После автокатастрофы семнадцатилетняя Флоранс Арто лежала в больнице, где врачи запретили ей всё, что приносит радость. Эта трагедия подтолкнула её стать мореплавательницей и в 1990 году она первой из женщин выиграла Route du Rhum, навсегда изменив мир парусного спорта.
В мире парусного спорта 1970-80х годов существовало неписаное правило: женщине не место на борту яхты. Считалось, что это приносит несчастье. Флоранс Арто (Florence Arthaud, 1957-2015) разрушила эти предрассудки, став не только участницей, но и победительницей самых престижных морских гонок планеты.
Её история начинается с трагедии в юности, которая стала катализатором для невероятной карьеры. Упрямство и страсть к морю превратили обычную французскую девушку в легенду мирового мореплавания.
Флоранс Арто родилась 28 октября 1957 года в пригороде Парижа в семье, где море было не просто увлечением, а образом жизни. Её отец Жак Арто руководил в Гренобле издательством «Arthaud», специализировавшимся на книгах о путешествиях и морских приключениях. В их доме регулярно бывали величайшие мореплаватели эпохи: Эрик Табарли, Бернар Муатесье, Ален Кола.
С детства она росла в мире исследователей и авантюристов, как вспоминала позднее Флоранс.
В яхт-клубе в Антибе юная Флоранс получила неофициальное звание «первого матроса» на семейной яхте. Летом вместе с братом она участвовала в регатах, и парижские дети неизменно побеждали местных конкурентов. Отец прозвал её «маленьким моторчиком» — она была неутомима и никогда не проигрывала гонки.
Уже тогда было ясно: Флоранс не была обычной «девочкой из хорошей семьи». Она бегала, дралась с братьями, была такой же, как они, — только с куклой в руке.
1974 год стал судьбоносным в жизни 17-летней Флоранс. Она только окончила школу и готовилась поступать на медицинский факультет, когда произошла страшная автокатастрофа. Перелом черепа, гематомы мозга, кома, паралич. Врачи давали неблагоприятный прогноз на всю жизнь.
Шесть месяцев в госпитале Гарше стали для неё мучительным испытанием. Как она описывала позднее, время там остановилось, нечего было делать, не на что смотреть. Только чтение книг и ожидание завтрака, обеда, ужина — бесконечные дни в больничной палате.
Врачи запретили всё, что могло спровоцировать повышение давления и нагрузку на сосуды головного мозга: спорт, алкоголь, сигареты. «Всё, что приносит радость», как саркастически заметила позднее Флоранс. Против ожиданий медиков, через два года она полностью восстановилась. Когда она спросила о возможности заниматься парусным спортом, врачи дали разрешение — но предупредили, что в море лучше ходить с кем-то, а не в одиночку.
Этим же вечером Флоранс объявила родителям о своём решении: забудьте про медицинский факультет и приличную жизнь буржуазной девочки.
Эта авария, как она говорила позже, придала смысл её жизни. В 18 лет она решила уехать к морю.
В 18 лет Флоранс уехала к 25-летнему Жану-Клоду Паризи. Как она объясняла свой выбор, он был красив, у него была яхта, а ей хватало моря. Несколько лет жизни «на ничто» научили её довольствоваться малым, главным было море.
Вернувшись через несколько лет в Париж, она преследовала единственную цель — найти деньги для профессиональной карьеры в яхтинге. Родители отреагировали предсказуемо: мать упала в обморок, отец категорически отказался финансировать «безумную затею».
Флоранс поставила ультиматум: либо родители дают ей деньги на карьеру, либо она просто возьмёт семейную яхту для участия в соревнованиях. На следующий день ключи от лодки были у неё в руках. Отец согласился при единственном условии: её двоюродный брат, опытный шкипер, будет сопровождать её в первых выходах.
1978 год стал знаковым для 21-летней Флоранс. Она стала участницей первой «Route du Rhum», новой трансатлантической гонки одиночек по маршруту Сен-Мало — Пуэнт-а-Питр. На старте были лучшие мореплаватели планеты, а она была самой молодой участницей. Женщин в гонке было всего две.
Её лодка «Frioul 38» не была супертехнологичным судном, но это было начало. На старте отец плакал, мать предпочла не смотреть на отплытие дочери.
А Флоранс была счастливее всех на свете.
Стратегия Флоранс была предельно простой: кратчайший путь к Гваделупе. Логистическую поддержку обеспечивал отец на расстоянии — каждый день они связывались по радио, он передавал ей метеосводки и помогал выбирать оптимальный курс.
Через два дня вся электроника вышла из строя, и Флоранс продолжала путь, полагаясь только на компас и собственный опыт. Отец на берегу анализировал погодные условия и рассчитывал лучший маршрут, а она старалась следовать его советам в океане.
Убеждённая, что конкуренты-мужчины вообще не спят, Флоранс позволяла себе максимум полчаса сна за раз. Через неделю такого режима она была полностью дезориентирована, по 20 раз проверяла одни и те же вещи, разговаривала сама с собой.
Во время гонки произошел драматический эпизод, о котором Флоранс не рассказывала родителям. Меняя дрису, снасть для управления парусами, на мачте на высоте 17 метров, она потеряла равновесие и сорвалась. Только чудо спасло её: нога зацепилась за снасть, предотвратив падение головой на палубу.
27 дней спустя Флоранс Арто финишировала 11-й, став первой женщиной в истории, завершившей «Route du Rhum». Вторая участница Алин Маршан пришла только 23-й, что делало достижение Флоранс ещё более значимым.
В синей куртке с жёлтой полосой она вошла в историю французского мореплавания. Правда, пресса больше внимания уделяла исчезновению Алена Кола, чей огромный тримаран пропал без вести.
Возвращение в Париж сделало Флоранс символом феминистского движения. «Флоранс Арто женщина, которая доминирует над мужчинами в мире парусного спорта», писали газеты.
Реакция патриархального яхтенного сообщества была предсказуемой. Когда легендарного Эрика Табарли спросили о её результатах, он ответил, что если бы не был травмирован, то сразу показал бы женщинам их место.
Это её даже не задело, как признавалась позже Флоранс. Эрик для неё был легендой, и когда он говорил о своём превосходстве над женщинами, она ему верила, потому что считала его богом.
Статус первой женщины в Route du Rhum открыл двери в мир спонсорства. Компания «Biotherm» заключила с ней контракт, и в начале 1980х у Флоранс появился собственный тримаран под названием «Biotherm II». Однако работа с косметическим брендом оказалась не такой простой, как казалось — реальность морских гонок плохо сочеталась с гламурным образом рекламы.
После нескольких участий в различных гонках Флоранс понимала: чтобы выиграть «Route du Rhum», нужна серьёзная подготовка и надёжный спонсор. В 1986 году она снова участвовала в «ромовом маршруте», но её собственная лодка была повреждена в столкновении с грузовым судном за несколько дней до старта. Ей пришлось арендовать другое судно.
Хуже того — во время гонки она была вынуждена изменить курс для поиска пропавшего конкурента Лоика Карадека. Его яхта опрокинулась, и он пропал в океане. Флоранс нашла только пустую перевернутую лодку — самого Лоика спасти не удалось.
Исчезновение Лоика, как она призналась позже, преследовало её. Она не могла ни думать о другом, ни спать спокойно.
Спасением стал Кристиан Гаррель, богатый застройщик, который хотел купить семейный особняк Арто. Отец Флоранс ответил, что дом не продается, но зато можете проспонсировать мою дочь.
Час презентации — и контракт подписан. Флоранс получила не только финансирование, но и возможность приобрести по-настоящему конкурентоспособную яхту.
К лету 1990 года на тримаране «Pierre 1er» Флоранс установила рекорд трансатлантического перехода, улучшив результат Бруно Пейрона на два дня. Она больше не была аутсайдером — теперь Арто считалась одной из фавориток «Route du Rhum».
Через четыре дня гонки именно Флоранс была первой, обогнав самого Бруно Пейрона. Лодка отлично слушалась, она чувствовала — на этот раз всё получится.
Но океан приготовил испытания. Сильные удары волн разрушили электрическую панель, которая упала прямо на навигационный стол. Вместо ремонта Флоранс просто убрала обломки.
Как она говорила позже, она поняла, что никогда не справится с ремонтом. Решила идти без этого. Остался только компас и многолетний опыт — радио работало периодически, GPS молчал, электроника мертва.
Хуже технических проблем оказались медицинские. На борту у Флоранс началось внутреннее кровотечение, продолжавшееся два дня.
Как она рассказывала потом, она истекала кровью, не зная почему. На два дня поверила, что умрёт. К счастью, кровотечение остановилось прежде, чем она потеряла сознание.
Не имея связи несколько дней, Флоранс не знала своей позиции в гонке. Когда самолёт сопровождения наконец вышел на связь, пилот сообщил невероятное: она идёт первой уже несколько дней!
18 ноября 1990 года в 23:10 Флоранс Арто пересекла финишную черту в Пуэнт-а-Питр. Время: 14 дней, 10 часов, 8 минут, 28 секунд. Новый рекорд гонки и первая женщина-победительница в истории «Route du Rhum».
Победа 1990 года превратила Флоранс из профессиональной спортсменки в настоящую звезду. Музей мадам Тюссо заказал её восковую фигуру, социологические опросы показали, что она стала «самой желанной женщиной Франции».
Как она иронично замечала позже, «бедняги, если бы они знали…» Она не была уверена, что люди представляют её как женщину с грязными волосами, сигаретой во рту и вонючей одеждой.
За ней закрепилось романтическое прозвище «маленькая невеста Атлантики» (la petite fiancée de l’Atlantique).
В 1993 году от отношений с профессиональным мореплавателем Лоиком Лингуа родилась дочь Мари. В 2005 году она кратковременно была замужем за Эриком Шарпантье, позже жила со штурманом Филиппом Монне.
Моя дочь — это моя жизнь, говорила Флоранс. Теперь она путешествовала повсюду с ней.
Материнство кардинально изменило приоритеты Флоранс. Вместо простой зубной щётки в рюкзаке теперь были подгузники и детские принадлежности. Она больше не гонялась за титулами и престижными соревнованиями.
В конце 1990х Флоранс перешла к классу «Фигаро» — лодкам около 10 метров длиной. Это была своего рода школа для молодых яхтсменов перед большими океанскими гонками. Опытный капитан Жан Ле Кам познакомил её с этим форматом.
Как объясняла Флоранс, она больше не хотела проводить 11 месяцев на суше, занимаясь только менеджментом команды и бюджета, ради одного месяца удовольствия.
В окружении молодых шкиперов она заново обрела простое удовольствие от гонок без огромной логистики и бюрократии.
В 2009 году, через 19 лет после триумфальной победы, Флоранс нашла великолепный тримаран длиной более 30 метров для участия в «Route du Rhum». Но времена изменились.
Потенциальные спонсоры считали, что женщина на лодке — это слишком рискованно. К тому же Флоранс была известна своими прямолинейными высказываниями, что не всегда нравилось деловым партнёрам.
На встрече с представителями автоконцерна на традиционный вопрос «что это нам даст?» она ответила с характерной иронией о пользе спонсорства для известности бренда. Её прямота не произвела впечатления на потенциальных партнёров.
Контракт не состоялся. «Всё, хватит. Закончено», решила Флоранс.
29 октября 2011 года Флоранс отправилась в одиночное плавание у берегов Корсики. Проходя мыс Корс ночью, она упала за борт. Яхта под действием ветра уходила прочь, но ей не удалось вернуться на борт. Она описывала позже, что вокруг неё не было ничего, только звук воды, плещущейся ей в лицо. Она знала, что недалеко от берега — когда вдыхала, чувствовала запах земли и средиземноморских трав.
Случайно оказавшийся в кармане мобильный телефон (а она никогда не брала его в море) позволил позвонить матери. Началась спасательная операция, но Флоранс провела в ледяной воде более трёх часов. Как она вспоминала о критических моментах, она больше не могла бороться и собиралась умереть здесь. Спасение стало чудом. На следующий день яхту нашли дрейфующей.
Осенью 2013 года Флоранс отправилась в средиземноморское путешествие на семейной яхте в плавание по Алжиру, Тунису, Италии. Это было умиротворяющее путешествие вдали от соревнований и прессы.
В 2015 году Флоранс согласилась участвовать в реалити-шоу на французском телеканале TF1. Её интересовал не сам проект, а возможность рассказать о новой инициативе — женской гонке через Средиземноморье для продвижения равенства полов в парусном спорте. Как она описывала свою мечту, это должна была стать гонка за равенство, гонка для передачи знаний.
9 марта 2015 года в Аргентине вертолёт должен был доставить участников шоу к месту испытаний. Два вертолёта съёмочной группы столкнулись в воздухе и упали. Погибли 10 человек, включая Флоранс Арто, олимпийских чемпионов Камиль Муффа и Алексиса Вастина.
Флоранс Арто ушла из жизни 9 марта 2015 года в возрасте 57 лет.
Флоранс Арто навсегда изменила восприятие женщин в профессиональном мореплавании. До неё женщины в океанских гонках были экзотикой, после стали признанной силой.
Её прямое влияние прослеживается в карьерах многих современных мореплавательниц: Элен Макартур, установившая несколько кругосветных рекордов, неоднократно называла Флоранс своим вдохновителем, а Изабель Отисье стала пионером женского участия в престижной гонке «Vendée Globe». Сегодня целое поколение профессиональных гонщиц во Франции и по всему миру продолжает дело «маленькой невесты Атлантики».
В 2024 году во французский прокат вышел художественный фильм «Фло» о жизни Флоранс Арто, подтверждающий её статус национальной легенды.
История Флоранс — это больше чем спортивная биография. Это рассказ о том, как одна женщина изменила целую индустрию, доказав, что страсть и упорство важнее предрассудков. От больничной койки в 17 лет до триумфа в «Route du Rhum» её жизнь была полна контрастов, но всегда оставалась верной морю.
«Океан подарил мне вторую половину жизни», — сказала она после спасения у Корсики. К сожалению, эта вторая половина оказалась короче первой, но её наследие живёт в каждой женщине, которая сегодня берёт штурвал яхты в свои руки.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте