Валерий Писанов — автор книг «Капитан Очевидность. Или все капитаны делают это» и «Ошибки выжившего. Дневник трансатлантики», яхтсмен, блогер и человек, сумевший превратить мечту о морских путешествиях в реальность.
В феврале 2024 года они завершили трансатлантический переход, преодолев около 4000 морских миль от Черногории до Мартиники. Сейчас их яхта «Виола» стоит на Тринидаде, а Валерий с супругой Ириной временно вернулись в Россию. Мы поговорили с Валерием о том, как решиться на кардинальные перемены в жизни, что помогает сохранить отношения в замкнутом пространстве яхты и почему важно говорить не только о романтике моря, но и о его опасностях.
— Традиционный вопрос, который мы задаем нашим гостям: когда зародилась мечта уйти в море? С чего все началось?
— Я долго над этим думал. Возможно, это был кризис среднего возраста. В какой-то момент я просто понял, что всё, что я ни делаю, всё идет по какому-то замкнутому кругу. Как крысиные бега. Одно и то же… Работа, дом, работа, дом, изредка – выезды в отпуск. Однообразие, к которому мы так или иначе все рано или поздно приходим. И как-то хотелось всё кардинально поменять.
— Что стало тем решающим моментом, когда мечта о яхтенной жизни превратилась из романтической фантазии в конкретный жизненный план?
— Было много предпосылок. Это был длинный путь, растянувшийся почти на десять лет – от первой мысли «а почему бы не попробовать?» до переезда на яхту. Не было какой-то определенной предпосылки – мы шли к этой цели постепенно, маленькими шагами. Очень помогло, что мы шли к ней вместе с супругой Ириной. Это была наша общая мечта, которая нравилась нам обоим.
— Очень интригует название вашей книги и ваш псевдоним «Капитан Очевидность». Как появилась эта идея? Что вы хотели этим подчеркнуть?
— Мне кажется, я всегда говорю простые и очевидные вещи. Раньше много занимался блогерством, и мне приходило в голову, что я просто констатирую: белое — это белое, в море бывают штормы, вода мокрая…
Я долго размышлял над псевдонимом «Капитан Очевидность». Посмотрел на остальных яхтенных блогеров: все называют себя «Капитан…» и присваивают свое какое-то имя. А я в ложной скромности всегда боялся себя афишировать, думал: ну зачем это?
Один раз попробовал назвать себя так в одном из роликов, и подписчики сказали: «Круто!». Мне показалось, что это здорово. Сейчас, когда вышли книги, я слежу за продажами, и мне кажется, что первая продается лучше, и название играет в этом не последнюю роль.
— Валерий, в вашей истории удивительным образом сочетаются романтический порыв мечтателя и прагматизм предпринимателя. Как вам удается балансировать между авантюрным желанием уйти в море и холодным финансовым планированием?
— Сложно, на самом деле сложно. Сколько мы находимся в яхтинге, постоянно на грани – идти или не идти. Как говорят, либо думаешь сердцем, либо головой. Если бы я всегда руководствовался холодным, трезвым разумом, наверное, никуда бы не отправился. Так вот по жизни складывается, что в какой-то момент просто нужно прислушаться к сердцу. Я слушаю сердце, и приходится рисковать.
— Сколько различных способов заработка вы перепробовали за время путешествий?
— У меня до сих пор сохранилась таблица доходов с 2015 года, когда мы только уехали в Черногорию. Поначалу было сложно: переход на иностранную валюту, новые налоговые условия. С самого начала я не понимал, куда уходят деньги, поэтому завел строгий учет – установил специальное приложение и записывал все доходы и расходы.
В лучшие времена, до санкций, у нас было около десяти источников дохода. Вот основные:
Часто работа вытекала именно из блогерства. YouTube для нас стал не столько источником дохода, сколько рекламной площадкой. Благодаря каналу нас замечали, приглашали, предлагали работу. Уже практически два года мы не ведем канал – монетизация отключена, да и создание любого ролика отнимает много времени. Но всё равно канал остается обложкой наших с Ириной трудов и это до сих пор помогает нам.
— Какой способ заработка стал для вас самым неожиданным открытием?
— Самым неожиданным открытием для меня стали донаты. Изначально, когда я только начинал на YouTube, был нацелен только на ежемесячные платежи за просмотры. Но в какой-то момент появились люди, которые стали оценивать нашу работу по-настоящему.
Помню случай с «Даниэлой» (прим. редакции – вторая яхта Валерия и Ирины): кто-то прислал посылку с солнечными панелями, сказав: «Вам это нужно». Поначалу мне было неуютно и стыдно, казалось, что я ничего не сделал, а люди мне помогают. Я до сих пор отношусь к этому как к чему-то нехорошему со своей стороны, хотя понимаю: не будь этих людей, которые поддержали донатами, может, ничего бы и не сложилось.
Я помню разговоры, что российские зрители никогда не станут платить за информацию. Жил с таким заблуждением. Оказалось, наши люди ничем не отличаются от других – всегда найдутся те, кто готов платить за качественный контент. И более того, сейчас будучи в России, когда я вижу какой-то контент, который мне нравится, я начинаю донатить людям. Как говорится, подарки дарить всегда приятнее, чем получать. Когда есть возможность – почему бы и нет?
— Какой совет дадите тем, кто только раздумывает о том, чтобы переехать на яхту?
— Знаете, чем дольше я в яхтинге, тем осторожнее становлюсь со своими советами. В первые годы жизни на яхте я был полон энтузиазма. Казалось: это круто, всем надо попробовать! Я смог — значит, и вы сможете, давайте все переезжать на яхты!
Но время прошло, розовые очки слетели. Теперь, когда друзья спрашивают совета, я более осторожно отношусь к этим призывам и где-то даже отговариваю. «Ребята, не надо, хорошенько всё обдумайте», – говорю. Потому что это очень тяжело.
— В вашей книге «Капитан Очевидность. Или все капитаны делают это» вы отмечали, что переезд на яхту – настоящее испытание отношений на прочность. Как вам удается сохранять любовь и уважение друг к другу в условиях постоянного пребывания вдвоем в ограниченном пространстве, под воздействием стресса, качки и непредсказуемости моря?
— Хороший вопрос. Честно говоря, он очень непростой, и мне сложно дать однозначный ответ.
С Ириной мы много раз об этом говорили: наша любовь переросла в нечто большее, чем просто отношения. Сейчас модно критиковать такую привязанность, называя её зависимостью. Но я считаю, что это неправильно – это настоящая любовь. Если я не вижу Ирину сутки, мне становится некомфортно.
Море – настоящий индикатор наших отношений. Ещё до выхода в океан я много читал и слышал от опытных капитанов: после долгих переходов ты с человеком либо дружишь до конца жизни, либо никогда больше не пересечешься.
У нас с Ириной – не первый брак, мы уже имели жизненный опыт. Мы много разговариваем внутри семьи. Оказалось, что наш внутренний мир, видение идеального мира, формировались в одном направлении. У нас сложилось одинаковое представление об идеальной семье и отношениях.
Брак – это постоянная работа. На яхте невозможно просто хлопнуть дверью и уйти. Ты находишься в море и вынужден работать над отношениями. Главное – уметь разговаривать, слышать друг друга, идти на уступки и начинать с себя. Прощать.
Нас очень сблизило то, что мы, как в детстве, так и потом, читали одни и те же книги. А книги для меня – особый формат влияния, гораздо сильнее, чем фильмы или блоги. Например, книга «Два мира» Александра Сухарева и Анжелики Плаховой стала тем последним толчком к нашему морскому путешествию.
— Какие внутренние договоренности и правила помогают вам с Ириной не просто сохранять брак, но и делать его крепче с каждой морской милей?
— Есть один базовый принцип: относиться к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В семье это особенно важно.
