Великие водные пути: каналы, соединившие континенты и эпохи

  • 1.06.2025
  • 16:53
  • Редакция
Шрифт:

Узнайте о самых важных и впечатляющих судоходных каналах, истории их создания, значении для мировой экономики и уникальных особенностях.

Великие водные пути: каналы, соединившие континенты и эпохиИсточник изображения: britannica.com

Водные каналы — это артерии мировой торговли и инженерные чудеса, которые веками меняли ход истории. От древнего Суэцкого канала, связавшего Средиземное и Красное моря, до современного расширения Панамского канала — эти рукотворные водные пути не только сократили морские маршруты на тысячи километров, но и подарили путешественникам уникальные возможности для незабываемых круизов.

Каждый канал имеет свою душу: величественный Беломорканал с его суровой северной красотой, изящные французские каналы, превратившие речные долины в музеи под открытым небом, или грандиозная система китайских каналов — древнейшая в мире. Сегодня эти водные магистрали служат не только торговле, но и открывают перед яхтсменами и круизными туристами уникальные маршруты, где промышленная мощь сочетается с природными красотами и богатым культурным наследием.

Панамский канал – мост двух Америк

Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны. Его протяженность — 77 километров. «Не так уж и много» — скажете вы и будете правы. Действительно, существует немало путей гораздо более впечатляющей длины, однако это не мешает Панамскому каналу оставаться важнейшим судоходным путем мира.

История этого объекта весьма занимательна. Идея по созданию «моста двух Америк» (второе название канала) возникла еще в 1790-м году. Впрочем, идея не была реализована и так и осталась в категории мечтаний. Спустя почти сто лет французская компания пошла дальше: она разработала проект и даже начала строительные работы, которые были заморожены ввиду перерасхода средств.

На стыке веков за дело взялись американцы, и вот уже в 1904-м году закипела стройка. Спустя десять лет по Панамскому каналу прошел первый океанский лайнер, но поставить на поток судоходство помешал огромный оползень. Было внесено еще несколько инженерных корректировок, и наконец в 1920-м году канал был официально и с помпой открыт.

Когда Панамский канал открылся, он революционизировал судоходство. Вместо долгого и часто опасного обхода вокруг мыса Горн суда могли быстро и безопасно проходить между Атлантическим и Тихим океанами через Панамский перешеек. С 1903 по 1979 год зона Панамского канала была территорией США, а до 1999 года совместно управлялась США и Панамой. В настоящее время он является частью Панамы.

Сегодня по водной артерии идут не только транспортные суда — канал открыт и для многочисленных туристов, которые могут увидеть такие достопримечательности, как озеро Гатун, созданное путем строительства плотины на реке Чагрес, двухступенчатый шлюз Мирафлорес, разрез Кулебра, где канал пересекает континентальный водораздел, и Мост Столетия.

Источник изображения: hollandamerica.com

Суэцкий канал – стратегический объект мирового значения

Суэцкий канал, открытый в 1869 году, соединяет Европу и Средиземное море с Азией и Индийским океаном через Красное море. Из-за своего стратегического значения канал сыграл ключевую роль в истории, в том числе во время двух мировых войн и Суэцкого кризиса 1956 года, который последовал за национализацией канала египетским президентом Гамалем Абдель Насером.

Интересный факт — возможность строительства Суэцкого канала как пути, соединяющего Красное и Средиземное море, рассматривал не кто-нибудь, а сам Наполеон Бонапарт. Возможно, под управлением этого великого военачальника и стратега дело было бы сделано, если бы не инженерные ошибочные выводы, из-за которых проект закрылся.

Сами же египтяне сделали вывод, что перспективнейший проект вполне осуществим, и в 1859 году начали великую стройку, на которую принудительно набирали до 60 000 человек в месяц. Не напоминает строительство Беломорканала, которое шло спустя почти сто лет в СССР? Об этом дальше в статье.

Спустя десять лет Суэцкий канал был официально открыт. А дальше на функционирование объекта оказывали влияние самые разные события, преимущественно политические: смена режимов, Великобританский протекторат над Египтом, революция 1952 года, арабо-израильский конфликт. Впрочем, по каналу, так или иначе, ходили и продолжают ходить большие грузы.

Реконструкции 1981 и 2005 годов позволили проводить по каналу супертанкеры водоизмещением до 360 тысяч тонн, а текущие работы откроют возможность проводить по этому водному пути до 90% судов торгового флота со всего света.

Водный путь снова попал в заголовки новостей в 2021 году, когда огромный контейнеровоз Ever Given сел на мель и застрял на песчаной отмели. Он заблокировал проход нескольких сотен других судов на пять долгих дней, что обошлось мировой экономике в миллиарды долларов. В конце концов власти нашли способ снять судно с мели и возобновить движение по каналу, а вместе с ним и глобальную цепочку поставок.

Есть ли для кого-нибудь ограничения по эксплуатации канала? Нет. По водному объекту может проходить флот абсолютно каждой страны, за исключением тех государств, которые находятся в состоянии войны с Египтом.

Источник изрбражения: safety4sea.com

Волго-Балтийский канал– часть Единой глубоководной системы России

Волго-Балтийский канал — это крупное гидротехническое сооружение, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Он соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломоро-Балтийскому каналу — в Белое море.

Надо отметить, что участок канала, проходящий по реке Ковже — самый красивый на Волго-Балте. Здешняя природа практически не тронута человеком — населенные пункты встречаются очень редко, да и те, которые есть, занимаются в основном лесозаготовками. Ширина канала здесь очень небольшая.

Источник изображения: volgo-balt.ru

Строительство Волго-Балтийского канала велось ударными темпами, поэтому перед затоплением территории даже не успели вырубить деревья. А поскольку дерево быстрей всего разрушается на границе воды и воздуха, а под водой — напротив, крайне устойчиво к гниению, то до сих пор на некоторых участках канала можно увидеть целые леса пеньков — ужасающий пейзаж, похожий на лунный. Даже там, где, казалось бы, в воде ничего нет, высокая волна от теплохода обнажает стволы деревьев, находящиеся под водой и не достающие до кромки несколько сантиметров.

Беломоро-Балтийский канал – трагическая страница истории

Водная артерия, протянувшаяся между Онежским озером и Белым морем, избавляет мореходов от необходимости совершать длительное путешествие вокруг Скандинавии по суровым северным водам. Этот путь превратился в альтернативу для судов, следующих, скажем, из северной столицы в Мурманск или из Финского залива к беломорским берегам. Сегодня эта водная магистраль входит в состав единой транспортной системы глубоководных путей европейской России.

История создания этого канала окрашена в мрачные тона — он стал пионером среди грандиозных советских проектов и первым, где массово применялся принудительный труд. Парадоксально, но именно благодаря табачным изделиям с соответствующим названием этот водный путь приобрел всесоюзную известность.

Маршрут пролегает от селения Повенец у онежских берегов до города Беломорск на побережье Белого моря. Трасса петляет по изрезанной местности, минуя затопленные речные долины и множество озер, усеянных островами. Многие водоемы изобилуют каменистыми мелями, а в северной части и на водоразделе дно и береговая линия представлены скальными образованиями. Эти особенности создают серьезные препятствия для навигации — малейшее отступление от фарватера грозит повреждением корпуса. Именно поэтому на значительных участках установлено одностороннее движение. За эталон направления принят путь от Онежского озера к Белому морю.

Весь маршрут делится на три участка: Южный склон с семью шлюзами, водораздельный канал и Северный склон, насчитывающий дюжину шлюзовых сооружений.

Источник изображения: bbkanal.ru

Замысел соединить Онего с Белым морем зародился еще в петровскую эпоху. В 1702 году была проложена легендарная «Государева дорога» — шестиметровая просека с бревенчатым настилом, по которой военные корабли перетаскивали волоком от беломорских вод до Онежского озера.

В июне 1930-го было принято решение о начале работ. По воле Сталина водный коридор требовалось завершить за двадцать месяцев с минимальными расходами. Концепция использования дешевой рабочей силы заключенных принадлежала генерал-лейтенанту Нафталию Френкелю, одному из руководящих лиц ГУЛАГа.

Строительство велось практически без механизации, исключительно ручным способом — лопатами, топорами и кирками, а основными материалами служили песок, камень и древесина. За весь период в БелБалтЛаг направили свыше четверти миллиона заключенных, из которых, согласно официальной статистике, погибло около тринадцати тысяч.

В 1997 году в урочище Сандармох, расположенном в двенадцати километрах от Медвежьегорска, были обнаружены места массовых захоронений. Здесь нашли покой более девяти с половиной тысяч человек — репрессированных, строителей канала и узников ГУЛАГа. Археологи насчитали 236 могил.

В мае 1933-го канал был завершен и получил имя И.В. Сталина, которое сохранял до 1961 года. 25 июня по новой трассе прошел пароход «Чекист». По свидетельствам современников, Сталин отозвался о канале критически, назвав его слишком мелким и узким (тогдашняя глубина составляла 3,65 метра), а также бесполезным сооружением.

В годы Великой Отечественной южная часть понесла серьезный ущерб — была разрушена инфраструктура, взорваны семь шлюзов Повенчанской лестницы и плотина №20, а поселок Повенец практически смыло водным потоком. После войны гидротехнические сооружения восстановили, и в июле 1946-го возобновилось судоходство. Повенец отстроили заново.

В семидесятых гарантированную глубину фарватера довели до четырех метров, и канал вошел в состав Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. Любопытно, что спустя 4-5 лет после завершения планировалось создать вторую ветку с глубиной не менее 6,4 метров. Проектирование и изыскания были завершены, но реализация так и не состоялась.

Беломорско-Балтийский канал представляет собой выдающееся инженерное творение, служащее важной транспортной артерией, и одновременно — это исторический монумент, напоминание о людях и эпохе.

Каналы Санкт-Петербурга – Северная Венеция

Неслучайно Петербург называют «Северной Венецией», ведь по городу Петра протекает 94 реки. Их протяженность составляет 300 километров, из них 20 искусственных каналов — более 160 километров.

Главной водной артерией города является река Нева, которая впадает в Невскую губу Финского залива, относящегося к Балтийскому морю. 

Фонтанка

Изначально знаменитая река Фонтанка в центре города называлась Эрик или Безымянный Эрик. Это слово обозначает небольшой канал, соединяющий два водоема. Название сохранялось до 1719 года, а именно до строительства фонтанов в Летнем саду. Для этого потребовался многокилометровый канал, который бы снабжал красивые фонтаны водой. Но вместо строительства было решено брать воду с помощью паровой машины из Безымянного Эрика. Уже в 1737 году река Санкт-Петербурга официально получила название Фонтанная река, а позже сокращенно — Фонтанка.

Источник изображения: english.spbstu.ru

Мойка

Река Мойка первоначально называлась Муя, что означало грязная. Она вытекала из болота и представляла собой узкий грязный ручей. Изменения произошли, как и на Фонтанке, когда была устроена летняя резиденция императора Петра I — Летний сад. Таким образом, появились Красный канал и Лебяжья канавка, а болотистая Шуя также была осушена.

Существует несколько историй о том, как река была переименована в Мойку. Но большинство историков склоняются к версии, что это связано с глаголом «мыть». Тогда на набережных было построено несколько общественных бань, посетители которых окунались в реку.

Зимняя канавка

Один из эпизодов «Пиковой дамы» Чайковского посвящен трагическому событию на Зимней канавке. Эрмитажный мост, проходящий над канавкой, стал всемирно известным после выхода в 1887 году оперы Петра Чайковского «Пиковая дама». Самоубийство девушки на этом месте произвело сильное впечатление на П. И. Чайковского, и, работая над оперой, он решил вставить сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке. Кстати, в петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».

Великий канал Китая – древнейший в мире

Великий канал Китая, также называемый водным путем Цзинхан, был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году. Это не только самый старый искусственный судоходный канал на планете — самые ранние участки датируются V веком до нашей эры — но и самый длинный. Начинаясь в Пекине на севере, Великий канал тянется до Ханчжоу на юге, соединяя пять крупнейших рек Китая, включая Хуанхэ и Янцзы. В общей сложности длина канала составляет более 1100 миль (около 1800 км).

Источник изображения: commons.wikimedia.org, By EditQ — Own work, CC BY-SA 4.0

На протяжении всей своей истории канал имел жизненно важное значение для транспортировки товаров, включая продукты питания. Когда-то он был полезен и для обороны — воду можно было удерживать плотинами и выпускать, создавая наводнения, которые затрудняли продвижение захватчиков.

Волго-Донской канал – южные ворота великих рек

Волго-Донской канал — важное звено в Единой глубоководной системе Европейской части России, соединяющее Волгу и Дон. Построенный в 1952 году, канал символизирует собой грандиозный проект соединения пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Канал был в основном построен советскими заключенными ГУЛАГа и немецкими военнопленными. Триумфальная арка в стиле сталинского ампира символизирует первый шлюз канала. Он продолжает играть жизненно важную роль в грузоперевозках страны, в основном используется для транспортировки леса и угля.

Общая протяженность водного пути от Волгограда до Ростова-на-Дону составляет 101 километр. Перепад высот между Волгой и Доном составляет 88 метров, что потребовало строительства 13 шлюзов. Сегодня Волго-Донской канал является не только транспортной артерией, но и популярным маршрутом для туристических судов.

Источник изображения: culttourism.ru

Но не только крупные стратегические каналы привлекают внимание. По всему миру существуют десятки живописных и уникальных каналов меньшего масштаба, которые особенно привлекательны для яхтсменов и любителей водного туризма.

Каналы Брюгге, Бельгия

В северо-западной Бельгии на побережье расположен Брюгге — портовая столица Западной Фландрии. На протяжении веков его разветвленная сеть каналов была основой средневекового города, зигзагообразно проходя между его изящными зданиями. Среди множества живописных водных путей спокойный канал Грунерей является одной из самых красивых достопримечательностей города. Обрамленный силуэтом Брюгге и окаймленный деревьями, с очаровательным мостом, нависающим над водой, он считается одним из самых романтичных каналов в городе.

Источник изображения: visitbruges.be

Канал дю Миди, Франция

Славящийся своей непревзойденной красотой, этот водный путь на юге Франции насчитывает сотни лет. Построенный инженером Пьером-Полем Рике в середине XVII века, Канал дю Миди соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Имея в своем составе впечатляющие 328 сооружений, включая туннели, акведуки и мосты, канал является невероятным примером современной гражданской инженерии. Проходя через спокойный ландшафт юга Франции, окаймленный зеленью, мы понимаем, почему водный путь был включен в список ЮНЕСКО в 1996 году.

Каледонский канал, Шотландия

Считается одним из самых красивых водных путей Великобритании, шотландский Каледонский канал проходит через суровый ландшафт Грейт-Глен. Открытый в 1822 году, он был чудом инженерной мысли, построенным Томасом Телфордом, и простирается на 60 миль (97 км) от Форт-Уильяма на западе до Инвернесса на востоке. Вдоль канала можно найти множество потрясающих смотровых площадок, а также живописные озера, которые питают его воды, когда он проходит через дикую местность.

Источник изображения: visitorsguidetoscotland.com

Каналы Гитхорна, Нидерланды

К северо-востоку от Амстердама, на границе с национальным парком Веррибен-Виден в Оверэйсселе, находится отдаленная голландская деревня, известная своими небесными водными путями. Основанные около 1230 года, каналы Гитхорна, как считается, были созданы монахами для транспортировки торфа по территории. Сегодня деревня известна тем, что в ней нет дорог, а ее фермерские дома с соломенными крышами соединены лабиринтом каналов, окаймленных более чем 150 деревянными мостами. Плавание, езда на велосипеде или ходьба — единственные способы передвижения по Гитхорну, что делает его мирным убежищем от столицы.

Источник изображения: windows10spotlight.com

Заключение

Каналы продолжают играть важную роль в мировой торговле и транспорте. Они не только служат экономическим целям, но и становятся историческими памятниками и туристическими достопримечательностями. От древнего Большого канала Китая до современного Панамского канала — эти водные артерии соединяют не только континенты и моря, но и разные эпохи человеческой истории.

Крупные транспортные каналы демонстрируют торжество инженерной мысли человека над природными препятствиями, позволяя соединять океаны, моря и реки, создавая единые судоходные системы континентального масштаба.

Для яхтсменов и любителей водного туризма каналы представляют особый интерес, предлагая уникальные маршруты и возможность увидеть регионы с совершенно иной перспективы. Будь то исторические каналы Санкт-Петербурга, живописный Волго-Балт или романтические водные пути Франции, каждый из них имеет свой характер и свою историю, которую стоит узнать и прочувствовать лично.

Обсуждаем этот и другие материалы
в нашем Telegram-канале
Присоединиться

Поделиться:

Поддержать материал:

Автора поддержали:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!