Экзамен ГИМС — как подготовиться и сдать. Интервью с Максимом Коноваловым

  • 28.05.2024
  • 10:54
  • Мир Капитанов
Шрифт:

Как подготовиться к экзамену ГИМС для получения удостоверения на право управления маломерным судном. Что делать новичку и опытному яхтсмену.

Отдых на воде, путешествия под парусом и мотором становятся все популярнее в последние годы. Школы активно занимаются подготовкой новых судоводителей, шкиперов в России и за рубежом. В последнее время люди, имеющие опыт самостоятельных заграничных путешествий на чартерных или собственных лодках, судах и яхтах, все чаще обращают внимание на огромный потенциал водных путей России. Безусловно, перед каждым, кто хочет открыть для себя эту грань путешествий, встаёт вопрос об обучении и получении навыков и необходимых разрешительных документов. Сегодня частное использование маломерных судов и лицензирование судоводителей регулируется Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, а значит все начинается с подготовки и сдачи экзамена судоводителя в ГИМС.

О подготовке и сдаче говорим с Максимом Коноваловым, разработчиком одного из самых популярных на сегодняшний день приложений для подготовки «Экзамен ГИМС 2024 + комментарии»

— Максим, добрый день! Начну с наиболее важного вопроса — можно ли сегодня самостоятельно подготовиться и сдать экзамен на судоводителя?

— Алексей, приветствую вас! Ответ на этот вопрос очень часто удивляет интересующихся. В справке на портале Госуслуг написано, что права на управление маломерными судами могут получить люди от восемнадцати лет в подразделении ГИМС. Для этого необходимо: пройти медкомиссию, пройти обучение в лицензированном образовательном учреждении, подать заявку на сдачу экзамена на Госуслугах, оплатить госпошлину и в назначенный день на экзамене в ГИМС предоставить паспорт, два цветных фото, справку о медкомиссии. Пункт об образовании часто сбивает людей с толку. На самом деле для допуска к экзамену не требуется получения каких-либо сертификатов об окончании курсов и об этом чётко написано на официальном сайте МЧС. Поэтому самостоятельно подготовиться к экзамену в ГИМС можно.

— Раз человек может самостоятельно подготовиться и сдать экзамен, что на твой взгляд, является наиболее сложным в подготовке к этому экзамену?

— Самая сложное, на мой взгляд, это пытаться заучивать ответы без понимания сути. Первое, в чем стоит разобраться, это какие категории прав существуют, чем они отличаются друг от друга. Для этого достаточно просто полистать вопросы по темам в разных категориях. Когда человек начинает подготовку к экзамену ГИМС, главное — выбрать правильную методику. Многие начинают с поисков литературы. И нужно заметить, что при составлении вопросов использовалась литература с трёхлетнего курса мореходки. Чтобы перечитать и выучить весь объем, понадобится немало времени. И даже если во всем этом разобраться и выучить все нормы, правила и законы, может так получиться, что экзамен будет провален. Причина — неточность формулировок, неудачные картинки в билетах и ошибки в ответах, которые допустили составители вопросов. Специфика подготовки к экзамену по тестам имеет один большой минус — знания легко запоминаются, но при этом так же легко вылетают из головы. Поэтому если затянуть подготовку, начинаешь забывать изученное в самом начале. Вывод такой — раз мы готовимся к тестированию, то и готовиться следует именно по тем материалам, которые будут на экзамене. И второй момент — не стоит затягивать подготовку, нужно рассчитывать на одну-две-три недели, не больше.

Расскажи как давно сам вообще увлекся водной тематикой?

— Вообще мне ближе мототема и в один момент я обнаружил, что у нас есть катер с тридцатисильным мотором, а прав у меня нет. Собственно, это и стало началом моего сближения с водным транспортом. Я живу в Мурманской области, у нас здесь очень много озер, рек и совсем недалеко Белое море, чуть дальше Баренцево. Когда пошёл учиться на маломерное судно, то сразу же ощутил какие-то романтические чувства. Просто так управлять катером без прав не стоит. Права я получил четыре года назад. Кстати, тогда для подготовки нам выдали материалы в бумажном виде. Готовится по ним было жутко неудобно и, наверное, это неудобство и стало причиной создания приложения, хотя на тот момент только для себя.

— Расскажи чуть подробнее о личном опыте сдачи экзамена. Учитывая то, что пришлось готовиться по бумагам, это было, вероятно, непросто. Все ли удалось сдать сразу, получилось сдать экзамен с первого раза, были ли ошибки, какие категории, акватории ты открывал?

— Ну мой опыт сдачи экзамена уже, наверное, не актуален, так как тогда, когда мы сдавали, еще не ввели новую автоматизированную систему тестирования. В общем, после полуторамесячного обучения был назначен день, и к нам из областного центра приехало два инспектора. Рассадили нас всех по одному за парты, сделали групповое фото, затем выдали билеты и инспектора удалились на минут пятнадцать. Списывать нам было особо неоткуда, но посоветоваться друг с другом имели возможность. Затем начался прием ответов и по спорным вопросам дискутировали с инспекторами. В общем, отношение к нам было более чем лояльное. Да, были ошибки, но в итоге все сдали. Наверное, экзамен был скорее на адекватность. Потом нас повели в залив. Настроение у всех уже было хорошее и несмотря на то, что два раза сбили буй и один раз чуть не уронили инспектора из лодки, сдали все. Так что вот такой вот старый опыт. Заявлены у меня были все районы плавания и только моторное судно. Гидроцикла не было, не было возможности, и паруса тоже.

экзамен ГИМС - как сдать
Фото: vodnik.ru

— Чуть раньше ты сказал, что на момент подготовки к экзамену тебе пришла идея разработать приложение. Расскажи, как дальше развивалась эта идея, в какой момент времени стало понятно, что оно может быть полезно кому-то ещё? Анализировал ли как-то рынок? Были конкуренты? Если да, то чего, на твой взгляд, им тогда не хватало.

— Приложение “Экзамен ГИМС 2024+комментарии” было выпущено в 2020 году, осенью, это был как раз конец сезона. На тот момент оно сильно отличалось от того, что представляет из себя сейчас. И конкурентов на тот момент, можно сказать, что не было. Да и собственно спрос практически отсутствовал. В марте 2021 со мной связался инструктор одной популярной школы из Москвы и попросил срочно привести базу вопросов в соответствие тому, что на экзамене. Это было как раз после того, как ввели новую систему приема экзамена. Он сказал, что никто не может сдать теорию, так как в системе очень много ошибок. Ну я сел за пересмотр базы, пересмотрел и все стали заучивать неправильные ответы, чтобы сдать экзамен и стали сдавать. Через месяц я организовал сообщество в WhatsApp и началась пора ответов на вопросы пользователей. От них шла масса идей. Там были рекомендации по реализации новых функций, таких как режим обучения, все хотели комментарии к вопросам, потом была создана библиотека документов и прочий удобный функционал. Вот всего этого не было у появившихся тогда конкурентов. Чуть позже был организован чат в телеграм. Кстати, ещё момент, что возникшие чаты конкурентов являются выходцами из моих чатов.

— Интересная история. Получается, что довольно серьёзная и разноплановая работа, и функционал нужно развивать, и актуализация изменений требуется. Скажи, ты развиваешь этот проект один или у тебя сейчас на текущий момент уже есть команда? Есть ли какая-то поддержка?

— Да, у меня были попытки создать команду. Некоторое непродолжительное время мы работали в паре, и в момент, скажем так, затишья, наше взаимодействие прекратилось. По работе с актуализацией базы, точнее с выявлением нововведений ГИМС, помогают инструктора школ по всей России. Они тоже заинтересованы в результатах своих курсантов. Также есть несколько контактов ГИМС из разных регионов, часто от них поступает важная информация. Вообще сложно было в 2022 году, когда изменения вопросов происходили буквально за ночь. Тогда информация приходила прямо с экзамена. Это, конечно был неприятный момент, но он был. И с этим столкнулся не только я, но и другие разработчики. А вообще, чем быстрее я внесу все эти правки в свою базу, тем ценнее будет мой продукт.

— На сегодняшний день у приложения больше десяти тысяч пользователей, многотысячное сообщество в мессенджерах, это одновременно и серьезная поддержка, и большая работа, как удается успевать все и сразу?

— К сожалению, не получается успевать все и сразу. Например, очень не хватает реализации под iOS. Работа над приложением стала неотъемлемой частью жизни, и пока результат моей деятельности положительно оценивают, буду стараться и дальше поддерживать и развивать его.

— Сообщество, пожалуй, очень здорово помогает друг другу в работе с такими билетами, насколько я знаю, люди делятся и этими вопросами, и советами по тому, как лучше с ними работать, и дают какую-то обратную связь по результатам экзаменов.

— Что касается чата, основная задача для меня это заставить его работать без моего участия. То есть, чтобы одна половина пользователей помогала другой, менее опытной. И с появлением комментариев в приложении активность в чате резко снизилась, так как многое стало объяснено. Контингент в чатах очень разнообразный. Есть курсанты в возрасте, иногда отправляют очень забавные эмоциональные голосовые сообщение, от которых чаты просто позитивно взрываются.

— Недавно в сообществе ты запустил эксперимент с голосованием, когда каждый пользователь анонимно мог ответить на один из вопросов, встречающихся на экзамене. Как результат у сообщества, какую обратную связь принёс этот эксперимент?

— Пользователям идея с викторинами очень понравилось. Я старался отбирать более интересные вопросы, с подвохом и с ошибками в билетах. Для многих пользователей освещение таких вопросов стало стимулом для приобретения полной версии приложения.

— Хочется попросить дать несколько советов тем, кто собирается сдать экзамен и получить удостоверение на право управления маломерным судном, как спланировать свое обучение.

— У многих на все есть отговорка — нет времени. Самая первая рекомендация — главное начать. Уже не первый год нам показывают проект закона, в которым всех пугают, что регистрировать нужно будет не как сейчас судно с массой более двухсот килограмм и мотором более десяти лошадиных сил, а судно более ста килограмм и мотором более пяти лошадиных сил. Не стоит ждать, когда этот закон вступит в силу. Я думаю, что рано или поздно это все равно произойдет. Да и на самом деле сдать этот экзамен не так сложно, как кажется на первый взгляд. По-моему пройти медкомиссию сложнее, чем экзамен, но ведь проходят же. Теорию теперь можно сдавать зимой. А с осени прошлого года время на сдачу практики после теоретического экзамена стало не шесть месяцев, а девять. В общем, проходите комиссию, решайте тесты и записывайтесь на экзамен, страшного в этом ничего нет.

— Звучит отлично. А что делать с практической подготовкой? С тестом помогает подготовиться приложение, есть литература, с которой можно подготовиться. Но практика, что делать практикой?

— Безусловно, идти на практические экзамены без опыта это риски его не сдать. Вообще, практическая часть проходит везде по-разному. В Москве, Санкт-Петербурге как многие по отзывам из чата могли заметить, сдавать немного сложнее, там программа на экзамене чуть сложнее, а в глубинке, как правило, сделал поворот-разворот и права в кармане. Поэтому есть смысл взять пару занятий на том типе судна, на котором вы собираетесь сдавать. В Москве, Санкт-Петербурге это можно сделать без проблем. И кстати, в приложении есть список школ и инструкторов, которые дают практические занятия. Он небольшой, но постепенно дополняется и одно-два занятия на катере или гидроцикле вселит в вас уверенность. Я думаю, что на парусном судне все-таки нужно иметь больше опыта. И ещё, когда записывайтесь на гидроцикл, парус или судно особой конструкции, лучше уточнить в ГИМС, в котором вы собираетесь сдавать, предоставляют ли они судно на экзамен, чтобы не получилось так, что запишитесь на все, что можно, сдадите теорию, а с практикой возникнет проблема в поиске судна. Экзамен на каждом типе судна нужно сдавать отдельно, учитывайте это.

— Спасибо за ценные рекомендации. Подготовили теоретическую часть, проработали билеты, потом сходили на практическое обучение, попробовали, подготовились, но что-то пошло не так и всё-таки провалили экзамен. Что делать тем, кто не сдал?

— Самое главное не опускать руки и воспользоваться полученным опытом, добить слабые темы. Часто это огни, узлы, задачи по навигации. За одну запись на экзамен, точнее за одну оплату госпошлины, мы можем сдавать теорию три раза. После трёх неудачных попыток идём на второй круг, то есть оплата, запись по новой. И если в эти три попытки мы все-таки сдали теорию, то нас допускают к практике, там, опять же, есть эти три попытки. Повторная проверка теоретических знаний может быть проведена не ранее, чем через семь и не позднее тридцати календарных дней со дня проведения проверки. Все это описано в регламенте Регламент можно найти также в библиотеке приложения или в прикрепленных файлах в чате.

— В завершение хочется задать вопрос — как ты видишь будущее водного туризма, водных путешествий в России. Что на твой взгляд не хватает сегодня для того, чтобы этот вид путешествий и отдыха стал более доступным?

— Не хватает, на мой взгляд, оборудованных берегов, эллингов, более сильной пропаганды водного туризма. Пока достаточно слабая инфраструктура на наших внутренних берегах, я не имею в виду большие города. Секции парусного спорта для детей там, где они были двадцать или тридцать лет назад, ещё не восстановлены. Хотя, судя по толпам людей, которые идут на экзамены за последние три года, количество людей кратно увеличилось. Я думаю, что с водным туризмом в России все будет хорошо.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, 12 июня разыграем 10 ключей для активации полной версии приложения «Экзамен ГИМС 2024 + комментарии»

Поделиться:

Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все