Самостоятельные прогулки под парусом возможны только при наличии соответствующих документов. Существует несколько систем сертификации — RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПС. Одни актуальны для…
Фото Mary M с сайта pixabay.com
Самостоятельные прогулки под парусом возможны только при наличии соответствующих документов. Существует несколько систем сертификации — RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПС. Одни актуальны для внутренней акватории, без других невозможно арендовать яхту в зарубежных водах. Яхтсмен выбирает школу и систему обучения в зависимости от задач, которые ставит перед собой. Но прежде чем звонить менеджерам и встречаться с инструкторами, необходимо изучить каждую из систем сертификации.
Первое, что необходимо усвоить, это то что российские права на управление яхтой недействительны за рубежом. Верно и обратное — лицензии RYA, IYT и им подобные не дают автоматического разрешения на самостоятельное хождение под парусом во внутренних водах.
Узнаем, в чем отличия популярных систем обучения шкиперов, каковы преимущества и недостатки каждой из них, каков их статус и уровень легитимности в разных странах.
Начнем с RYA (Royal Yachting Association). Это наиболее престижная и авторитетная система, в которой учебным заведениям не просто получить аккредитацию. Обучение происходит только на английском языке. RYA была создана в 1875 году как Ассоциация парусных гонок. Позднее она стала руководящим органом для всех пользователей моторных и парусных судов.
Задача RYA — привлекать внимание к парусному спорту, повышать уровень безопасности пользователей и совершенствовать стандарты яхтинга в мире. У Ассоциации есть сеть из 2400 учебных центров и 1500 аффилированных яхт-клубов.
Документы, полученные в школах этой системы, признаются большинством чартерных компаний мира, однако яхты должны иметь регистрацию в странах британского содружества. В RYA строгая система отбора инструкторов и сертификации школ. В РФ немного учебных центров, работающих по этой системе. Экзамены в системе RΥΑ принимаются исключительно на английском языке. Для многих учеников это может показаться препятствием. Но все не так сложно. На лодке используется обычный разговорный английский язык плюс термины и специфические морские слова. Самый лучший вариант — сначала приобрести теоретический курс онлайн. Пройдя этот курс вы будете знать всю необходимую лексику и во время практики сложностей у вас уже не будет. Курс состоит из теории и практики и включает нескольких этапов. Кроме того, есть разделение на приливные акватории и те, где нет приливов-отливов.
Внутри системы RYA есть уровни подготовки шкиперов и капитанов:
И еще три высших уровня для продвинутых — Yachtmaster Coastal, Yachtmaster Offshore и Yachtmaster Ocean — золотой стандарт в подготовке яхтенных капитанов.
Сертификат RYA потребуется тем, кто планирует арендовать яхту за рубежом, в РФ эти документы нелегитимны. Права RYA бессрочны. В Москве, и в России вообще, Королевская яхтенная ассоциация не работает, но в стране есть ее представители.
Крупнейшая в мире сеть с большим количеством русскоязычных инструкторов. Сертификаты школ IYT действительны во всех чартерных компаниях. Был период, когда система превращалась в банальную коммерческую франшизу, однако в последние годы контроль за региональными отделениями со стороны центра усилился.
International Yacht Training — это частная компания, штаб-квартира которой находится в Канаде. Преподавание ведется на разных языках. Сеть широко распространена в России — по программе IYT в стране работает множество авторитетных школ.
Минус в том, что по причине не особо жесткого контроля со стороны учредителей есть риск попасть в недобросовестную школу с упрощенной программой обучения. Сертификат вы получите, но знаний и умений для управления судном будет явно недостаточно.
Стандартный курс обучения шкипера состоит из теоретической части и 10 дней морской практики. Найти школу IYT в РФ довольно просто, но не стоит связываться с первым попавшимся учебным заведением. Обязательно изучите отзывы, репутацию, документы.
Уровни подготовки следующие:
В системе нет разделения курсов на приливные и неприливные зоны. Сертификат дает право выходить под парусом в прибрежные зоны в любой акватории мира.
Европейская система сертификации, штаб-квартира компании располагается в Варшаве. Требования к квалификации преподавателей ниже, чем в IYT и тем более в RYA. В некоторых странах сертификат ISSA считается нелегитимным, но чартерные компании могут принять их на свое усмотрение.
В числе плюсов — первая ступень International Sailing School Association дает право ходить под парусом в ночное время. Минус в том, что в связи с более слабым контролем со стороны сертифицирующей системы за школами, могут встречаться недобросовестные и низкоквалифицированные инструкторы, поэтому к выбору следует подходить тщательно. Как и лицензии других международных систем, права ISSA не работают в РФ.
Всероссийская Федерация Парусного Спорта занимается обучением чуть больше 10 лет. Программы рассчитаны на обучение управлению парусным судном — здесь есть курсы матроса, рулевого, шкипера.
Права ВФПС нужны, если вы собираетесь управлять спортивной яхтой и участвовать в соревнованиях. На экзамене проверяют в основном навыки управления парусным судном. Обучение проходит в школах, имеющих свой яхтенный флот. На текущий момент это единственная организация в РФ, обучающая управлению судами именно под парусом. Нюанс в том, что система ориентирована именно на спортивный, а не круизный яхтинг.
Государственная Инспекция по маломерным судам выдает документы для управления моторными лодками, квадроциклами, катерами. Обладатель имеет право открыть парусную категорию, но с этой процедурой в разных регионах могут быть сложности. Нередко в школах ГИМС просто нет программ обучения управлению парусом, а тем более практики. Но если вы собираетесь ходить на яхтах во внутренних или внешних водах российской акватории, без прав ГИМС не обойтись.
Срок действия документа — 10 лет. Права можно официально перевести на английский язык, но за рубежом чартерные компании признают их не слишком охотно.
Универсального сертификата на все случаи жизни не существует. Выбор напрямую зависит от ваших целей. Если планируете арендовать яхту за рубежом, подойдут школы RYA и IYT, в крайнем случае ISSA. Первые две более предпочтительны, они надежны, и риск, что какие-то чартерные компании перестанут с ними работать, почти нулевой.
Однако наличие аккредитации той или иной системы еще не гарантия качественного обучения. Результат курсов зависит от того, что за инструктор будет вас учить и на какой яхте. С точки зрения умений и навыков это важнее, чем запись в лицензии. Сертификат RYA — свидетельство того, что школа прошла максимум проверок и согласований, ISSA — предельно упрощенный для заведения вариант. Хорошие инструкторы есть в IYT — многие не идут в RYA по причине недостаточного уровня английского.
Если ваш выбор — российская акватория, международные сертификаты вам не нужны, достаточно ГИМС или ВФПС. Однако у яхтенной школы, где вы собираетесь учиться, должен был свой флот и связи в каком-либо яхт-клубе. Обучение без практики — не вариант, даже если вам обещают выдать документ по окончанию курса.
Выбор школы — это лишь первый этап предварительной подготовки. Важна квалификация инструктора, который будет непосредственно вас обучать. Поинтересуйтесь его лицензией, опытом работы, количеством пройденных миль. Но даже матерый «морской волк» с кругосветкой в активе не всегда оказывается хорошим преподавателем. Инструктор должен уметь не только показывать, но и рассказывать, объяснять, мотивировать и вдохновлять. По этой причине желательно встретиться с преподавателем заранее и оценить его коммуникационные навыки.