Природа цунами, глубоководные системы мониторинга и безопасность яхт: все о защите от океанских катастроф. Реальные советы капитанам и владельцам судов.
Источник изображения: electronic-sirens.com
В переводе с японского «цунами» означает «большая портовая волна» — и это определение как нельзя лучше передает суть явления. Цунами представляют собой длинные волны, вызываемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Практически незаметны в открытом море, но превращаются в разрушительный водяной вал в прибрежном мелководье. Каждый яхтсмен должен понимать природу этого явления — ведь знание может спасти жизнь.
Обычная волна — это поверхностное явление, которое возникает в результате того, что ветер воздействует на поверхность воды. В свою очередь, цунами затрагивает всю толщу воды от самого дна. Именно это различие делает цунами столь разрушительным.
Причиной образования катастрофических океанских волн может быть, в частности, вертикальное смещение дна и падение в океан крупного тела. Представьте себе гигантский поршень, который внезапно толкает всю толщу океана — примерно так работает механизм образования цунами.
1. Подводные землетрясения (85% всех случаев)
Чтобы подводное землетрясение вызвало цунами, должны совпасть несколько условий: магнитуда должна быть не меньше 6,5, а для действительно разрушительных волн — выше 7; очаг землетрясения должен находиться неглубоко, менее чем в 70 км под поверхностью Земли; должно произойти именно вертикальное смещение морского дна на большой площади.
2. Подводные оползни
Огромная масса скальной породы, льда или грунта, обрушившаяся в воду с берега или сорвавшаяся под водой, способна вызвать мощную волну. Часто такие оползни провоцируют те же землетрясения.
3. Извержения подводных вулканов
Взрыв, обрушение склона вулкана или попадание в воду больших объёмов раскалённой породы могут породить цунами. Обычно такие волны опасны лишь для ближайших побережий, так как быстро теряют силу.
Самое высокое цунами в истории человечества произошло не в океане, а в небольшом заливе. 9 июля 1958 года в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски в результате землетрясения магнитудой 8,3 с гор сошёл мощный оползень. В воды залива обрушилось около 30 млн м³ камней и льда. Это привело к образованию гигантской волны цунами, которая поднялась вверх по склону и достигла деревьев на высоте 524 м. Для сравнения: это выше, чем 160-этажное здание!
Цунами могут пересекать океаны со скоростью 600–900 километров в час. Для сравнения: скорость реактивных самолётов обычно составляет около 1 200 километров в час. В глубоких водах эти волны могут быть ниже одного метра, но, приближаясь к суше, они замедляют свой бег и вырастают до 30–40 метров у крутых берегов.
90% всех зарегистрированных цунами отмечено в Тихом океане. Это связано с так называемым «Огненным кольцом» — зоной повышенной сейсмической активности, опоясывающей Тихий океан.
Наиболее опасные регионы:
Цунами-опасными районами нашей страны являются Курилы, Камчатка, Сахалин, побережье Тихого океана.
Ранним утром 5 ноября мощные подземные толчки силой 8,3 балла потрясли Курильские острова. Спустя всего несколько минут на город Северо-Курильск обрушилась гигантская стена воды высотой 12 метров. Волна прошла вглубь острова на полтора километра, практически полностью стерев населенный пункт с лица земли.
Официальные данные о катастрофе долгие годы засекречивались советскими властями. Первоначально милиция Сахалинской области сообщила о 2336 погибших, однако это число касалось лишь опознанных жертв. Реальные масштабы трагедии значительно больше — современные исследователи оценивают общее число погибших от 8 до 14 тысяч человек. Эта трагедия заставила правительство СССР кардинально пересмотреть подходы к защите населения, положив начало созданию первой отечественной системы мониторинга цунами на Дальнем Востоке.
26 декабря 2004 г. произошло землетрясение в Индийском океане, близ западного берега северной части острова Суматра. Землетрясение силой 8,9-9 баллов спровоцировало возникновение цунами, которое за несколько часов обрушилось на 14 стран Индийского океана: Индонезию, Шри-Ланку, Индию, Таиланд, Мальдивы, Малайзию, Мьянму, Бангладеш, а также достигло африканского побережья — Сомали, Кении, Танзании и даже ЮАР. Высота волны достигла 30 м. Общее количество погибших составило около 230 тысяч человек.
Это цунами стало переломным моментом в истории защиты от морских катастроф — впервые мировое сообщество осознало необходимость глобальных систем предупреждения.
