Россия и Китай договорились о совместном развитии яхтостроения: итоги первой международной конференции

  • 23.06.2025
  • 21:21
  • Мир Капитанов
Шрифт:

В рамках XV выставки «Водный Мир» в Долгопрудном состоялась историческая первая конференция по российско-китайскому сотрудничеству в судостроении маломерного флота. Представители ведущих верфей, эксперты отрасли и государственные деятели обсудили амбициозные планы локализации производства, вызовы качества продукции и перспективы развития яхтенной индустрии в новых геополитических условиях.

Россия и Китай договорились о совместном развитии яхтостроения: итоги первой международной конференции

Мероприятие объединило китайских производителей, российские верфи и экспертов с многолетним опытом международной торговли. Главной темой дискуссии стали практические аспекты переноса китайских технологий на российскую почву и создания полноценной экосистемы яхтостроения от производства до сервисного обслуживания.

Особую остроту обсуждению придали предупреждения ветеранов отрасли о необходимости соблюдения высоких стандартов качества и требований российского законодательства. Участники конференции продемонстрировали, что развитие сотрудничества требует не только технологических решений, но и тщательной проработки правовых, кадровых и сервисных вопросов.

Стратегическое партнёрство набирает обороты

Открывая конференцию, организаторы подчеркнули историческое значение события. По словам модератора Николая Карпухина, идея мероприятия родилась после визита российской делегации на китайские верфи в апреле этого года.

«Мы посмотрели разные корпуса — 46, 56, 60 и 70 футов, провели ходовые испытания на всех размерах и были приятно удивлены качеством. Корпуса, эксплуатирующиеся уже пять-шесть лет, не имели сколов, трещин или паутин — это отличный результат», — рассказал он.

Китайская сторона представила амбициозные планы

Ключевым докладчиком выступил Mr. Yu Haichehg (Йю Хайчен), генеральный директор судостроительной верфи EASTAR YACHT, а также сенатор города Чжухай. В своём выступлении он представил масштабную стратегию развития сотрудничества.

«Стратегическое партнёрство Китая и России в новую эпоху продолжает углубляться. Яхтенная отрасль как идеальный синтез высокотехнологического производства и качества жизни вступает в золотую эпоху», — заявил китайский представитель.

Трёхэтапная стратегия локализации

Йю Хайчен представил детальный план локализации производства в России:

Первый этап — создание центра крупноузловой сборки для снижения логистических затрат и повышения конкурентоспособности продукции.

Второй этап — совместное строительство верфи для производства корпусов с российскими партнёрами, стимулирующее развитие местных отраслей, включая производство композитных материалов.

Третий этап — создание современного яхтенного промышленного кластера, охватывающего Евразийский континент.

Расширение модельного ряда и сервиса

Китайская компания планирует существенно расширить линейку продуктов для российского рынка. Начиная с 2025 года, помимо уже представленной 46-футовой яхты, планируется выпуск роскошных яхт длиной 60 футов и моторных катамаранов 56 и 66 футов.

Особое внимание уделяется созданию сервисной сети. Планируется открытие комплексных сервисных центров в ключевых городах России — Москве, Сочи и Санкт-Петербурге, обеспечивающих полный цикл обслуживания яхт.

Технологическое сотрудничество

Йю Хайчен предложил создание совместных программ:

  • Китайско-российская лаборатория по разработке яхтенных материалов и технологий, адаптированных к экстремальным условиям
  • Учебный центр для подготовки квалифицированных специалистов в области проектирования и обслуживания яхт
  • Совместные маркетинговые проекты для развития яхтенной культуры

«Мы стремимся стать долгосрочным стратегическим партнёром в развитии яхтенной отрасли России», — подчеркнул представитель EASTAR YACHT.

Российский опыт: верфь «Авиатор»

Особый интерес вызвало выступление Александра Сергеевича Галкина, совладельца верфи «Авиатор» и владельца брокерской компании Rond Yachting. Его рассказ продемонстрировал, как российские производители достигают впечатляющих результатов, объединяя разные компетенции.

Союз аэрокосмических технологий и яхтенного опыта

«За брендом всегда есть люди, и клиенты хотят знать, кто стоит за этим брендом», — начал своё выступление Галкин, представляя персонализированный подход верфи к бизнесу.

Компания «Авиатор» была основана в 2022 году путём объединения двух команд с уникальными компетенциями:

Первая команда — инженеры-рационализаторы из самарского конструкторского бюро с большим опытом в аэрокосмической отрасли. Они участвовали в проектах МС-21, Sukhoi Superjet, работали с РЖД над специальными элементами для защиты измерительного оборудования поездов «Сапсан».

Вторая команда — брокерская команда из Санкт-Петербурга с обширным опытом в яхтенной индустрии, включая проектирование и строительство для различных европейских верфей, а также выход на рынок и проведение рекламных кампаний.

Рекордные сроки разработки

Девиз верфи — «точность и порядок — сила, дающая преимущество». Эти принципы позволили достичь впечатляющих результатов при создании первой модели — яхты «Авиатор 10».

Хронология проекта:

  • 21 декабря 2022 — начало концептуального проектирования
  • Март 2023 — корпус построен и спущен на ходовые испытания
  • Через 5 месяцев — лодка полностью готова и представлена клиентам

«Такие сроки мы получаем благодаря тесной работе отдела продаж, конструкторского бюро и производства. Когда начинается концептуальное проектирование, мы буквально закрываемся в конференц-зале, не отвечаем на телефоны и ведём работу над новой моделью, чтобы получить жизнеспособный проект, востребованный на рынке», — объяснил Галкин.

Полный производственный цикл

Верфь «Авиатор» реализует производство полного цикла в Самаре:

  • Собственное проектирование и гидродинамические расчёты
  • Изготовление корпусов и обшивки
  • Монтаж инженерных сетей
  • Полная отделка

«У каждой яхты есть цифровой двойник в виде 3D-модели с чёткой номенклатурой элементов и деталей», — отметил владелец верфи.

Такой подход позволяет работать с заказчиками, желающими кастомизированную лодку, адаптированную под конкретные цели и задачи.

Философия развития отрасли

«Цель нашей верфи — развивать верфи и развивать яхтенную индустрию в России. Мы приветствуем все инициативы, которые содействуют развитию яхтинга в России», — подчеркнул Александр Галкин.

Завершая выступление, он обратился к участникам конференции: «До встречи на воде!» — фраза, ставшая визитной карточкой его видеоблога.

Предупреждения о качестве и рисках

Одним из самых острых моментов конференции стало выступление Александра Викторовича Алексеенко — ветерана внешней торговли с 50-летним стажем и официального дистрибьютора Mercury Marine в России. Его предупреждения о качестве и соблюдении законодательства вызвали живую дискуссию среди участников.

Полвека в международном бизнесе

«Через два месяца, в августе, будет ровно 50 лет моей работы в области внешней торговли», — поделился Алексеенко. Он начинал карьеру ещё во времена монополии внешней торговли СССР, а с 1993 года стал одним из первых официальных дистрибьюторов импортных катеров в России.

Компания Алексеенко с 1995 года является официальным дистрибьютором Mercury Marine и входит в число всего четырёх представителей этого бренда на территории Европы, Ближнего Востока и Африки.

Главное предупреждение: качество превыше всего

«Мы все знаем, что такое Китай сегодня — вторая экономика в мире, скоростные поезда, космические программы, множество качественных автомобилей. Но дело в том, что такое бурное сотрудничество между Россией и Китаем длится всего несколько лет — недостаточно для однозначных выводов», — отметил эксперт.

Алексеенко подчеркнул критическую важность контроля качества комплектующих:

«Любую утку можно отлить из алюминия — она будет дешёвой, но соответствующего качества. Можно сделать из нержавеющей стали, но сталь тоже бывает разная. Одна простоит 3-5 лет и начнёт ржаветь, другая будет служить вечно. Это разные цены, и дёшево хорошо не бывает».

Практические замечания по представленной яхте

Практический подход эксперта проявился в оценке китайской яхты, представленной на выставке: «Наши специалисты осмотрели лодку, попросили открыть моторный отсек и начали загибать пальцы, перечисляя моменты, которые надо переделывать».

Предупреждения о правовых рисках

Особое внимание Алексеенко уделил соблюдению российского законодательства:

Валютные операции: «У нас есть валютное законодательство, и любой платёж, даже в дружественные страны, это внешнеторговый платёж. Если это большие объёмы, требуются определённые процедуры».

Таможенное оформление: «Настанет момент, когда представители компетентных органов будут проверять лодки на стоянках. Если судно не растаможено или не оплачена НДС и таможенная пошлина — это серьёзная проблема».

Эксперт привёл исторический пример: «50 лет назад, придя на работу, я услышал те же слова: «импортозамещение» и «доллар рухнет». Не стоит строить бизнес на временных обстоятельствах».

Философия надёжного бизнеса

«Судостроение — не тот бизнес, где «купил трусы, продал, заработал». Это ваша душа, которую вы вкладываете, и рисковать ни в коем случае нельзя», — подчеркнул Алексеенко.

Он призвал российских производителей:

  • Требовать высокое качество поставляемых комплектующих
  • Не идти на компромиссы ради низкой цены
  • Соблюдать все процедуры валютного и таможенного законодательства
  • Помнить, что в Китае можно купить товары любого качества — от дешёвых до превосходных

Ответ китайской стороны

Йю Хайчен заверил, что качество продукции его компании соответствует международным стандартам: «Если есть сомнения в качестве, мы готовы совместно работать над этим вопросом с российской стороной. Наши российские партнёры посещали производство в Китае и видели наше оборудование».

Практические вопросы и перспективы

Завершающая часть конференции была посвящена детальному обсуждению технических и организационных аспектов будущего сотрудничества.

Техническая адаптация к российским условиям

Представитель яхт-клуба задал ключевой вопрос: «Насколько ваши яхты адаптированы к российским условиям? Смогут ли они пережить зимний отстой?»

Йю Хайчен заверил: «Мы полностью адаптировали наши системы под российский рынок, включая навигационную систему и все системы яхты. Они адаптированы к условиям российского климата».

Планы локализации производства

На вопрос о конкретных регионах для размещения производства китайская сторона назвала приоритетные города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань. Критерием выбора стала развитая инфраструктура.

Обсуждалась также размерная линейка для российского рынка. На вопрос о производстве судов от 5 до 12 метров китайская сторона ответила: «Мы можем это делать без проблем, но должны подстраивать производство под спрос российского рынка».

Северный морской путь и новые технологии

Один из участников поднял вопрос о сотрудничестве в рамках развития Северного морского пути и беспилотных судов. Китайский представитель ответил осторожно: «Сейчас наша компания не имеет проектов, связанных с беспилотными технологиями, но готовы рассмотреть такую возможность в перспективе».

Многобрендовый сервис — главный вызов

Александр Алексеенко поднял критически важный вопрос: «Лодка — это составляющая из систем разных производителей. Мировая практика показывает, что нет объединённого сервиса для всех систем. Как вы планируете это решать?»

Китайская сторона предложила комплексный подход:

  • Использование опыта сотрудничества с производителями в Китае
  • Переход на производство собственных комплектующих
  • Разработка собственных двигателей
  • Совмещение обучения персонала с практическим обслуживанием

Кадровые вызовы отрасли

Обсуждение выявило острую проблему нехватки квалифицированных специалистов. Как отметили участники, хорошие сварщики могут зарабатывать 300-500 тысяч рублей в месяц, но найти их становится всё сложнее из-за оттока кадров и закрытия профтехучилищ в 1990-е годы.

Китайская сторона предложила решение через создание совместных образовательных программ: «Мы планируем создать китайско-российский учебный центр для подготовки квалифицированных специалистов».

Готовность к будущей конкуренции

На вопрос о готовности конкурировать с европейскими производителями при нормализации отношений, Йю Хайчен продемонстрировал уверенность: «Наша компания работает в Китае, Гонконге, Сингапуре, Италии и других европейских странах. Мы уже конкурентоспособны и не боимся конкуренции».

Александр Галкин поддержал позитивное восприятие конкуренции: «Появление китайских коллег показывает, что наша индустрия развивается в правильном направлении. Чем больше конкуренция, тем лучше для конечного потребителя».

Заключение

Конференция показала, что развитие российско-китайского сотрудничества в яхтостроении требует комплексного подхода — от технической адаптации продукции до создания образовательных программ и сервисной инфраструктуры.

Организаторы подчеркнули уникальную роль площадки: «На базе Международного московского яхтенного порта есть все возможности для эффективной совместной работы — здесь сосредоточен опыт работы с ведущими мировыми брендами».

Участники продемонстрировали готовность к диалогу и поиску взаимовыгодных решений, заложив основу для долгосрочного партнёрства в одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики.

Обсуждаем этот и другие материалы
в нашем Telegram-канале
Присоединиться

Поделиться:

Поддержать материал:

Автора поддержали:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!