Существуют универсальные правила, которые работают практически во всех человеческих отношениях – не только в любви. Хотя, признаю, в бизнесе они не всегда применимы. Но в личных отношениях — это золотое правило: делай по отношению к другому то, чего хотел бы для себя.
— Какие нестандартные бытовые решения вы придумали, чтобы сделать яхтенную жизнь максимально комфортной?
— Таких бытовых нюансов очень много, из которых складывается ровная повседневная жизнь. Например, с парусами: если погода хорошая и нет аврала, я стараюсь работать один, не привлекая Ирину.
Но сейчас о рутине. Именно она убивает любовь. Когда-то я принял важное решение: раз Ирина всегда готовит, я буду мыть посуду. Причем не просто изредка, а постоянно. Эту «грязную» работу я полностью взял на себя. Поначалу было тяжело – как так вообще? Но пришлось преодолеть себя.
Таких мелочей, которые делают совместную жизнь комфортной, на самом деле очень много. И то, о чем я говорю, – просто то, что лежит на поверхности.
— Валерий, в своей второй книге «Ошибки выжившего» вы делитесь подробностями аварийной ситуации, которая произошла во время трансатлантического перехода. Расскажите, какие ключевые выводы вы извлекли для себя из того экстремального опыта?
— Во время первого океанского перехода на Канары, а это было ещё на «Даниэле», у нас не было связи с миром. После этого я даже записал видео, что больше в океан без связи не выйду. И когда мы потом шли через Атлантику, у нас была сторонняя связь с внешним миром, которая сыграла большую роль, чтобы решить критическую ситуацию.
После трансатлантики я принял для себя два важных правила. Во-первых, никогда не выходить в океан без спасательного плота. Но возвращаясь к самому началу, это была именно та тонкая грань, по которой я всегда хожу.
С одной стороны, без спасательного плота ни один нормальный капитан не выйдет. Но тогда, если бы я закрывал все пункты в своем списке необходимых вещей, я бы никогда не вышел в море. И хотя плот нам и не потребовался, но этот внутренний груз довлел. Это была психологическая нагрузка – постоянное ощущение, что в случае чего придется как-то доставать и надувать шлюпку.
Во-вторых, я понял, что в море невозможно быть готовым на сто процентов. Даже будь у тебя тройная защита и все возможные помпы, ты не застрахован от непредвиденных ситуаций. Главное – собранность капитана, готовность встретить непредвиденные ситуации. Всё зависит от капитана, от подготовки экипажа. Не последнюю роль играет и элемент везения. Он присутствовал и в нашем переходе. Если бы поломка случилась ночью – я не знаю, как бы развивались события.
— Переход через океан стал настоящей проверкой характера. Как изменилось ваше понимание яхтинга и собственных возможностей?
— Океан – он многому учит. Наверное, это даже тема отдельного разговора – переход океана и его влияние на человека.
До похода у меня были романтические мысли о кругосветке – мол, пройдем везде и всюду. А после океана взгляд кардинально изменился.
Хочется ли мне по-прежнему в кругосветку? Да, хочется. Но теперь я смотрю на это более трезво. Как говорится, выпьем за то, чтобы наши желания соответствовали возможностям. Если прибрежное море многое прощает, то в океане такого нет. Один-два раза может повезти, но на третий уже не стоит надеяться.
Поэтому идти в кругосветку, не закрыв все пункты безопасности – это на грани глупости. Я себе такого позволить не могу.
— Долгие переходы – это всегда экзамен для экипажа. Что нового вы с Ириной открыли друг в друге во время этого путешествия?
— У нас уже были долгие переходы до этого, поэтому ничего нового мы друг в друге не открыли. Просто наши отношения ещё больше окрепли. Мне кажется, мы стали еще ближе.
— Бывало ли вам скучно во время перехода океана?
— Да, если бы не произошел этот случай с потерей валовой линии, да и вспомнить было бы не о чем. Океанский переход – это сплошная рутина. Если еще нет шторма, ну или какого-то запредельного ветра, то просто идешь, работаешь, и день за днем – одно и то же.
К определенному возрасту приходит умение быть интересным самому себе. На яхте всегда найдется дело – то привести в порядок, то еще что-то. Основное занятие – чтение книг. Как капитан, я постоянно занят: прокладываю курс, веду судовой журнал и личный дневник. Записываю свои мысли, наблюдения. Такая работа помогает.
— Ваша яхта сейчас на Тринидаде, вы в России. Каким вы видите ближайший сценарий развития событий? Может быть уже есть конкретный план?
— Честно говоря, сейчас мы с Ириной на настоящих эмоциональных качелях. Этот последний месяц для нас очень непростой. Ключевой точкой станет выставка «Московское Боут Шоу» – после неё я, как капитан, должен принять решение: летим мы на яхту или нет.
Вижу два сценария развития событий. Первый, более благоприятный для меня – мы продаём весь напечатанный тираж книг и по завершении выставки сразу летим на лодку. Второй вариант – остаёмся в России ещё на год. Как ни крути, все упирается в деньги и бюджет.
— В вашей истории всегда прослеживается запас прочности и внутренняя устойчивость. Что сейчас является для вас точкой опоры и источником мотивации продолжать начатое?
— Для меня лично – Ирина. Когда-то, в самом начале нашего пути, я был тем, кто увлеченно рассказывал ей о море, океанах, белых парусах и романтике путешествий. А сейчас всё наоборот – она меня вдохновляет и подталкивает продолжать.
Бывают моменты, когда мне кажется, что хватит, пора остановиться, а она говорит: «Нет, давай ещё поедем». Конечно, я сейчас немного утрирую – на самом деле все происходит не так прямолинейно. Но суть в том, что Ирина остается моим главным источником энергии и мотивации.
— Были ли моменты, когда казалось, что мечта становится невыносимой ношей? Точки кипения, когда хотелось всё бросить?
— Да, такие моменты были и до сих пор периодически всплывают. Хочется всё бросить – и часто. Может быть, это свойственно только мне, а может всем. Просто не каждый признается в этом.
Стоит появиться сложностям, как сразу возникает мысль: «Зачем всё это?». Но эта секундная слабость развеивается, когда продолжаешь идти дальше. Тогда, понимаешь: оно того стоило, стоило, чтобы за это побороться, чтобы жить с мечтой.
— В чем принципиальная разница между сухопутной и морской жизнью?
— Сейчас для меня практически нет разницы между сухопутной и морской жизнью. Мы уже полгода на суше. Внешняя картинка – улицы, дома, асфальт либо море, паруса, горы – давно приелась. Просто не замечаешь окружающую обстановку. Главное – жизнь рядом с близким человеком.
Для обычных людей море — это что-то особенное, они ждут лета, мечтают выбраться к воде. А для меня море уже стало скорее агрессивной средой. Купаюсь только по строгой необходимости. Хотя так было не всегда.
Важнее другое – уютный вечер вдвоем с супругой, возможность поговорить по душам. Не всегда получается, но, когда удается провести время по-настоящему продуктивно, получаешь настоящее удовольствие.
— Есть ли у вас девиз по жизни?
Мой девиз: «Делай, что должно, и будь, что будет». Он пришел ко мне в море лет пять назад. Особенно актуальным стал в последние годы, когда планы буквально рушились на глазах, а ты просто не знал, что делать. Я постоянно ловил себя на мысли: «Что мне делать в этой ситуации?» И просто делал то, что считал правильным.
Книги Валерия Писанова «Капитан Очевидность. Или все капитаны делают это» и «Ошибки выжившего. Дневник трансатлантики» можно будет приобрести у автора на Московском Боут Шоу 2025. Заметками и рассуждениями как о морской, так и сухопутной жизни Валерий делится в Telegram-канале Sailing Life и YouTube канале «Yacht Daniela».
Фото из личного архива Валерия Писанова.