», но позднее корабль получил новое название — «Мэри Селест». Неудачи преследовали бригантину с момента спуска на воду: первоначальный командир скончался после дебютного рейса, владельцы корабля регулярно сменялись, а само судно неоднократно страдало от морских штормов.
7-ого ноября 1872 года «Мэри Селест» под руководством шкипера Бенджамина Бриггса покинула нью-йоркскую гавань, направляясь к итальянскому порту Генуя. В грузовых отсеках размещался 1701 бочонок очищенного спирта. Судовую команду составляли: капитан, семеро матросов, супруга командира Сара Элизабет и их малолетняя дочка София Матильда — в общей сложности десять человек.
Пятого декабря 1872 года шкипер Дэвид Морхауз с борта «Деи Грация» заметил бригантину, которая «шла неровным курсом, изорванные канаты свешивались за борт». Поднявшиеся на судно моряки столкнулись с поражающей воображение картиной:
Официальное расследование началось семнадцатого декабря 1872 года в Гибралтаре под руководством генерального прокурора Фредерика Солли-Флуда. Специалисты выявили таинственные подробности: на носовой части корабля обнаружились отметины от режущего предмета, а на капитанской сабле — возможные пятна крови.
Поразительно, но расположение предметов указывало на то, что судно не подвергалось воздействию сильного шторма — на швейном станке покоилась масленка, которая непременно бы упала при значительной качке.
Двенадцатого марта 1873 года следствие было остановлено в ожидании новых данных. Команду «Мэри Селест» так и не обнаружили — ни в живом, ни в мертвом состоянии.
Наиболее убедительную теорию в 1940 году выдвинул исследователь Кобб. Согласно его предположению, причина катастрофы крылась в нарушении герметичности бочек со спиртным. Двадцать четвертого ноября 1872 года в кормовой части трюма произошла детонация накопившихся паров алкоголя.
Ученые из Лондонского университетского колледжа протестировали данную гипотезу на практике, применив газ бутан в деревянных емкостях. Эксперимент продемонстрировал возможность взрыва спиртного, при этом огонь быстро угасал, не оставляя следов возгорания.
Командир мог интерпретировать этот бесшумный взрыв как предвестие катастрофы и отдать приказ экстренно покинуть судно. В состоянии паники люди отчалили на шлюпке, попали в непогоду и погибли, тогда как корабль продолжил дрейфовать.
Логичные объяснения случившегося сходятся в том, что экипаж и пассажиры добровольно оставили корабль, различаясь лишь в интерпретации мотивов:
Среди первых задокументированных судов-призраков — «Октавиус», команда которого погибла от холода в 1762 году, после чего корабль скитался еще тринадцать лет. В 1775 году экипаж судна «Геральд» наткнулся на корабль с окоченевшими телами. Капитана обнаружили в каюте во время заполнения журнала с отметкой 1762 года.
Командир стремился проложить кратчайший маршрут из Китая в Англию через Северо-Западный проход, однако судно оказалось заблокировано арктическими льдами.

Повествование о «Бэйчимо» представляет собой 38-летнюю эпопею человеческой погони за ускользающим судном, превратившимся в реальное воплощение «Летучего голландца» в полярных морях.
Стальное грузовое судно тоннажем 1322 тонны построили в Швеции в 1914 году под наименованием «Ångermanelfven». По завершении Первой мировой войны корабль перешел к британцам в качестве военных компенсаций и получил название «Бэйчимо». Компания Гудзонова залива эксплуатировала его для пушной торговли в суровых арктических водах.
Шестого июля 1931 года «Бэйчимо» с тридцатью шестью членами экипажа под началом капитана Корнвилла отчалил из Ванкувера в очередной рейс за мехами в море Бофорта. Моряки даже не предполагали, что это путешествие станет для них последним.
В сентябрьские дни 1931 года судно угодило в ледяную западню близ мыса Барроу на Аляске. Капитан, предчувствуя надвигающуюся бурю, распорядился команде оставить корабль и добираться по ледяному покрову до берега. Двое суток свирепствовала метель, а по ее окончании — корабль исчез. Ледяной покров неожиданно ослаб и увлек «Бэйчимо» в неведомом направлении.
Двенадцатого марта 1932 года охотник Лесли Мелвин, передвигаясь на собачьей упряжке, наткнулся на пароход возле берега. Поднявшись на борт, он констатировал, что меховой товар все еще находится в трюмах, а машинное отделение сохранилось невредимым. Однако в одиночку Лесли не мог справиться с управлением кораблем.
Спустя несколько месяцев «судно-скиталец» приметила команда золотодобытчиков — корабль пребывал в превосходном состоянии, но спасти его они также не имели возможности.
В мартовские дни 1933 года приблизительно тридцать эскимосов, заприметив судно, поспешили к нему на каяках. Как только они взошли на палубу, разразилась десятисуточная буря. Испуганным людям довелось провести на «корабле-скитальце» без провианта десять суток, объятыми мистическим ужасом.
В июльские дни 1934 года к судну приблизилась исследовательская шхуна с шотландским ботаником Изабеллой Хатчинсон. Научные работники провели на заброшенном корабле несколько часов, однако спасти его не сумели.
В ноябе 1939 года капитан китобойного судна Хью Полсон смог взять «Бэйчимо» на абордаж, но начавшийся шторм принудил к отступлению — ускользающий пароход вновь растворился в морской дали.
В 1969 году «Бэйчимо» в последний раз запечатлели эскимосы — фрегат снова оказался скован льдом в районе мыса Барроу. После этого эпизода следы корабля-призрака потерялись.
В 2006 году власти Аляски официально инициировали проект по розыску судна, получившего прозвище «Корабль-призрак Арктики». Поисковые мероприятия не принесли результата — вероятно, «Бэйчимо» продолжает скитаться в полярных водах, наводя мистический страх на мореходов.
История «Джойты» берет начало в киногороде, а завершается одной из величайших морских головоломок XX столетия.
«Джойта» являлась элитной яхтой, сконструированной в 1931 году в Лос-Анджелесе для кинорежиссера Роланда Веста. В период Второй мировой войны судно модернизировали в патрульный катер, несший службу у гавайских берегов.
После военных действий организатором коммерческих плаваний «Джойты» выступил молодой новозеландский чиновник Роджер Пирлесс. Третьего октября 1955 года судно под началом шкипера Миллера, опытного мореплавателя, отчалило из гавани Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) к архипелагу Токелау — дистанция составляла 270 морских миль.
На судне размещались шестнадцать членов команды и девять пассажиров — в совокупности 25 человек. Груз включал медикаменты, лесоматериалы и съестные припасы. Плавание планировалось завершить за 48 часов по хорошо изученному маршруту.
Однако у «Джойты» имелись технические проблемы: один из моторов функционировал с перебоями, а командир высказывал сомнения относительно надежности части экипажа. Несмотря на это, рейс не перенесли.
«Джойта» не достигла пункта назначения и не передала сигнала бедствия, хотя маршрут проходил по оживленной морской трассе с качественным радиопокрытием. Поисковые операции на территории 100 000 квадратных миль силами авиации не дали результатов.
Только спустя пять недель, десятого ноября 1955 года, судно обнаружили дрейфующим в 600 милях от намеченного курса.

Картина поражала воображение: корабль находился в полупогруженном состоянии с сильным креном на правый борт, все люди бесследно исчезли, а спасательные плавсредства и жилеты отсутствовали. Пропали навигационные приборы — хронометр и секстант, радиочастота была настроена на волну сигнала бедствия, на палубе лежала медицинская сумка с окровавленными повязками, а надпалубные конструкции имели повреждения.
Самым загадочным обстоятельством было то, что «Джойта» с внутренней отделкой из пробкового материала считалась практически непотопляемой, и команда прекрасно об этом знала. По какой причине люди покинули судно, продолжавшее держаться на плаву?
Официальная комиссия заключила, что причиной стала поврежденная охладительная трубка — вода хлынула в трюм через проржавевшую магистраль. Попытки устранить течь матрасами провалились, люди покинули корабль на плотах и погибли в открытом океане.
Исследователь Райт полагает, что катастрофа случилась вечером четвертого октября 1955 года. Воду долго не замечали, а когда обнаружили — было слишком поздно.
После спасения судно обрело зловещую репутацию проклятого корабля: новые собственники разорялись, погибали или оказывались за решеткой. В конечном итоге «Джойту» забросили и демонтировали, но тайна 25 исчезнувших людей так и осталась нераскрытой.
Одна из самых леденящих душу историй о судах-призраках связана с кораблем «Оуранг Медан» — именем, которое и поныне вселяет трепет в сердца мореходов.
В завершающие годы 1940-х радиостанции в Малайзии и Суматре приняли отчаянный призыв о помощи на английском языке: «Весь экипаж погиб… Я тоже умираю». Затем последовала череда нечленораздельных сигналов азбукой Морзе и зловещее безмолвие.
Передача исходила с судна «Оуранг Медан», располагавшегося в Малаккском проливе. Ближайшие корабли незамедлительно взяли курс к указанным координатам.

Когда спасатели поднялись на борт «Оуранг Медан», их встретила картина из преисподней. Вся команда была мертва — командир на мостике, матросы на палубе, радист у передатчика. Даже корабельный пес лежал бездыханный.
Самое ужасающее — на лицах всех погибших застыло выражение невыносимого ужаса. Глаза были широко распахнуты, рты искажены криком. Руки простерты к небесам, словно они отбивались от невидимого противника.
Спасатели едва успели спустить шлюпку, как из трюма «Оуранг Медан» вырвались языки пламени. Мощная детонация разорвала судно пополам, и оно моментально погрузилось на дно, унеся с собой все доказательства.
Официального расследования не проводилось, но специалисты выдвигали различные предположения:
Некоторые скептики рассматривают историю «Оуранг Медан» как морскую легенду, поскольку никаких официальных документов об этом судне не обнаружено. Но мореходы до сих пор передают эту историю из поколения в поколение как предостережение об опасностях, скрытых в морских глубинах.
В 2003 году у новозеландских берегов обнаружили дрейфующую тайваньскую рыболовецкую шхуну «Хай Эйм 6» (High Aim 6). На борту 20-метрового судна не оказалось ни одного из 14 членов экипажа.
Рыболовецкое судно отчалило из тайваньских вод для промысла в богатых рыбой районах Тихого океана. Связь с кораблем прервалась внезапно — никаких сигналов бедствия не поступало.
Когда новозеландские власти обнаружили шхуну, она находилась в приемлемом состоянии. Рыболовные снасти оставались на местах, провизия не была тронута, но люди исчезли бесследно.
Новозеландские спасательные службы организовали масштабную поисково-спасательную операцию на площади в тысячи квадратных миль. К поискам привлекли авиацию, патрульные корабли и коммерческие суда.
Несмотря на все усилия, ни одного из 14 членов экипажа найти не удалось — ни живых, ни мертвых. Не нашли даже обломков спасательных плотов или личных вещей моряков.

Следователи рассматривали различные версии: нападение пиратов (но груз и ценности остались нетронуты), столкновение с другим судном, внезапный шторм, техническая авария. Однако состояние корабля не подтверждало ни одну из этих версий.
«Хай Эйм 6» стала одним из самых загадочных случаев исчезновения экипажа в современной истории мореплавания — 14 человек растворились в океанской пустоте, не оставив никаких следов.
В 2006 году к австралийским берегам прибило 80-метровый танкер Jian Seng — судно, которое стало воплощением современной морской загадки. На борту не оказалось ни одного человека, но самое странное заключалось в другом.
Когда представители береговой охраны поднялись на судно, их поразило не только отсутствие экипажа, но и полное отсутствие документов о регистрации. Название корабля было тщательно закрашено, словно кто-то пытался скрыть его подлинную личность.
На носу танкера болтался порванный буксирный трос — единственная улика о том, как судно могло потерять управление. Следов пиратского нападения или серьезных повреждений обнаружено не было.
Самым поразительным фактом стало то, что никто не заявил права на 80-метровое судно. Никто не сообщал о его пропаже, никто не искал потерянный танкер. Корабль словно материализовался из ниоткуда.
Таможенные власти не смогли найти ни порт отправления, ни владельца, ни страну регистрации. Jian Seng превратился в судно-призрак в буквальном смысле — корабль без прошлого и без хозяина.
Не найдя владельца и не сумев разгадать происхождение судна, австралийские власти приняли решение затопить танкер. Так Jian Seng унес свои тайны на морское дно, оставив больше вопросов, чем ответов.
85-летняя шхуна «Nina» превратилась из легендарного гоночного судна в один из самых загадочных кораблей-призраков XXI века.
«Nina» была построена в 1928 году как революционная стаксельная шхуна длиной 21 метр. Она мгновенно обрела славу, выиграв трансатлантическую гонку из Нью-Йорка в Сантандер, а затем стала первой американской яхтой, победившей в престижной гонке Fastnet. Десятилетиями «Nina» была флагманом Нью-Йоркского яхт-клуба.
29 мая 2013 года «Nina» с семью людьми на борту покинула Новую Зеландию, направляясь в Австралию. Среди экипажа были владелец судна Дэвид Дайк III с женой и сыном, 73-летний профессор и молодые члены команды.
4 июня экипаж отправил последнее сообщение: «Прошли через две крупные бури, штормовые паруса изорваны». В тот момент шхуна боролась с ветром 80 км/ч и 8-метровыми волнами в 370 милях от берега.
Три недели спустя метеоролог получил задержанное сообщение: «Штормовые паруса изорваны, идем под голыми мачтами». Это дало надежду семьям, что экипаж жив.
Новозеландские власти организовали крупнейшую поисково-спасательную операцию в истории страны, покрыв более 615 000 квадратных морских миль. Семьи провели сотни частных поисковых вылетов.
Несмотря на все усилия, ни «Nina», ни семь человек на борту так и не были найдены, став современной морской загадкой.
В 1937 году советский академик Владимир Шулейкин дал научное объяснение массовым исчезновениям экипажей. Он назвал причиной звуковой феномен «Голос моря» — гул на частоте 7 герц, не воспринимаемой человеческим ухом.
Этот инфразвук губительно воздействует на психику человека, вызывая непреодолимое чувство страха и тревоги. Настолько сильное, что экипаж может выпрыгнуть за борт или покончить с собой.
Ученые выяснили, что в морях в обычный солнечный день могут внезапно появляться гигантские волны. Они возникают неожиданно и могут унести весь экипаж за борт.
«Военные корабли НАТО часто отмечали появление гигантских волн», — рассказывает капитан подводной лодки Крэйг Скерпен.

Причины исчезновения команд могут варьироваться: эпидемии, отравления, редкие природные явления, такие как блуждающие волны, инфразвук или выбросы метана.
Выбросы метана со дна океана могут создать «мертвые зоны» без кислорода, приводящие к мгновенной смерти всего живого на борту.
Согласно статистическим данным, ежегодно в открытом море пропадают десятки мореходов. Однако большинство этих случаев имеют объяснимые причины — штормы, аварии, технические поломки. Настоящие корабли-призраки, найденные без экипажа при загадочных обстоятельствах, встречаются значительно реже.
Тем не менее, даже в эпоху современных технологий такие случаи продолжают происходить. Среди наиболее известных современных судов-призраков:
2003 год — тайваньская шхуна High Aim 6 у берегов Новой Зеландии
2006 год — танкер Jian Seng у берегов Австралии
2007 год — катамаран Kaz II у Большого Барьерного рифа
2013 год — легендарная шхуна Nina в Тасмановом море
2020 год — грузовое судно MV Alta у берегов Ирландии
История судов-призраков — это больше чем морской фольклор. Это напоминание о том, что океан по-прежнему хранит множество секретов, а человек, несмотря на технический прогресс, остается маленьким перед лицом морской стихии.
От легендарной «Мэри Селест» до жуткого «Оуранг Медана» — каждое судно-призрак оставляет больше вопросов, чем ответов. Возможно, разгадка кроется в сочетании природных явлений, человеческих ошибок и простого невезения. А может быть, океан действительно забирает себе тех, кто осмеливается бросить ему вызов.
Пока волны бьются о берега, истории о судах-призраках будут продолжать волновать воображение. И кто знает — возможно, где-то в океанских просторах до сих пор дрейфует корабль, ждущий своего часа, чтобы стать героем новой загадочной истории.
Поддержать
 материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
 информацию о вас или вашем проекте