Цунами: как рождаются океанские «волны-убийцы»

  • 26.09.2025
  • 17:46
  • Редакция
Шрифт:

Природа цунами, глубоководные системы мониторинга и безопасность яхт: все о защите от океанских катастроф. Реальные советы капитанам и владельцам судов.

Цунами: как рождаются океанские «волны-убийцы»Источник изображения: electronic-sirens.com

В переводе с японского «цунами» означает «большая портовая волна» — и это определение как нельзя лучше передает суть явления. Цунами представляют собой длинные волны, вызываемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Практически незаметны в открытом море, но превращаются в разрушительный водяной вал в прибрежном мелководье. Каждый яхтсмен должен понимать природу этого явления — ведь знание может спасти жизнь.

Анатомия океанского убийцы: как рождается цунами

Механизм возникновения

Обычная волна — это поверхностное явление, которое возникает в результате того, что ветер воздействует на поверхность воды. В свою очередь, цунами затрагивает всю толщу воды от самого дна. Именно это различие делает цунами столь разрушительным.

Причиной образования катастрофических океанских волн может быть, в частности, вертикальное смещение дна и падение в океан крупного тела. Представьте себе гигантский поршень, который внезапно толкает всю толщу океана — примерно так работает механизм образования цунами.

Основные причины возникновения цунами:

1. Подводные землетрясения (85% всех случаев)

Чтобы подводное землетрясение вызвало цунами, должны совпасть несколько условий: магнитуда должна быть не меньше 6,5, а для действительно разрушительных волн — выше 7; очаг землетрясения должен находиться неглубоко, менее чем в 70 км под поверхностью Земли; должно произойти именно вертикальное смещение морского дна на большой площади.

2. Подводные оползни

Огромная масса скальной породы, льда или грунта, обрушившаяся в воду с берега или сорвавшаяся под водой, способна вызвать мощную волну. Часто такие оползни провоцируют те же землетрясения.

3. Извержения подводных вулканов

Взрыв, обрушение склона вулкана или попадание в воду больших объёмов раскалённой породы могут породить цунами. Обычно такие волны опасны лишь для ближайших побережий, так как быстро теряют силу.

Источник изображения: ru.geologyscience.com

Удивительные факты о цунами

Самое высокое цунами в истории человечества произошло не в океане, а в небольшом заливе. 9 июля 1958 года в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски в результате землетрясения магнитудой 8,3 с гор сошёл мощный оползень. В воды залива обрушилось около 30 млн м³ камней и льда. Это привело к образованию гигантской волны цунами, которая поднялась вверх по склону и достигла деревьев на высоте 524 м. Для сравнения: это выше, чем 160-этажное здание!

Цунами могут пересекать океаны со скоростью 600–900 километров в час. Для сравнения: скорость реактивных самолётов обычно составляет около 1 200 километров в час. В глубоких водах эти волны могут быть ниже одного метра, но, приближаясь к суше, они замедляют свой бег и вырастают до 30–40 метров у крутых берегов.

География разрушения: где цунами наиболее опасны

90% всех зарегистрированных цунами отмечено в Тихом океане. Это связано с так называемым «Огненным кольцом» — зоной повышенной сейсмической активности, опоясывающей Тихий океан.

Наиболее опасные регионы:

  • Японские острова и их акватория
  • Алеутские острова
  • Курильские острова
  • Побережье Чили и Перу
  • Западное побережье США
  • Индонезийский архипелаг

Цунами-опасными районами нашей страны являются Курилы, Камчатка, Сахалин, побережье Тихого океана.

Самые разрушительные цунами в истории

Северо-Курильск, 5 ноября 1952 года

Ранним утром 5 ноября мощные подземные толчки силой 8,3 балла потрясли Курильские острова. Спустя всего несколько минут на город Северо-Курильск обрушилась гигантская стена воды высотой 12 метров. Волна прошла вглубь острова на полтора километра, практически полностью стерев населенный пункт с лица земли.

Официальные данные о катастрофе долгие годы засекречивались советскими властями. Первоначально милиция Сахалинской области сообщила о 2336 погибших, однако это число касалось лишь опознанных жертв. Реальные масштабы трагедии значительно больше — современные исследователи оценивают общее число погибших от 8 до 14 тысяч человек. Эта трагедия заставила правительство СССР кардинально пересмотреть подходы к защите населения, положив начало созданию первой отечественной системы мониторинга цунами на Дальнем Востоке.

Индийский океан, 26 декабря 2004 года

26 декабря 2004 г. произошло землетрясение в Индийском океане, близ западного берега северной части острова Суматра. Землетрясение силой 8,9-9 баллов спровоцировало возникновение цунами, которое за несколько часов обрушилось на 14 стран Индийского океана: Индонезию, Шри-Ланку, Индию, Таиланд, Мальдивы, Малайзию, Мьянму, Бангладеш, а также достигло африканского побережья — Сомали, Кении, Танзании и даже ЮАР. Высота волны достигла 30 м. Общее количество погибших составило около 230 тысяч человек.

Это цунами стало переломным моментом в истории защиты от морских катастроф — впервые мировое сообщество осознало необходимость глобальных систем предупреждения.

Япония, 11 марта 2011 года

11 марта 2011 года у северо-восточного побережья Японии произошло землетрясение магнитудой 9,0. Оно вызвало сильное цунами, приведшее к гибели более 20 тыс. человек. 6 тыс. человек были ранены, без вести пропавшими числятся 2,5 тыс. человек.

Самым страшным последствием стала авария на АЭС «Фукусима-1», последствия которой ликвидируются до сих пор.

Источник изображения: 23.mchs.gov.ru

Современные системы раннего предупреждения

Принцип работы глобальной сети

Современная система предупреждения о цунами — это сложный технологический комплекс, работающий в режиме реального времени. Система предупреждения о цунами состоит из двух одинаково важных компонентов: сети датчиков, которые обнаруживают цунами, и системы коммуникаций, с помощью которой о нём заблаговременно предупреждается население прибрежных районов в опасных участках.

Технология DART: глаза в океанской бездне

Основой современных систем стала технология DART (Deep-Ocean Assessment and Reporting of Tsunami) — система глубоководного мониторинга и оповещения о цунами. На рубеже тысячелетий проект DART достиг планируемой цели, позволяя практически в реальном времени получать характеристики волн цунами открытого океана.

Как работает система DART:

  1. Донная станция на глубине до 6 км регистрирует изменения давления воды
  2. При обнаружении аномалии данные передаются на поверхностный буй
  3. Буй через спутниковую связь передает информацию в центры мониторинга
  4. Компьютерные модели рассчитывают траекторию и время прихода волн

Сейчас в бассейне Тихого океана отслеживают появление цунами примерно 50 буев, принадлежащих разным странам.

Российская система предупреждения

3 территориальных Центра предупреждения о цунами, две донные гидрофизические станции в открытом океане, высокоскоростные каналы сбора и распространения информации, современные технологии и средства для оповещения об угрозе цунами — так выглядит российская система сегодня.

В ноябре 2010 года правительство РФ успешно запустило в эксплуатацию систему раннего предупреждения о цунами на основе DART юго-восточнее Итурупа (Курильские острова) на глубине пяти километров.

А недавно российские исследователи разработали инновационный метод прогнозирования цунами. Система способна выдавать предупреждения о надвигающейся катастрофе за 2,5 суток до её начала. В основе метода лежит анализ электромагнитных сигналов, генерируемых земной корой.

Как защитить яхту от цунами: практические рекомендации

Реальный опыт: как яхтсмены переживали цунами

В 2010 году владелец 12-метровой парусной яхты столкнулся с цунами на Галапагосских островах. Его судно находилось в небольшой марине, когда начались первые признаки стихии.

«Сначала мы не поняли, что происходит. Вода стала резко уходить — за пять минут уровень упал на полтора метра, обнажив дно марины. Наша яхта практически села на грунт», — вспоминает яхтсмен. — «Затем вода с ревом вернулась, поднявшись выше обычного уровня. Это повторялось несколько раз. Течения достигали 6-8 узлов, швартовые натягивались как струны, а рядом с нами образовывались опасные водовороты».

Попытка покинуть марину чуть не закончилась катастрофой — из-за мощных разнонаправленных течений управлять яхтой стало невозможно. Экипаж принял решение остаться на месте, максимально усилив швартовку.

Пуэрто Айора, Галапагосские острова
Источник изображения: cognitours.ru

Признаки приближающегося цунами

Любой капитан должен уметь распознавать природные сигналы надвигающейся катастрофы:

  • подземные толчки интенсивностью от 6 баллов с продолжительностью колебаний свыше 20 секунд
  • резкое обнажение морского дна — отступление воды от привычной береговой линии (принцип: чем значительнее отлив, тем мощнее ожидаемые волны)
  • аномальное снижение водного уровня в период прилива, прекращение характерного шума прибоя
  • неестественное замутнение прибрежных вод при отсутствии ветрового волнения
  • массовая гибель морской фауны, всплытие мертвой рыбы

Важно помнить: часто перед цунами вода уходит от берега, но этот феномен происходит не всегда. Не ждите момента, когда вы сможете видеть цунами – может быть уже поздно.

Алгоритм действий для яхтсменов

Если вы в марине или у причала:

  1. Оцените ситуацию
    Волны цунами могут достичь берега через 10-20 минут после начала землетрясения
  2. Примите решение о выходе в море
    Если есть время и условия позволяют — срочно выходите на глубину более 50 метров. Казалось бы парадоксально, но цунами практически не представляют угрозы для судов, находящихся на достаточном удалении от берега — минимальная безопасная глубина составляет от 50 метров. В глубоководной части океана эти волны движутся с невероятной скоростью — почти тысяча километров в час. Однако их характер кардинально отличается от привычных нам волн: при огромной протяженности (от 100 до 300 км между гребнями) высота составляет лишь несколько метров, что делает их практически незаметными для мореплавателей.
  3. При невозможности выхода
    Укрепите швартовы, подготовьте дополнительные кранцы, освободите палубу от ненужных предметов. Держите двигатель готовым к запуску для экстренного маневрирования. Постоянно контролируйте глубину под килем — при резком отливе можно сесть на мель. Имейте запасной якорь наготове для экстренной постановки.

Если вы в открытом море:

  1. Не паникуйте
    Помните: в открытом океане цунами практически не ощущается
  2. Держитесь на глубине
    Не приближайтесь к берегу до отмены предупреждения
  3. Следите за сводками
    Поддерживайте связь со службами спасения

Техническая подготовка яхты

Обязательное оборудование для яхт в цунамиопасных районах:

  1. Системы связи
  • VHF-радио с каналами экстренной связи
  • Спутниковая связь или EPIRB
  • Мобильная связь с запасными аккумуляторами
  1. Навигационное оборудование
  • GPS с картплоттером
  • Эхолот для контроля глубин
  • Барометр для отслеживания изменений давления
  1. Безопасность
  • Спасательный плот
  • Спасательные жилеты для всех на борту
  • Аварийные сигналы

Планирование маршрута в цунамиопасных районах

  1. Изучите местную историю цунами
    Узнайте, когда и какой силы цунами происходили в регионе вашего плавания.
  2. Определите безопасные глубины
    Отметьте на карте зоны глубже 50 метров, куда можно быстро уйти.
  3. Запланируйте альтернативные маршруты
    Всегда имейте план эвакуации в открытое море.
  4. Изучите систему предупреждений
    Знайте частоты радиосвязи местных служб спасения.

Психологические аспекты: как сохранить хладнокровие

Подготовка экипажа

Обучение команды:

  1. Регулярные учения по действиям при чрезвычайных ситуациях
  2. Изучение признаков приближающегося цунами
  3. Отработка процедур экстренного покидания швартовки/ якорной стоянки

Психологическая подготовка:

  • Обсуждение возможных сценариев
  • Распределение ролей в экстренной ситуации
  • Отработка алгоритмов принятия решений

Если вы знаете, что делать в случае предупреждения о цунами, вы сможете уберечь себя и людей рядом с вами. Знание — лучшее лекарство от паники.

Основные принципы:

  • Сохраняйте спокойствие и действуйте по плану
  • Четко отдавайте команды экипажу
  • Не теряйте времени на попытки спасти имущество
  • Помните: жизнь важнее любой яхты

Особенности цунами в разных морях

Тихий океан: эпицентр угрозы

Самое печально известное место, где происходят цунами, – это так называемый «Огненный круг» в Тихом океане, где литосферные плиты сталкиваются, создают землетрясения и стимулируют вулканическую активность.

Для яхтсменов, планирующих трансокеанские переходы в Тихом океане, особенно важно:

  • Изучить сезонность землетрясений
  • Планировать остановки в портах с развитой системой предупреждения
  • Иметь на борту спутниковую связь

Индийский океан: уроки 2004 года

Трагедия 26 декабря 2004 года кардинально изменила подходы к морской безопасности в регионе. ООН приняла решение о создании Системы предупреждения о цунами в Индийском океане, которая начала работу в 2006 году и сегодня включает 28 стран-участниц.

Для яхтсменов это означает наличие надежной сети мониторинга: система способна обнаружить цунами и передать предупреждение всем судам в акватории в течение 15-20 минут после землетрясения.

Средиземное море и другие регионы

Хотя цунами в Средиземном море редки, они возможны. Там, где мини-цунами происходят более или менее регулярно, они получили свои собственные имена: например, на Балеарских островах им дали название «риссага». Особенно известны риссаги в бухте Сьютаделла, что на западном побережье Менорки.

Заключение: знание — ваш главный спасательный круг

Цунами – редкое, но одно из наиболее смертоносных стихийных бедствий. Но для подготовленного яхтсмена это управляемый риск. Знание природы цунами, понимание работы систем предупреждения и четкий план действий — ваша лучшая защита от океанских волн-убийц.

Море может быть беспощадным, но оно также предсказуемо для тех, кто умеет его читать. Оставайтесь бдительными, изучайте природу океана и помните: в морском деле не бывает мелочей.

Источник изображения: wetsails.com
Обсуждаем этот и другие материалы
в нашем Telegram-канале
Присоединиться

Поделиться:

Поддержать материал:

Автора поддержали:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!