Крупнейший замкнутый водоем планеты переживает экологическую катастрофу. Обмеление Каспия угрожает судоходству, рыболовству и экономике пяти прибрежных государств.
Изображение: ©Павел Просянов / Фотобанк Лори
Каспийское море — крупнейший замкнутый водоём планеты, расположенный на стыке Азии и Европы, между пятью прибрежными государствами: Россией, Казахстаном, Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном. Несмотря на название, это технически озеро — крупнейшее по площади в мире, получившее название «моря» из-за впечатляющих размеров и солёности воды (около 1,2%). Его площадь составляет примерно 387 000 км², а протяжённость — около 1150 км с севера на юг.
Каспий уникален не только своими размерами, но и биоразнообразием: здесь обитает более 300 видов эндемичных беспозвоночных, 76 уникальных видов рыб (включая ценные осетровые виды) и единственный в мире каспийский тюлень — Pusa caspica. Однако замкнутость водоёма, который не имеет естественного соединения с Мировым океаном, делает его особенно уязвимым к климатическим изменениям: в отличие от настоящих морей, Каспий полностью зависит от речного стока и атмосферных осадков и не может компенсировать потери воды за счёт притока из океана.
Однако в последние десятилетия Каспий столкнулся с серьёзным экологическим кризисом, главным образом вызванным стремительным снижением уровня воды. Исторические геологические данные показывают, что уровень Каспия неоднократно колебался в течение четвертичного периода — текущего геологического периода Земли, который начался около 2,58 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. В этот период происходили многократные изменения уровня моря, вызванные климатическими и тектоническими процессами.
В XX веке уровень моря изменялся нерегулярно: в начале столетия он составлял около −25,8 м относительно среднего уровня Мирового океана, затем снижался на 2 метра, стабилизировался в 1950-60-х годах, после чего быстро падал между 1970 и 1977 годами, достигнув отметки −29 м — минимума за последние сто лет. Затем уровень поднялся до −26,5 м к 1995 году, но с этого времени начался новый устойчивый спад примерно на 2 метра.
Недавнее комплексное исследование (Court et al., 2025), опубликованное в журнале Communications Earth & Environment, показало, что современное снижение уровня Каспийского моря идёт значительно быстрее, чем ожидалось, и обусловлено последствиями глобального потепления и изменением гидрологического режима бассейна.
Главная причина нынешнего кризиса — глобальное потепление, ведущее к уменьшению притока пресной воды в Каспий через основные речные бассейны — Волжский и Уральский. Сокращается количество осадков, а интенсивность испарения с поверхности моря возрастает.
Темпы падения уровня впечатляют: с 2002 по 2015 год — в среднем 6 см в год, а с 2020 года в некоторых местах — до 30 см в год, что примерно в 20 раз быстрее, чем средний уровень повышения Мирового океана.
В начале XXI века площадь северо-восточной части Каспия превышала 15 000 км², однако к октябрю 2024 года она сократилась почти на 46% — до 8 183 км². За этот период линия берега отступила на 56 километров относительно 2001 года.
Уже при снижении уровня на 5 метров происходят масштабные разрушения экосистем северной части Каспия — самой мелководной и биологически богатой зоны. Засуха ведет к уничтожению ключевых нерестилищ рыб и мест весенней линьки каспийского тюленя.
Исчезнут многие участки международно значимых Рамсарских угодий — водно-болотных территорий с важным значением для водоплавающих птиц и других видов, защищаемых Рамсарской конвенцией. Среди них — дельты рек Волги, Урала и Куры, уже подвергающиеся угрозам из-за обмеления.
Множество колоний каспийских тюленей и водоплавающих птиц вынуждены покидать привычные места обитания, что снижает плотность популяций и повышает риск гибели животных.
Обмеление Каспийского моря уже сегодня наносит серьёзный ущерб морской логистике и портовой инфраструктуре.
Так, в порту Актау (Казахстан) суда не могут заходить с полной загрузкой — при входе в гавань они задевают дно. Как поясняет начальник отдела морпорта Актау Ерболат Тлепиев: «Если раньше объем сухих грузов на судах составлял 6 тысяч тонн, то сейчас — 5 тысяч тонн. Если превысить эту цифру, судно может сесть на мель». Недозагрузка судов составляет от 600 до 1300 тонн для сухогрузов и до 2500 тонн для нефтяных танкеров, что означает снижение эффективности перевозок на 10–15% и прямые финансовые потери для операторов.
Аналогичные проблемы испытывает порт Махачкала (Россия). В мае 2025 года МЧС России по Республике Дагестан сообщило, что уровень воды в районе порта оказался на 3–7 сантиметров ниже критического, что создает угрозу чрезвычайных ситуаций для судоходства.
По прогнозам исследования Court et al. (2025), при снижении уровня на 5–10 метров к 2100 году крупные прикаспийские города и промышленные центры, такие как Баку (Азербайджан), Атырау (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан) и другие, окажутся отдалены от новой береговой линии на десятки, а порой и на сотни километров. Так, например, российский порт Лаган в худшем случае может оказаться в 126 км от берега Чтобы сохранить судоходство, Казахстан и Россия уже проводят масштабные дноуглубительные работы.
Крупнейший водный путь — соединение Каспия с Мировым океаном через реку Волгу — также под угрозой. Без дорогой реконструкции и регулярных дноуглубительных работ доступ к международным маршрутам может стать невозможным, что серьёзно повлияет на региональную торговлю и транспорт.
Обмеление Каспия затрагивает более 15 миллионов человек, жизнь которых связана с рыболовством, судоходством, добычей нефти и природных ресурсов.
Потеря судоходных путей и рыболовных районов, особенно в мелководных северных бассейнах, угрожает крахом традиционной рыболовной индустрии и смежных отраслей, нанося удар по социально-экономической стабильности региона.
Кроме прямых экономических последствий, ухудшается качество жизни из-за проблем с питьевым водоснабжением и возрастания риска загрязнения воздуха и почв. Высыхание донных отложений приводит к поднятию токсичных и солёных частиц в воздух — ситуация наподобие экологической катастрофы в бассейне Арала с её пыльными бурями и серьёзными последствиями для здоровья населения.
Каспийское море — важнейший природный узел Евразии, и его кризис несет последствия планетарного масштаба. Потеря уникальных видов, разрушение международных путей торговли, дестабилизация регионального климата и деградация экосистем — лишь часть грядущих вызовов.
В продолжении этой статьи мы расскажем о существующих инициативах, научных и общественных проектах, нацеленных на предотвращение катастрофы.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте