Водная стихия издавна представляла для человека особую опасность. Как бы люди ни старались покорить океаны, морские просторы по-прежнему остаются непредсказуемыми и беспощадными к тем, кто оказывается один на один с бескрайней водной гладью. И всё же история знает немало удивительных случаев, когда обычные люди, волею судьбы оказавшиеся посреди океана, смогли выжить вопреки всем обстоятельствам.
Эти истории показывают, что воля к жизни может мобилизовать такие резервы организма, о которых человек даже не подозревает. Они вдохновляют и заставляют задуматься о безграничных возможностях человеческого духа в самых безнадежных ситуациях.
Об одном из таких людей, победивших в схватке со стихией за свое спасение, мы уже писали ранее (76 дней в открытом океане: невероятная история выживания Стивена Каллахана), но необъятный океан хранит в себе еще много удивительных и захватывающих дух историй, которые не могут не вдохновить.
Одна из самых удивительных историй выживания произошла с советским гидрометеорологом Александром Кузнецовым, который в 1950-х годах пережил настоящую полярную одиссею.
В 1950 году молодой специалист Александр Кузнецов, мечтавший с детства о Полярном Севере, окончил курсы полярных работников Главсевморпути и попал на остров Четырехстолбовый в Восточно-Сибирском море. Судьба распорядилась так, что во время выполнения рабочей задачи его вместе с двумя товарищами и упряжкой собак унесло на оторвавшейся льдине в открытое море.
Первоначально у группы был лишь скромный запас продовольствия на 10 дней, палатка, дрова, керосин и оружие. С таким минимальным набором они дрейфовали на льдине более двух месяцев. Положение становилось всё более отчаянным – запасы иссякли, появились первые признаки цинги, людям пришлось начать есть собак. Спасение пришло, когда якут Николай, самый старший и опытный в их экспедиции, сумел подстрелить медведя.
Настоящим чудом стало обнаружение острова Генриетты, там располагалась законсервированная советская полярная станция с домом, баней, запасами еды и топлива. Этот остров приютил людей на долгую полярную зиму.
Несмотря на то, что дважды над островом появлялся самолет и сбрасывал какой-то груз (который, увы, не попал к полярникам), уверенности в том, что их местонахождение известно и весной придет ледокол, не было. Мужество и стремление выжить заставили их готовиться к новому пути — почти тысячекилометровому переходу на материк по льдам.
В апреле 1952 года группа оставила остров. Когда до ближайшего острова с полярной станцией осталось несколько десятков километров. К ужасу полярников, их снова оторвало от берега и понесло в море. Положение осложнилось нападением медведицы, которая перебила почти всех их собак, лишив людей тягловой силы.
Когда надежда на спасение почти угасла, полярники неожиданно заметили вдалеке охотничью шхуну. Удача улыбнулась им: рыбаки разглядели плотный черный дым от костра из звериных шкур, разведенного путешественниками. 23 июля 1952 года, после 15 месяцев борьбы со стихией, ледовые скитания Александра Кузнецова и его товарищей закончились.
После этих испытаний Александр Иванович еще три года проработал на полярных станциях островов Колючин и Андрея. Интересно, что его история была засекречена как государственная тайна, и долгие годы он не рассказывал о своих приключениях даже жене. Лишь много лет спустя, обнаружив свои старые дневники, он написал повесть «Полярный дневник», в которой описал свою арктическую одиссею.
Невероятная история выживания произошла с сальвадорским рыбаком Хосе Альваренгой, который провел в открытом океане рекордные 438 дней. В 2012 году он вышел в плавание вместе со своим товарищем Эзекилем Кордобой и попал в шторм. Их маленькое судно потеряло связь с берегом и было унесено в открытый океан.
Более года Альваренга дрейфовал в Тихом океане, питаясь сырой рыбой, черепахами, птицами и собирая дождевую воду. До берега он добрался один и лишь в январе 2014 года. Рыбака обнаружили жители атолла Эбон в Тихом океане, расположенного в 10 тысячах километров от побережья Мексики, где он жил до всех этих событий.
Эта история казалась настолько неправдоподобной, что в нее мало кто верил, пока Альваренга не прошел проверку на детекторе лжи. Позднее журналист Джонатан Франклин описал его удивительное путешествие в книге «438 дней: Невероятная правдивая история выжившего в море».
В разгар Второй мировой войны произошла еще одна удивительная история выживания. В 1942 году 24- летний китайский моряк Пань Лянь завербовался на грузовой британский корабль, совершавший рейсы через Атлантику — из Южно-Африканского Союза в Южную Америку. Он устроился на эту работу, чтобы избежать ужасов войны, но судьба распорядилась иначе.
Однажды по пути из Кейптауна их судно было атаковано немецкой подлодкой. Пань Лянь успел надеть спасательный жилет и прыгнуть за борт, пока воронка от ушедшего на дно корабля не затянула его за собой. Ему повезло обнаружить небольшой спасательный плот с некоторым запасом еды и воды, которого хватило лишь на неделю.
Затем началась настоящая борьба за выживание. Лянь ловил рыбу на удочку, сделанную из гвоздей и проволоки, однажды поймал птицу, кровь которой утолила его жажду, а на потроха этой птицы смог поймать акулу. В течение 133 дней он встречал несколько судов, экипажи которых видели его, но из-за опасности немецких подлодок (которые в годы войны устраивали ловушки из фальшивых жертв кораблекрушений) боялись прийти на помощь.
В этом четырехмесячном испытании было всё: и шторм, сломавший тент, который Лянь использовал для сбора дождевой воды, и нападение акул на плот, и даже неудачная попытка спасения с пролетавшего самолета. Но самым счастливым моментом стал тот, когда он заметил изменение цвета воды — признак приближения к суше. Морские течения вынесли его плот к берегу в районе устья Амазонки, где на 133-й день этого путешествия его обнаружили бразильские рыбаки.
Удивительно, но Пань Лянь сохранил хорошую физическую форму, потеряв всего 6 килограммов веса. Его техники выживания впоследствии изучались военными моряками.
Не менее поразительная история произошла с четырьмя советскими солдатами в 1960 году. Старший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов служили в береговом гарнизоне на острове Итуруп Курильской гряды и составляли экипаж самоходной баржи Т-36.
17 января 1960 года, выполняя задание по разгрузке рефрижераторного судна с продовольствием, они попали в сильнейший шторм. Баржа получила пробоину, вышла из строя радиостанция, и судно стало относить в открытый океан. С берега видели, как баржа отчаянно сопротивляется стихии, но помочь экипажу не могли. Когда шторм стих и начались поиски, на берег выбросило некоторые вещи с баржи, что привело командование к выводу о гибели судна и экипажа.
В то время как семьям сообщили, что солдаты пропали без вести, «дезертиры» боролись за выживание в открытом океане. Первым делом они провели ревизию продуктов: два ведра картошки, буханка хлеба, полторы банки тушенки, килограмм пшена, полтора килограмма свиного жира, пачка чая и полсотни спичек. Питьевой воды не осталось — бачок с ней сорвало штормом, но имелась вода из системы охлаждения дизелей — 120 литров рыжей от ржавчины воды с металлическим привкусом.
Ситуация осложнялась тем, что район, в котором дрейфовала баржа, был закрыт на месяц для судоходства и полетов авиации из-за испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Экипаж понимал, что никто их искать не будет.
Каждый день солдаты откачивали воду из трюма, очищали от намерзающего льда рубку и палубу, чтобы баржа сохраняла плавучесть. Из пары клубней картошки и ложки свиного жира варили «суп», чтобы растянуть запасы продовольствия. 24 февраля они съели последнюю картофелину. Затем в пищу пошло всё, что хоть как-то напоминало съестное — веник из побегов бамбука, зубной порошок, кожаные ремни, ремешок от рации, кожаные меха гармошки и даже кирзовые сапоги, которые варили, потом жгли в печке до состояния угля и ели.
К началу марта есть было уже нечего, вода закончилась, топливо для печки иссякло. Ослабевшие от голода и холода солдаты сшили из одеял что-то наподобие спального мешка и спали все вместе, согревая друг друга теплом тел. Они договорились, что последний оставшийся в живых запишет на барже их имена, чтобы в случае обнаружения судна о них узнали.
7 марта 1960 года, на 49-й день дрейфа, американские летчики с авианосца «Кирсардж» обнаружили баржу в открытом океане, на середине пути между Курильскими и Гавайскими островами. Несмотря на истощение, старший сержант Зиганшин проявил удивительную стойкость духа, заявив: «У нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доберёмся домой».
Спасенные солдаты стали настоящими героями как в СССР, так и в США. О них писали газеты, Владимир Высоцкий сочинил стихотворение «49 дней», а в 1962 году был снят художественный фильм. По популярности «курильская четверка» до полета в космос Гагарина в 1961 году была на первом месте в стране.
Один из самых невероятных случаев выживания произошел с нигерийским поваром Харрисоном Окене в 2013 году. Он работал на небольшом буксировочном катере, обслуживавшем нефтяную платформу в Гвинейском заливе у берегов Африки.
26 мая 2013 года, когда Окене принимал душ, катер внезапно перевернулся под воздействием шторма и начал тонуть. Процесс происходил так быстро, что повар оказался по грудь в воде, которая стремительно прибывала. В кромешной темноте он на ощупь пробрался по затопленному коридору в каюту инженера, где обнаружил небольшой воздушный карман под потолком. При помощи стола, пары стульев и матраса Окене соорудил себе помост, забрался на него и стал молиться.
В замкнутом пространстве воздуха должно было хватить всего на несколько часов, но произошло настоящее чудо. Во-первых, воздух под давлением сжался до такой степени, что его хватило на 60 часов вместо ожидаемых 5-ти. Во-вторых, окружающая морская вода поглощала избытки углекислого газа, делая воздух пригодным для дыхания.
От жажды Окене спасла найденная в каюте бутылка кока-колы, а от потери тепла — импровизированный помост, не дававший контакта с холодной водой. Через три дня после кораблекрушения, когда шторм утих, дайверы начали поиски тел погибших. Один из водолазов заглянул в каюту, но не заметил выжившего и поплыл дальше. Отчаявшийся Окене попытался догнать его, но, понимая, что не хватит дыхания, вернулся в свой воздушный карман.
Лишь когда второй водолаз заплыл в каюту несколько часов спустя, чудом выживший нигериец смог привлечь его внимание, постучав по спине. Испуганный дайвер закричал в микрофон: «Труп! Тут труп ожил!». Окене потянул его в воздушный карман, и только тогда водолаз понял, что перед ним живой человек.
После этого чудесного спасения Харрисон Окене больше не выходит в море, опасаясь, что второго такого шанса судьба ему не предоставит.
Все эти истории объединяет одно — невероятная сила человеческого духа и стремление к жизни вопреки всем обстоятельствам. Каждый из этих людей, оказавшись в экстремальной ситуации, смог мобилизовать внутренние ресурсы и найти способ выжить.
Эти случаи не только вдохновляют, но и дают ценные уроки выживания в критических ситуациях:
Эти невероятные истории напоминают нам о том, что человек способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия, если у него есть сильная воля к жизни и готовность бороться до конца.
«Но мы выживем! Всем чертям назло выживем! В жизни бывают случаи и безнадежнее, но воля людей, страстная вера в победу, упорство и борьба за жизнь помогают вынести все и победить.»
— Александр Кузнецов, запись в дневнике от 30 ноября 1951 года.
Эти слова, написанные Александром Кузнецовым в ледяном плену, могли бы стать девизом для всех, кто когда-либо оказывался один на один с океанской стихией и сумел победить в этой неравной борьбе.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте