Легендарные водовороты: между мифом и реальностью

  • 1.12.2025
  • 15:02
  • Редакция
Шрифт:

Могут ли водовороты поглотить корабль? Легенды о Харибде, Мальстрёме и Корриврекане: что правда, что миф, и чего опасаться яхтсменам сегодня.

Легендарные водовороты: между мифом и реальностьюИсточник изображения: shedevrum.ai

Когда древнегреческий герой Одиссей проплывал между скалой Сциллы и пучиной Харибды, он выбирал между двумя смертельными опасностями. Шестиглавое чудовище с одной стороны, водоворот, трижды в день поглощающий морские воды — с другой. Эта сцена из «Одиссеи» Гомера стала крылатым выражением, обозначающим выбор между двумя бедами. Но что стояло за этими образами? Существовали ли на самом деле водовороты, способные поглотить корабль

Многие легендарные водовороты имеют вполне реальные прототипы. За столетия мореплавания моряки накопили богатый опыт встреч с этими природными явлениями, а современная океанология объяснила их механизмы. Давайте проследим путь от античных мифов к научному пониманию — и выясним, насколько опасны водовороты для современных яхтсменов.

Мессинский пролив: где родились Сцилла и Харибда

Миф, который пережил тысячелетия

Мессинский пролив между Сицилией и материковой Италией — место рождения одного из самых известных морских мифов. Гомер поместил сюда двух чудовищ: шестиглавую Сциллу, хватающую моряков с проходящих кораблей, и Харибду — олицетворение всепоглощающей морской пучины.

Согласно «Одиссее», Харибда представляла собой морское божество, обитающее под скалой. Трижды в день она жадно поглощала огромное количество морской воды, создавая смертельный водоворот, а затем извергала её обратно. Название Харибда этимологически восходит к древнегреческому слову, означающему «водоворот».

Одиссей, проплывая через пролив, должен был сделать страшный выбор. Волшебница Цирцея предупредила его: Харибда погубит всех, тогда как Сцилла схватит лишь шестерых. Герой принял решение пожертвовать шестью товарищами ради спасения остальных, прижавшись к скале Сциллы.

Сцилла и Харибда
Источник изображения: 24smi.org

Реальность Мессинского пролива

Современные исследования подтверждают существование водоворотов в Мессинском проливе. По проливу проходит местное приливно-отливное течение, которое итальянцы называют Рема. Оно направляется то с севера на юг, то с юга на север. Когда северное течение встречается с южным, идущим вдоль берегов Калабрии и Сицилии, возникают завихрения и образуются небольшие воронки.

Особенно активны водовороты во время и после полнолуния — в Мессинском проливе может наблюдаться от одиннадцати до четырнадцати приливов и отливов в день. Самые мощные воронки возникают при южном ветре.

Интересно, что регион неоднократно подвергался сильным землетрясениям. Разрушительная серия толчков 5 февраля 1783 года могла изменить подводный рельеф пролива, ослабив водовороты. Древний историк Фукидид объяснял явление водоворота взаимным действием встречающихся волн Сицилийского и Тарентского морей — и был отчасти прав.

Современная ситуация

Сегодня Мессинский пролив остаётся оживлённым судоходным путём. Современные суда с мощными двигателями проходят его без особых затруднений. Водовороты Сциллы и Харибды всё ещё существуют, но они представляют угрозу скорее для небольших рыбацких лодок, чем для крупных судов. Вращательное движение воды происходит на протяжении около тридцати метров, причём водоворот у Сциллы традиционно сильнее, чем у Харибды.

Источник изображения: cruisegid.ru

Мальстрём: от викингов до Эдгара По

Норвежские саги и средневековые карты

Мальстрём у берегов Норвегии — водоворот, который вдохновил множество авторов литературных произведений и стал нарицательным обозначением любого мощного водоворота. Система приливных течений и водоворотов образуется у Лофотенского архипелага между Норвежским морем и Вест-фьордом, в проливе между островами Москенесёй и Москен.

Шведский епископ Олаф Магнус в 1539 году включил Москстрёумен (другое название водоворота) в свой подробный отчёт о северных странах и карту «Carta Marina». Он приписал водоворот божественным силам и утверждал, что тот намного сильнее известной Харибды. Большинство авторов того времени полагали, что Москстрёумен играет важную роль в циркуляции океана, но сильно переоценили масштабы явления.

Впервые точное расположение водоворота было указано в атласе Меркатора в XVI веке. Английский купец Энтони Дженкинсон, добиравшийся через северные моря в Россию, стал одним из первых мореплавателей, который описал встречу с водоворотом с близкого расстояния и вынужден был значительно изменить курс.

Литературная слава

Мальстрём послужил источником вдохновения для рассказа Эдгара По «Низвержение в Мальстрём» (1841 год), в котором появился сам термин «мальстрём», ставший обозначением любого сильного водоворота. Жюль Верн описал его в романе «Двадцать тысяч льё под водой» (1870 год) как грозную стихию, в которую попадает «Наутилус» капитана Немо в финале произведения. Упоминается водоворот и в романе Германа Мелвилла «Моби Дик» (1851 год).

Научное описание и реальность

Одно из первых научных описаний Мальстрёма представил норвежский священник и поэт Петтер Дасс в поэме «Труба Нордланда» (опубликована в 1739 году). Он чётко связал водоворот с приливами, отметив, что максимальной силы тот достигает в полнолуние и новолуние, а минимальной — в первую и последнюю четверти Луны. Дасс также рассчитал, что крупные фьорды острова Москенесёй должны быть заполнены и опорожнены в течение шести часов, что создаёт сильные течения.

Источник изображения: ybis.ru

Мальстрём образуется в результате сочетания нескольких факторов: приливов, сильных местных ветров, положения Лофотенских островов и сложного подводного рельефа. Амплитуда приливов составляет около четырёх метров. Течение имеет ширину около восьми километров, а размеры возникающих водоворотов достигают сорока-пятидесяти метров.

В реальности опасность Мальстрёма не столь масштабна, как в художественных произведениях. Скорость течения достигает максимум одиннадцати километров в час. Современные суда с достаточной мощностью двигателей способны преодолеть водоворот, однако морские руководства не рекомендуют проходить этот район во время максимальной активности течений, особенно при сильном западном ветре, который создаёт условия для образования наиболее крупных воронок.

Залив Вест-фьорд, где образуется Мальстрём, был и остаётся ареной оживлённого судоходства. На его побережье расположен крупный современный порт Нарвик, через который круглый год вывозится железная руда. Несмотря на соседство с грозным водоворотом, судоходство здесь не прекращается — современные суда научились учитывать циклы течений и выбирать безопасное время для прохода.

Впрочем, даже опытные моряки относятся к Мальстрёму с уважением. Рев водоворота, разносящийся на пять километров, действительно впечатляет, особенно зимой, когда штормовой ветер развивает крутую волну в проливе.

Сальстраумен: абсолютный чемпион

Самое мощное приливное течение планеты

В небольшом норвежском проливе, соединяющем Сальтен-фьорд и Шерстад-фьорд с морем, расположился настоящий рекордсмен — Сальстраумен. Этот пролив длиной три километра и шириной всего сто пятьдесят метров стал ареной самого сильного приливного течения в мире.

Каждые шесть часов — четыре раза в сутки — через узкий пролив проносится около четырёхсот миллионов кубических метров воды. Скорость потока доходит до тридцати семи километров в час. Разница высоты воды между фьордом и морем достигает одного метра. Когда прилив встречается с отливом, на месте бурной встречи этих водных масс возникает захватывающее зрелище.

водоворот
Источник изображения: nordnorge.com

Вода образует водовороты диаметром до двенадцати метров и глубиной до пяти метров от поверхности. Турбулентные потоки отражают солнечные лучи, создавая калейдоскоп цветных переливов от синего до золотистого. Самое сильное течение наблюдается в полнолуние и новолуние — именно в эти периоды явление достигает максимальной впечатляющей силы.

Туристическая достопримечательность

Над проливом построен красивый мост, с которого удобно наблюдать за формированием воронок. Мост находится в живописном месте, на фоне гор Бурвасстиндене. Сальстраумен превратился в популярную туристическую достопримечательность — тысячи людей ежегодно устремляются за Полярный круг, чтобы увидеть это природное чудо.

Вид на мост над водоворотом Сальстраумен
Источник изображения: lifeinnorway.net

Есть оборудованная смотровая площадка на берегу напротив опоры моста, откуда водоворот виден вблизи и слышен мощный шум. Самые отважные могут отправиться на экскурсию на надувных моторных лодках, чтобы почувствовать силу течения на себе. Такие сплавы проводятся с апреля по октябрь.

Рай для рыбаков

Сальстраумен славится не только водоворотами, но и отличной рыбалкой. Мощные течения привлекают сюда множество рыбы — палтуса, треску и сайду. Местный рыбак установил рекорд, поймав серебристую сайду весом двадцать два килограмма семьсот граммов. Но богатый улов не должен усыплять бдительность: даже во время относительного спокойствия необходимо соблюдать осторожность — мощные потоки бушуют под водой.

Корриврекан: шотландский «бушующий котёл»

Легенда о принце Брикане

Водоворот Корриврекан между шотландскими островами Джура и Скарба окутан романтическими легендами. Само его название связано с историей норвежского (по другим источникам — датского) принца Брикана.

Согласно преданию, Брикан влюбился в принцессу с острова Скарба. Отец девушки согласился отдать дочь замуж при условии, что Брикан продемонстрирует свою храбрость, поставив лодку на якорь в водовороте на три дня и три ночи. Принц принял вызов и вернулся домой для подготовки.

Местные умельцы сплели для него три веревки — одну из пеньки, другую из шерсти и третью из волос невинных девушек. Норвежские девицы охотно отрезали свои волосы для каната, поскольку принц, согласно легенде, был очень хорош собой. Считалось, что чистота и невинность придадут веревке волшебную силу для борьбы со злом, обитающим в водовороте.

В первую ночь оборвалась пеньковая веревка, но судно и принц пережили испытание. На вторую ночь в сильном шторме порвалась шерстяная веревка, однако корабль снова устоял. В третью ночь, когда уже прошло больше половины срока, якорный конец из волос девушек внезапно оборвало. Корабль исчез под водой, а тело принца позже выбросило на берег. Оказалось, что одна из девушек, отдавших волосы для каната, не была невинной — и это нарушило защитные чары.

Научная реальность

Корриврекан считается третьим по силе водоворотом в мире после Сальстраумена и Мальстрёма. Он образуется, когда океанские течения, обтекающие восточное и западное побережья острова Джура, встречаются в узком проливе между Джурой и Скарбой. Скорость течения может достигать восьми с половиной узлов (около шестнадцати километров в час).

Глубина водоворота составляет двести двадцать метров. На дне пролива находится подводный базальтовый столб, известный как «Старая Ведьма», который создаёт вихревое движение, поднимая воду вверх. Высота волн в районе водоворота может достигать девяти метров, что делает его действительно опасным.

Источник изображения: islay-sea-adventures.co.uk

Рев водоворота слышен на расстоянии до двадцати миль (тридцати двух километров), что породило множество легенд о морских чудовищах. Местные жители веками пытались объяснить природу этого грозного явления, и так родились красивые мифы. В шотландской мифологии богиня зимы Кайллех Бхёр использует залив как гигантский умывальник, где стирает большой плед. Когда она заканчивает стирку, ткань становится белоснежной — и это снежное покрывало укрывает землю, знаменуя начало зимы.

Реальные происшествия

В середине августа 1947 года писатель Джордж Оруэлл и его сын едва не погибли в водовороте Корриврекан во время прогулки на лодке вокруг острова Джура. Их судно попало в водоворот, но, к счастью, рыбаки успели прийти на помощь. Этот случай подтверждает, что даже в современную эпоху водоворот представляет реальную угрозу для небольших судов.

Старинная лоция флота Его Величества называла Корриврекан «непроходимым для парусного судна местом». Современные морские руководства также предостерегают от попыток прохождения пролива во время максимального прилива, особенно при неблагоприятных погодных условиях.

Наруто: японское чудо природы

Когда океан встречает море

Водовороты Наруто в проливе между японскими островами Авадзи и Сикоку — одно из самых захватывающих зрелищ Страны восходящего солнца. Пролив шириной всего один километр триста метров соединяет Тихий океан и Внутреннее Японское море.

Течение дважды в день увеличивает, а затем столько же раз уменьшает уровень воды во Внутреннем море. Разница в уровне воды между Тихим океаном и Внутренним морем может достигать полутора метров. Из-за узости пролива четырежды в сутки вода течёт здесь со скоростью тринадцать-пятнадцать километров в час. Во время весеннего половодья скорость может возрастать до двадцати километров в час, создавая водовороты диаметром до двадцати метров.

Культурное влияние

Водовороты Наруто оставили глубокий след в японской культуре. Они вдохновили создателей знаменитого персонажа манги Наруто Узумаки — фамилия героя происходит от названия водоворота. Традиционное японское блюдо из рыбного фарша нарутомаки также получило имя в честь этого природного явления.

Поток воды в проливе является самым быстрым в Японии. По силе течения Наруто входит в первую пятёрку водоворотов планеты.

Туристическая инфраструктура

Японцы превратили водовороты в прекрасно организованную туристическую достопримечательность. Наблюдать за ними можно несколькими способами. Самый популярный — экскурсия на специальных туристических судах с прозрачным дном, отходящих каждые тридцать-сорок минут. Лодки подходят на безопасное, но достаточно близкое расстояние к водоворотам, позволяя почувствовать мощь стихии.

Второй способ — смотровая дорожка Удзу-но-Мити на нижнем ярусе моста Онаруто, пересекающего пролив. Дорожка длиной четыреста пятьдесят метров расположена на высоте сорок пять метров над водой. В её поверхность вмонтированы прочные стеклянные панели, через которые видны возникающие водовороты. Отсюда можно охватить одним взглядом сразу несколько бурлящих воронок.

Самые впечатляющие водовороты образуются весной и осенью, когда разница между приливом и отливом максимальна. Водовороты возникают примерно каждые шесть часов и могут наблюдаться утром или днём в течение одного-двух часов.

водоворот в Японии
Источник изображения: uzunomichi.jp

Водовороты и современное мореплавание

Реальная опасность или преувеличение?

Для современных судов большинство водоворотов не представляет серьёзной угрозы. Даже знаменитый Мальстрём с его максимальной скоростью одиннадцать километров в час легко преодолевается судами с двигателями. Крупные корабли, включая круизные лайнеры и танкеры, практически не подвержены риску от водоворотов.

Однако опасность водоворотов вполне реальна для небольших судов, особенно в неблагоприятных погодных условиях. Рыбацкие лодки, каяки и яхты могут оказаться в серьёзном затруднении из-за непредсказуемости течений. Для пловцов водовороты представляют серьёзную угрозу — движущаяся вода может утащить человека под воду.

Правила безопасного прохождения

Современные лоции содержат подробные рекомендации по прохождению районов с сильными приливными течениями:

  1. Изучить расписание приливов и отливов для конкретного места
  2. Проходить опасные участки во время слабого течения
  3. Избегать прохождения при штормовых ветрах
  4. Учитывать фазы Луны — максимальные течения наблюдаются в полнолуние и новолуние
  5. Иметь достаточный запас мощности двигателя
  6. При планировании маршрута закладывать альтернативные варианты

Для яхтсменов важно помнить: даже если сам водоворот не опасен для судна соответствующего размера, сочетание сильного течения, подводных скал и неблагоприятной погоды может создать критическую ситуацию.

Экологическая роль

Современная океанология рассматривает водовороты не как опасность, а как важные элементы морской экосистемы. Приливные водовороты играют ключевую роль в перемешивании водных слоёв, способствуя распределению тепла и питательных веществ. Области вокруг водоворотов часто богаты морской жизнью, привлекая рыбу, планктон и других организмов.

Именно поэтому районы мощных приливных течений — такие как Сальстраумен — славятся отличной рыбалкой. Мощные течения поднимают питательные вещества со дна, создавая благоприятные условия для всей пищевой цепочки.

От страха к пониманию

Путь от античных мифов о Харибде и Сцилле до научного понимания водоворотов занял тысячелетия. Современная океанография превратила «морских монстров» в изученные природные явления с понятными механизмами формирования. Но развенчание мифов не лишило водовороты очарования — напротив, реальность оказалась не менее удивительной, чем легенды.

Водоворот, рёв которого слышен за тридцать километров, или воронки диаметром двадцать метров, возникающие четыре раза в день с поразительной точностью, — разве это менее фантастично, чем древние предания? Современные технологии сделали мореплавание намного безопаснее, но водовороты продолжают вызывать трепет — не страх перед неизвестным, а восхищение перед мощью и красотой природы.

Для яхтсменов знание о водоворотах — это часть мореходной культуры и важный элемент навигационной подготовки. Понимание механизмов их формирования, умение рассчитать время прохождения и уважение к силам природы — вот что отличает опытного капитана от новичка. И пусть современные суда легко преодолевают водовороты, которые наводили ужас на древних мореплавателей, — уважение к морской стихии остаётся неизменным.

Обсуждаем этот и другие материалы
в нашем Telegram-канале
Присоединиться

Поделиться:

Поддержать материал:

Теги:

Автора поддержали:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!