В штаб-квартире Русского географического общества состоялась конференция «Развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге», которая стала площадкой для обсуждения острых проблем отрасли и перспектив развития морской столицы России.
Изображение: видеотрансляция Русского географического общества
30 июля в штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Развитие яхтенного туризма в Санкт-Петербурге». Это масштабное мероприятие объединило яхтсменов, историков, представителей власти и спортивных организаций, чтобы обсудить актуальные вопросы развития яхтинга и парусного спорта в северной столице. Организаторами выступили РОО «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и Федерация парусного спорта – Санкт-Петербургский парусный союз при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга и Всероссийской федерации парусного спорта.
Особое внимание на конференции было уделено историческому наследию Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба, который в 2025 году отметил своё 165-летие – он является старейшим действующим яхт-клубом в России.
В рамках мероприятия состоялась презентация книги историка Льва Ивановича Амирханова «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб. Хроника, события, люди». Эта масштабная работа посвящена истории клуба, его становлении с момента основания в 1860 году, испытаниям советского периода и ключевой роли клуба в развитии парусного спорта и яхтинга в городе и стране. Книга объединяет архивные факты, воспоминания яхтсменов разных поколений, а также фотографии, позволяющие почувствовать дух и атмосферу клуба сквозь эпохи.
Сергей Алексеев, вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, подчеркнул значимость работы:
«Эта книга – не просто издание, а вклад в развитие яхтинга, который позволит привлечь средства для улучшения инфраструктуры и поддержки спортсменов».
Одним из самых эмоциональных моментов конференции стала новость о возвращении в Петербург легендарной российской яхты «Звезда». В октябре 2019 года «Звезда» попала в серьёзную аварию у острова Фуэртевентура на Канарских островах и затем несколько лет находилась на ремонте в Испании.
Спустя шесть лет на яхте вновь поднят российский флаг, и сейчас она направляется к берегам Санкт-Петербурга через Северное море и Датские проливы. Алексеев подчеркнул, что, несмотря на сложности с бюрократией и таможенными вопросами, эта история стала ярким примером сплочённости яхтенного сообщества и его решимости сохранить традиции.
Сергей Джиенбаев, президент Всероссийской федерации парусного спорта, поделился новостью о разрешении участия российских спортсменов в международных регатах и мероприятиях под нейтральным флагом. Это решение стало значительным прорывом в условиях международных санкций и ограничений.
Джиенбаев отметил, что спортсмены смогут выступать без ограничений в качестве нейтральных участников, что позволит им сохранять уровень и опыт международного парусного спорта, а также поддерживать российскую школу яхтинга на мировом уровне.
Важной частью конференции стала панельная дискуссия «Яхт-клуб. Коллектив единомышленников или стоянка для маломерных судов?», где ведущие представители яхтенного сообщества Санкт-Петербурга обсудили текущие проблемы и перспективы развития яхтенного сообщества и инфраструктуры.
Никита Бриллиантов, директор РОО «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба», рассказал об истории клуба и его уникальной роли в жизни города. По его словам, Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб – это «парусное сердце Петербурга… Это такой же бренд, как Эрмитаж и Русский музей». Он обозначил нарастающий запрос на обновление и реконструкцию территории клуба, подчеркнув необходимость поэтапного ремонта для сохранения деятельности и доступности клуба для спортсменов всех возрастов.
Владимир Любомиров, президент Санкт-Петербургского парусного союза, акцентировал внимание на широкой социальной и градообразующей функции яхт-клубов:
«Когда мы говорим о яхт-клубе, важно говорить не о земле, не о зданиях, а о людях… Это место спорта, любительского яхтинга и формирования городской среды». Он выделил беспрецедентный уровень инвестиций в развитие парусного спорта в Петербурге, отметив, что за последние годы в отрасль вложено около полутора миллиардов рублей.
В ходе дискуссии был поднят вопрос зимней стоянки яхт и места для сервисного обслуживания флота – больной темы для многих клубов и владельцев яхт в Санкт-Петербурге. Владимир Любомиров пояснил, что одной из главных проблем при реконструкции Речного яхт-клуба является невозможность полноценного зимнего базирования на исторической территории. По его словам, зимняя стоянка – это главный вызов, и его невозможно решить на территории Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба, поэтому ведутся переговоры о создании базы на южной части Финского залива для зимней стоянки.
Заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия представила доклад, посвящённый национальным и региональным инициативам по развитию яхтенного туризма. Она отметила, что яхтенный туризм является одним из самых быстрорастущих и доходных направлений в мировой туристической индустрии, подчеркнув при этом, что у Санкт-Петербурга есть все шансы стать пилотным регионом и получить статус столицы водного туризма России.
В своем выступлении Гвичия осветила крупные инфраструктурные проекты – от яхтенного порта «Смоленка», способного принять свыше 200 судов, до строительства крупнейшей в Европе марины «Санкт-Петербург Марина» с тысячей мест для стоянки. Она также обратила внимание на развитие детских и студенческих парусных школ, социальную роль яхт-клубов и усилия по повышению туристической привлекательности региона.
Практические успехи в развитии яхтенной инфраструктуры представил Геннадий Дедков, директор ГКУ «Агентство внешнего транспорта». Он рассказал о проекте модернизации городских причалов, обеспечивающем равный доступ для всех маломерных судов независимо от формы собственности и коммерческого статуса.
«Достаточно большой шаг был сделан со стороны города, где любые суда либо на форме договорных отношений, либо по заявкам могут в свободном графике причалить к свободному месту», – подчеркнул Дедков.
Все 24 действующих городских причала позволяют швартоваться как небольшим лодкам на короткое время, так и крупным судам для длительных стоянок. Масштаб перемен особенно заметен в сравнении с ситуацией пятилетней давности, когда причалы были закреплены за конкретными собственниками, а остальные судовладельцы сталкивались с серьёзными препятствиями для швартовки.
Конференция продемонстрировала высокую заинтересованность как представителей власти, так и сообщества в развитии яхтенной отрасли как одного из приоритетных направлений для Санкт-Петербурга. По результатам обсуждений планируется подготовка обращения к губернатору с конкретными предложениями по развитию инфраструктуры, расширению образовательных программ и поддержке парусного спорта и туризма в регионе.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте