Не только украшение на бушприте. Знаменитые женщины-мореплаватели

  • 8.03.2024
  • 17:33
  • Мир Капитанов
Шрифт:

Всем известно суеверие о том, что женщина на корабле — к несчастью. Моряки свято верили в этот миф на протяжении веков. До начала…

Всем известно суеверие о том, что женщина на корабле — к несчастью. Моряки свято верили в этот миф на протяжении веков. До начала XX века женщинам было запрещено морское дело, лишь немногие решались, переодевшись в мужской костюм, стать частью команды судна.

Но со временем стереотипы уходят, всё больше женщин покоряет моря в одиночку, в составе спортивных команд, стоят на капитанских мостиках лайнеров, ледоколов, атомных авианосцев и даже руководят целыми флотилиями.

Анна Щетинина: первая женщина-капитан дальнего плавания

Анна Щетинина, родившаяся в 1908 году на станции Океанической под Владивостоком, стала одной из легендарных женщин-капитанов дальнего плавания. Ее судьба неразрывно связана с морской стихией и событиями военного времени.

Любовь к морю у Щетининой проявилась в 16 лет, когда она совершила путешествие на пароходе, где подрабатывал ее отец. Эта поездка стала поворотным моментом в ее жизни. Окончив среднюю школу в 1925 году, она поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума.

Пройдя путь от матроса до старшего помощника капитана, в 1935 году, в возрасте 27 лет, Анна получила право стать капитаном дальнего плавания. Ее первым рейсом в новом статусе был переход из Гамбурга на Камчатку на судне «Чавыча».

Во время Великой Отечественной войны Щетинина служила капитаном парохода «Сауле», который перевозил через Финский залив солдат, боеприпасы, уголь и топливо. Во время одного из налетов, транспорт был поврежден немецкими бомбами. Щетининой удалось спасти горящий пароход, намеренно посадив его на мель. Позже Анна была назначена капитаном парохода «Либерти». На этом судне она совершила множество рейсов между Владивостоком, Канадой и США, доставляя военные грузы от союзников.

После окончания войны Щетинина продолжала работать в Балтийском пароходстве. Затем она занялась преподаванием, возглавив судоводительский факультет в Ленинградском высшем инженерном морском училище, а затем во Владивостокском высшем инженерном морском училище.

Помимо своих профессиональных достижений, Анна Щетинина также была активным общественным деятелем. Она возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР и написала несколько книг о своих морских путешествиях.

Анна Щетинина стала не только первой женщиной-капитаном дальнего плавания в СССР, но и символом женской отваги, профессионализма и приверженности своему делу.

Орликова Валентина — первая в мире женщина, ставшая капитаном китобойного судна

Детство Валентины Орликовой, проведённое во Владивостоке, было наполнено мечтами о море, но грезила она не о романтических приключениях, а о покорении бескрайних морских просторов. Осознавая, что море требует настоящих профессионалов, она поступила в водный техникум, однако выбрала вечерний факультет, чтобы совмещать учёбу с работой, помогая семье.

Впоследствии волею судьбы Валентина оказалась в Москве, а затем перебралась в Ленинград. Одновременно с учёбой в кораблестроительном институте она трудилась чертёжницей. К тому времени она была замужем, но оставила супруга, требовавшего оставить учёбу ради ведения домашнего хозяйства.

После второго курса Валентина неожиданно для всех перевелась на судоводительский факультет, так как страстно хотела управлять морскими судами. Не обращая внимания на скепсис окружающих, она активно участвовала в морских вахтах и осваивала штурманское дело.
В студенческие годы Валентина познакомилась с Борисом Соченовым, разделявшим её любовь к морскому делу. Они стали не только сокурсниками, но и близкими друзьями, а впоследствии мужем и женой.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, и Валентина, как опытный штурман, участвовала в эвакуации раненых из Таллина. Затем долгие годы служила третьим помощником капитана на теплоходе «Двина», курсировавшем между Советским Союзом и Америкой. «Двина» перевозила сырьё из СССР и привозила обратно необходимые товары по ленд-лизу.

Как правило, судно в походах сопровождали военные корабли, но однажды теплоход оказался в море в одиночестве. Это было очень опасно, так как на нем практически не было вооружения. Тогда находчивая Валентина пошла на хитрость: вместе с командой они соорудили из подручных материалов ложные пушки, что отпугнуло противника. Это смелое решение помогло сохранить судно и груз.

После Победы Валентина Яковлевна ходила на китобойном судне «Шторм» на промысел, стала первой женщиной капитаном китобойного судна. Коллеги вспоминали: «Эта маленькая красивая женщина обладала на редкость твердым характером. Ее уважали за профессионализм и боялись за крутой нрав — могла так встряхнуть словом, что мало не покажется. На мостике её еле видно было — одна голова торчала, зато так могла всех «построить», что через минуту забывали о её небольшом росте… Одним словом, капитан от бога. «Чёрт в юбке», — посмеивались старые моряки, глядя на неё. В экипаже её любили и прощали ей маленькие человеческие слабости».

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны, Валентина Орликова была награждена несколькими орденами и медалями. Свой богатый опыт она передавала молодым специалистам, вдохновляя их на покорение морских просторов.

Людмила Тибряева — первая женщина — капитан арктического судна

Фотография из книги В. Кареповой «Капитан Людмила», 2019

Каждый человек мечтает особенно сильно о том, чего ему не хватает. В детстве, читая морскую литературу, маленькая Люда была заворожена океаном, кораблями и чайками. С юных лет её манило всё, что связано с водой.

История Людмилы Тибряевой лишний раз доказывает, что разрушить устоявшиеся представления — непростая задача.

Официально судоводительское отделение Ленинградского ВИМУ им. С.О. Макарова (сейчас – Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова) девушек на учебу не принимало, однако Тибряева настойчиво добивалась своего. «

Когда я, окончив школу, твёрдо решила, что море — моё предназначение, и отправилась в Ленинград поступать в знаменитую «Макаровку». Получив отказ, я направилась в Мурманск зарабатывать плавательный стаж. Приехала на Кольский Север в январе 1967 года, не взяв даже зимнего пальто. К счастью, было не слишком холодно, и я быстро устроилась матросом без класса в Мурманское морское пароходство. Мой первый рейс прошёл на ледоколе «Капитан Белоусов». С тех пор и Мурманск, и пароходство стали моим домом.

делилась воспоминаниями в одном из интервью Людмила Анатольевна.

Как она поступала в Высшее морское инженерное училище имени адмирала Макарова — об этом можно написать роман! Получив отличные характеристики, она обратилась к Румянцеву, в то время куратору всех морских учебных заведений СССР. Она просила предоставить возможность сдать экзамены на судоводителя на общих основаниях.


Когда Румянцев отказал, мне показалось, что рухнула последняя надежда. Я была готова уже впасть в уныние, но моя настойчивость не давала покоя, и я решила использовать все свои шансы до конца.

Я отправилась в Министерство морского флота, надеясь попасть на приём к министру. Но до министра я не дошла. Меня заметил один из его помощников и выслушал. И мечта сбылась. Пусть на заочное, но меня приняли!

вспоминает Людмила.
Людмила Анатольевна Тибряева капитаном стала только в 1987 году. Под ее управлением выходили в море теплоходы «Капитан Данилкин», «Тикси» и другие. Все это время она работала в Мурманском морском пароходстве, а с 1997 года в его дочерней компании – «NB Shipping company».

Долгая работа на судах Мурманского Морского пароходства сделала Людмилу Тибряеву единственной в российском флоте женщиной-капитаном крупнотоннажных судов и единственной в мире женщиной-капитаном дальнего плавания с 20-летним опытом работы в Арктике. Также она в числе первых провела из Европы в Японию Северным морским путем ледокольно-транспортное судно «Тикси».

Тибряева стала членом Международной ассоциации морских капитанов, а в 1998 году получила орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени.


Кристина Хойновская-Лишкевич- первая женщина, совершившая одиночное кругосветное плавание

21 апреля 1978 года молодая женщина пришвартовала к пирсу свой «Мазурек» , Conrad 32, построенный в Польше, став первой женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание. Это была Кристина Хойновская-Лишкевич.

Уроженка Польши, Кристина Хойновская-Лискевич, инженер-кораблестроитель и капитан яхтенного спорта, удостоилась звания «Первая леди океанов». Кристина начала заниматься парусным спортом в возрасте 16 лет, в 1960 году она стала штурманом, а в 1966 году — капитаном, получив лицензию на управления парусными яхтами.

Ее борьба за титул чемпиона гонки началась 28 февраля 1976 года на Канарских островах. В гонке приняли участие еще две яхтсменки: Энн Гэш из Австралии и новозеландка Наоми Джеймс.
«Мазурек» — красивый океанский шлюп, имел длину 9,51 метра (31,2 фута), ширину 2,70 метра (8,86 фута) и общую площадь парусов 35 квадратных метров (376,7 кв. футов).

Маршрут вел на запад от Лас-Пальмаса через Малые Антильские острова к Карибскому морю и Панамскому каналу. В Тихом океане он следовал через Таити и Фиджи в сторону Австралии. Оттуда на запад через Индийский океан в сторону Маврикия и южного побережья Африки, а затем на север вдоль ее западного побережья.
Кристина завершила «большую петлю» 20 марта 1978 года. 21 апреля она вошла в порт Лас-Пальмас, преодолев 31 166 морских миль и 401 день одиночного плавания, и была встречена аплодисментами друзей и журналистов.

Достижение леди-капитана было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса, а «первая леди океанов» была принята в элитную группу членов Клуба исследователей в Нью-Йорке.

Лаура Деккер — самая молодая мореплавательница, обогнувшая земной шар в одиночку

Лаура Деккер родилась 20 сентября 1995 года в Новой Зеландии и является голландской яхтсменкой. Лаура «с пеленок» связана с морем, она родилась в порту Фангареи в Новой Зеландии, когда её родители совершали кругосветное плавание.

В 13 лет она объявила, что хочет стать самым молодым человеком, который обогнет земной шар в одиночку.

После возражений местных властей голландский суд запретил Лауре отправиться в плавание, ввиду её юного возраста. В июле 2010 года голландский суд по семейным делам отменил это соглашение, и 21 августа 2010 года рекордная попытка, наконец, началась.

Деккер успешно завершила одиночное кругосветное плавание на 12,4-метровом (40 футов) двухмачтовом кетче «Гуппи», прибыв в Симпсон-Бей, Синт-Мартен, через 518 дней в возрасте 16 лет.

Лаура стала самой юной мореплавательницей, совершившей одиночное кругосветное путешествие. Деккер побила рекорд по возрасту, принадлежавший австралийке Джессике Уотсон, которая завершила плавание за три дня до своего 17-летия.

Наоми Джеймс — первая женщина, совершившая одиночное кругосветное плавание вокруг мыса Горн

Капитан Наоми Кристин Джеймс родилась 2 марта 1949 года в Новой Зеландии и является первой женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание вокруг мыса Горн, и второй женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание после Кристины Хойновской-Лишкевич.

Джеймс вышла из Дартмута (Девон) 9 сентября 1977 года и завершила кругосветное плавание 8 июня 1978 года через 272 дня, тем самым на два дня улучшив рекорд сэра Фрэнсиса Чичестера по одиночным кругосветным плаваниям.

Примечательно, что Наоми Джеймс не то, что ходить под парусом, она не умела плавать до 23 лет. Она работала парикмахером, пока не села на пассажирское судно, направлявшееся в Европу.

Во Франции она встретила своего будущего мужа Роба Джеймса, который был шкипером у знаменитого яхтсмена Чея Блайта. Роб познакомил ее с парусным спортом. Наоми так вдохновилась парусами, что у неё появилась мечта совершить кругосветное плавание в одиночку без остановок. Она рассказала Робу об этом во время их медового месяца. На тот момент у нее был всего шестинедельный опыт плавания под парусом.

Чей Блайт одолжил ей лодку Spirit of Cutty Sark (позже переименованную в Express Crusader), друзья и неравнодушные люди собрали деньги на припасы, а Daily Express собрала спонсорские деньги. Наоми совершила кругосветное плавание на 53-футовой (16 м) яхте Express Crusader. Во время своего путешествия она чуть не потеряла мачту, перевернулась и несколько недель у нее не было радиосвязи.

Наоми Джеймс стала дамой-командором ордена Британской империи в 1979 году в знак признания ее достижений, и была названа моряком года в Новой Зеландии 1978 года.

После своего путешествия они с мужем поселились в Корк-Харбор, Ирландия.

Наоми воссоединилась со своей лодкой Express Crusader (экипированной и переименованной в Kriter Lady) для участия в гонке яхтсменов одиночек через Атлантику в 1980-м году. Она побила рекорд скорости среди женщин, пересекших Атлантику в одиночку, со результатом 25 дней 19 часов. Её супруг Роб также участвовал в этой гонке, заняв двенадцатое место на тримаране Boatfile.

В 1982 году она с мужем на катамаране Colt Cars завершила гонку длиной 2000 миль по Британии. После этой гонки она бросила парусный спорт, потому что во время путешествия сильно страдала от морской болезни (возможно, усугубленной утренней тошнотой из-за беременности). Через несколько месяцев ее муж упал за борт с той же лодки, что выиграла гонку и утонул у Солкомба, Девон. Их дочь родилась 10 дней спустя.

Наоми была включена в Зал спортивной славы Новой Зеландии в 1990 году. Она получила степень магистра философии в Университетском колледже Корк, а позже докторскую степень в Миллтаунском институте теологии и философии.

Карин Старе-Йансон — первая женщина-капитан круизного лайнера


В мире пассажирского судоходства, где издавна доминировали мужчины, Карин Стар-Янсон стала пионером, проложившим путь женщинам в этой отрасли. В 2007 году она стала первой женщиной-капитаном круизного лайнера, продемонстрировав миру, что женщины ничуть не уступают мужчинам в управлении и руководстве морскими судами.

Карин с ранних лет была увлечена морем. В семилетнем возрасте родители подарили ей небольшую лодку, на которой она научилась плавать и получила первые навыки управления судном. В детстве она посещала парусный лагерь и принимала участие в гонках, закладывая основу для своей будущей карьеры в мореплавании.

После окончания школы Карин получила степень бакалавра морских наук в Технологическом университете Чалмерса в Швеции. Получив лицензию Unlimited Masters License, позволявшую ей управлять практически любым судном, она девять лет работала в сфере грузовых перевозок. Карин приобрела бесценный опыт, управляя нефтеналивными и химическими танкерами.
В 2007 году Карин была назначена капитаном круизного лайнера. Это стало поворотным моментом не только в ее жизни, но и во всей отрасли. Она стала первой женщиной-капитаном во флоте из 21 корабля и первой женщиной, управлявшей крупным круизным лайнером. Под ее руководством находились более двух тысяч гостей и 850 членов экипажа.

Назначение Карин вызвало смешанную реакцию в мире судоходства. Некоторые представители отрасли приветствовали ее назначение как шаг к разнообразию и инклюзивности, в то время как другие по-прежнему придерживались традиционных взглядов на роль женщин в мореплавании. Однако Карин осталась непреклонной, доказав своим профессионализмом и лидерскими качествами, что женщины ничем не уступают мужчинам в этой области.

За время работы капитаном Карин успешно управляла круизным лайнером в различных погодных условиях и ситуациях. Она зарекомендовала себя как компетентный и опытный лидер, заслуживший уважение членов экипажа и пассажиров.
История Карин Стар-Янсон служит вдохновляющим примером того, что женщины могут добиться успеха в любой сфере, традиционно считавшейся мужской. Она стала символом изменений в мире судоходства и примером для будущих поколений женщин, мечтающих о карьере в морской отрасли.

Чжэн И Сао- одна из самых успешных женщин-пираток

Женщины начали выходить в море не только с наступлением 20 века. Были прецеденты и в более давние времена . Одной из самых успешных пираток в истории мореплавания была женщина.

Женщина-пират Чжэн И Сао из Поднебесной, известная также как Чжен Ши, стала одной из самых влиятельных фигур в мире пиратства. Ее жизненный путь начался в скромных условиях, но благодаря своему уму и решительности она смогла подняться на вершину пиратского мира.

Она унаследовала командование крупнейшим в истории пиратским флотом с экипажем в 70000 человек после смерти мужа. Но затем не только не утратила доставшееся ей наследство, но и превзошла покойного супруга, увеличив флот до 800 кораблей. Ее строгие правила и справедливое отношение к своим людям привели к тому, что ее флот стал одним из самых могущественных в истории.

Прибрежные поселения подвергались регулярным нападениям. Многие капитаны, зная о пиратке, готовы были платить за беспрепятственный проход через воды, контролируемые Чжэн. Долгое время военно-морской флот Поднебесной не мог повлиять на ситуацию, трижды потерпев поражение от флота Чжэн.

Судьба бесстрашной пиратки сложилась довольно удачно. В 1810 году она пошла на сделку с властями. Даже после помилования Чжэн продолжала свою деятельность, занимаясь контрабандой и оставаясь в центре внимания.

Интересно, как она смогла добиться такого успеха и уважения в мире, где женщины редко занимали столь высокие позиции. Ее стратегия, умение управлять людьми и неуклонное стремление к цели сделали ее легендой.

Ее история — это не только история о женщине, которая промышляла морским разбоем, но и о силе воли, умении принимать решения в сложных ситуациях. Чжэн Ши стала символом силы и непоколебимости, и ее наследие продолжает вдохновлять и по сей день.

Грейс О’ Мэлли — Королева пиратов

Грейс О’ Мэлли родилась в Ирландии около 1530 года и считается одной из самых знаменитых женщин-пиратов в истории. У нее был брат, но после смерти отца именно Грейс взяла на себя активное руководство лордством «Ó Máille» на суше и на море, чтобы защитить западно-ирландский регион от растущей угрозы со стороны английской короны.

Её необыкновенная карьера принесла ей прозвище «Королева пиратов». В расцвете сил по количеству выигранных сражений и захваченных призов она превосходила большинство своих коллег-мужчин. Также за ней закрепилось ещё одно прозвище — «Лысая Грайне» — пиратка носила довольно практичную для моря стрижку.

В ее истории насчитывается множество как кровавых, так и романтических эпизодов. Но из всех легенд о ней наибольшей популярностью пользуется та, которая рассказывает, что Грейс О’ Мэлли закопала более 9 тонн золота, и эти сокровища до сих пор не обнаружены.

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все