11 марта 2011 года у северо-восточного побережья Японии произошло землетрясение магнитудой 9,0. Оно вызвало сильное цунами, приведшее к гибели более 20 тыс. человек. 6 тыс. человек были ранены, без вести пропавшими числятся 2,5 тыс. человек.
Самым страшным последствием стала авария на АЭС «Фукусима-1», последствия которой ликвидируются до сих пор.
Современная система предупреждения о цунами — это сложный технологический комплекс, работающий в режиме реального времени. Система предупреждения о цунами состоит из двух одинаково важных компонентов: сети датчиков, которые обнаруживают цунами, и системы коммуникаций, с помощью которой о нём заблаговременно предупреждается население прибрежных районов в опасных участках.
Основой современных систем стала технология DART (Deep-Ocean Assessment and Reporting of Tsunami) — система глубоководного мониторинга и оповещения о цунами. На рубеже тысячелетий проект DART достиг планируемой цели, позволяя практически в реальном времени получать характеристики волн цунами открытого океана.
Как работает система DART:
Сейчас в бассейне Тихого океана отслеживают появление цунами примерно 50 буев, принадлежащих разным странам.
3 территориальных Центра предупреждения о цунами, две донные гидрофизические станции в открытом океане, высокоскоростные каналы сбора и распространения информации, современные технологии и средства для оповещения об угрозе цунами — так выглядит российская система сегодня.
В ноябре 2010 года правительство РФ успешно запустило в эксплуатацию систему раннего предупреждения о цунами на основе DART юго-восточнее Итурупа (Курильские острова) на глубине пяти километров.
А недавно российские исследователи разработали инновационный метод прогнозирования цунами. Система способна выдавать предупреждения о надвигающейся катастрофе за 2,5 суток до её начала. В основе метода лежит анализ электромагнитных сигналов, генерируемых земной корой.
В 2010 году владелец 12-метровой парусной яхты столкнулся с цунами на Галапагосских островах. Его судно находилось в небольшой марине, когда начались первые признаки стихии.
«Сначала мы не поняли, что происходит. Вода стала резко уходить — за пять минут уровень упал на полтора метра, обнажив дно марины. Наша яхта практически села на грунт», — вспоминает яхтсмен. — «Затем вода с ревом вернулась, поднявшись выше обычного уровня. Это повторялось несколько раз. Течения достигали 6-8 узлов, швартовые натягивались как струны, а рядом с нами образовывались опасные водовороты».
Попытка покинуть марину чуть не закончилась катастрофой — из-за мощных разнонаправленных течений управлять яхтой стало невозможно. Экипаж принял решение остаться на месте, максимально усилив швартовку.
Любой капитан должен уметь распознавать природные сигналы надвигающейся катастрофы:
Важно помнить: часто перед цунами вода уходит от берега, но этот феномен происходит не всегда. Не ждите момента, когда вы сможете видеть цунами – может быть уже поздно.
Если вы в марине или у причала:
Если вы в открытом море:
Обязательное оборудование для яхт в цунамиопасных районах:
Обучение команды:
Психологическая подготовка:
Если вы знаете, что делать в случае предупреждения о цунами, вы сможете уберечь себя и людей рядом с вами. Знание — лучшее лекарство от паники.
Основные принципы:
Самое печально известное место, где происходят цунами, – это так называемый «Огненный круг» в Тихом океане, где литосферные плиты сталкиваются, создают землетрясения и стимулируют вулканическую активность.
Для яхтсменов, планирующих трансокеанские переходы в Тихом океане, особенно важно:
Трагедия 26 декабря 2004 года кардинально изменила подходы к морской безопасности в регионе. ООН приняла решение о создании Системы предупреждения о цунами в Индийском океане, которая начала работу в 2006 году и сегодня включает 28 стран-участниц.
Для яхтсменов это означает наличие надежной сети мониторинга: система способна обнаружить цунами и передать предупреждение всем судам в акватории в течение 15-20 минут после землетрясения.
Хотя цунами в Средиземном море редки, они возможны. Там, где мини-цунами происходят более или менее регулярно, они получили свои собственные имена: например, на Балеарских островах им дали название «риссага». Особенно известны риссаги в бухте Сьютаделла, что на западном побережье Менорки.
Цунами – редкое, но одно из наиболее смертоносных стихийных бедствий. Но для подготовленного яхтсмена это управляемый риск. Знание природы цунами, понимание работы систем предупреждения и четкий план действий — ваша лучшая защита от океанских волн-убийц.
Море может быть беспощадным, но оно также предсказуемо для тех, кто умеет его читать. Оставайтесь бдительными, изучайте природу океана и помните: в морском деле не бывает мелочей.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте