Каждый маяк по-своему светит: самые красивые маяки России

  • 18.06.2024
  • 11:04
  • Алёна Сапалова
Шрифт:

В этой статье мы собрали 5 самых красивых маяков с удивительной историей с разных концов России.

Фото: julianadmii/livemaster.ru

Керосиновые лампы в несколько светилен, вращающиеся зеркала и часовой механизм, дизель-генераторы и солнечные батареи. А вокруг – штормовая тьма, которую раз в несколько секунд разрезает зелёный, белый или красный луч. Световой сигнал разный у каждого маяка.

Осиновецкий маяк на Ладожском озере

Фото: Павел Зайцев

Осиновецкий маяк был построен на юго-западном берегу Ладожского озера в неспокойном 1905 году. Он уже более века указывает путь кораблям в Петрокрепость, или Шлиссельбургскую губу. Его высота составляет 70 метров, однако самым высоким маяком в России является его брат-близнец — Стороженский маяк на юго-восточном берегу, такой же полосатый, но выше на один метр. Осиновецкий маяк занимает девятое место в мире по высоте среди «классических маяков».

В годы блокады Ленинграда Осиновецкий маяк являлся важным ориентиром для судов с продовольствием, которые шли с другого берега озера по Дороге жизни. Во время бомбёжек в нём скрывались, как в бомбоубежище, спасённые ленинградцы. Парадоксальным образом, маяк служил важным ориентировочным объектом не только для советских, но и вражеских навигационных приборов, поэтому его не разбомбили.

Сейчас Осиновецкий маяк продолжает свою работу с апреля по ноябрь. Это режимный объект, поэтому подняться на него нельзя. Однако и со стороны можно убедиться, что за всю его долгую историю он не потерял былого величия, но довольно сильно потрепан северными ветрами.

Маяк Анива на Сахалине

Фото: Владимир Макеев / Фотобанк Лори

Маяк Анива находится в самой южной точке Сахалина на скале Сивучья. Он был построен ещё в 1939 году по проекту японского инженера Синобу Миура и был назван Нака-Сиретоко Мисаки. В 1945 году он перешёл СССР и сменил название на ныне существующее.

Маяк Анива с самого начала представлял собой вызов не только природе, но и технологиям. Расположенный на удаленном, неприступном мысе, он столкнулся с множеством трудностей. Оборудование часто выходило из строя, доставка провизии и запчастей была непростой задачей, а условия работы для маячной команды оставляли желать лучшего. В попытке сделать Аниву более независимым, в 1990 году был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор, атомная батарея, которая позволяла обеспечить энергией маяк без необходимости постоянного обслуживания. Это сделало Аниву необитаемым, и с тех пор его изредка обслуживали с соседней погранзаставы.

Но история маяка не закончилась на этом. В 2006 году срок службы атомной батареи истек, а новую не установили. Появление спутниковых систем навигации сделало маяк ненужным, и его свет погас навсегда. Сегодня Анива стоит пустой и заброшенный, но его величие не теряет своей привлекательности.

Внутри башни, на нескольких этажах, расположены жилые комнаты, предназначенные для сотрудников, которые когда-то обслуживали механизмы, заводили маятник и следили за бесперебойной работой маяка.

В центральной части маяка проходила труба для маятника (гири весом 270 кг), который приводил в движение оптический механизм.

Это поистине уникальное по расположению и архитектуре сооружение является жемчужиной острова Сахалин, привлекающей туристов. Маяк подвергся сильным разрушениям, не раз его собирались ремонтировать, но работы так и не были начаты. Совсем недавно завершилась передача маяка Анива от Минобороны в собственность Сахалинской области, власти планируют в ближайшее время начать восстановительные работы. А пока его облюбовали для своих гнёзд морские птицы. Попасть на маяк можно только в составе морской экскурсии, и на рассвете вид с него открывается всё такой же восхитительный, как и в середине двадцатого века.

Маяк Токаревского во Владивостоке

Фото: Марк Шишкин

Маяк Токаревского находится в Приморском крае. Это не просто архитектурная достопримечательность Владивостока, это символ города, его визитная карточка. Он расположен на каменистой косе Токаревского, на символическом «краю земли», там, где «начинается Тихий океан».

История возникновения маяка уходит корнями в XIX век, в эпоху активного освоения Дальнего Востока Российской Империей. В 1862 году подполковник корпуса флотских штурманов Василий Матвеевич Бабкин возглавил экспедицию, целью которой было «начертание островов и земель Восточного океана». В ходе этой экспедиции наряду с другими объектами был описан мыс Токаревского. Название мысу было дано в честь близкого друга Василия Бабкина, Михаила Яковлевича Токаревского (1809 — 1853), гидрографа, военного моряка, капитана корпуса флотских штурманов, маячных дел мастера, помощника директора Балтийских маяков.

Маяк расположен на конце живописной песчаной косы, так называемой «кошки», длиной около 800 метров. Строительство маяка началось в 1910 году — отсыпали островок, заложили фундамент, несущие стены, в 1911 году поставили башню, а в 1913 году доставили из Франции светооптический аппарат. После его установки маяк начал свою работу, освещая путь кораблям в бурных водах Тихого океана. С тех пор Токаревский маяк стал неотъемлемой частью Владивостока, символом его морской истории и мощной связи с Тихим океаном. Он продолжает свою работу и сегодня, являясь не только важным ориентиром для моряков, но и любимым местом отдыха жителей и гостей города.

Ай-Тодорский маяк в Крыму

Фото: оопт-крым.рф

Ай-Тодорский маяк в Гаспре – один из самых старых маяков на Черном море. Он расположен в западной части мыса Ай-Тодор на отроге Харакс. В далёком 1835 году это место заприметил адмирал Михаил Лазарев, прославившийся благодаря участию в антарктической экспедиции с Фаддеем Беллинсгаузеном. Впрочем, это место еще раньше облюбовали древнегреческие и римские моряки, которые заложили здесь сигнальную башню ещё в I веке Новой эры.

У стен маяка помимо можжевеловых, оливковых и фисташковых рощ, растёт гигантское фисташковое дерево «Юстиниана» возрастом более 1000 лет – одно из самых древних в Крыму. Это ботанический памятник природы, который внесён в книгу рекордов Гиннесса.

В стенах маяка хранится удивительная музейная коллекция, по крупицам собранная его легендарным смотрителем — Юрием Ивановичем Тюриным (1927 — 2022). Более 40 лет он не просто хранил огни, указывающие путь морякам. Юрий Иванеович посвятил жизнь служению маяку и восстановлению его истории, которая тесно переплетается с историей гидрографии российского флота, в частности Черноморского. Собранная им коллекция может конкурировать с экспонатами крупных музеев и библиотек. Среди его раритетов – Устав Петра I, датированный 1763 годом, старинные Атласы океанов, которые, словно окна в прошлое, открывают нам мир морских исследований, картографии и мореплавания.

Смотритель маяка не просто собрал ценные предметы, а создал уникальный маячный музей, которому нет равных.

История маяка – это живой рассказ о людях, которые оставили здесь свой след. Здесь бывали монархи Российской Империи, отдающие приказы о строительстве маяка, чтобы обезопасить морские пути; крупные военачальники, чьи корабли находили здесь укрытие во время военных кампаний; великие писатели и поэты — Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Маяковский — находившие здесь вдохновение для своих произведений; художники, запечатлевшие на своих полотнах красоту моря и величие маяка. Каждая деталь этого места – от старинных стен маяка до ветвей старых деревьев, растущих вокруг него, – пропитана историей.

Дербентский маяк

Фото: caspian.travel

Дербентский маяк – самый южный маяк России, он входит в исторический список ЮНЕСКО. Несмотря на то, что морской порт в Дербенте существует с древнейших времен, корабли ходили по неспокойным водам Каспийского моря без маяка до 1851 года. Он был заложен по распоряжению наместника на Кавказе князя Михаила Воронцова, того самого, что построил Воронцовский дворец в Алупке и с которым повздорил Пушкин в южной ссылке.

Первый маяк был построен из дерева, но уже в 1866 году на смену деревянной конструкции пришел каменный маяк высотой 18 метров. Располагался он на северной крепостной стене, в километре от моря. Именно в таком виде маяк сохранился до наших дней, хотя его системы неоднократно модернизировались.

Из 26 маяков, расположенных на Каспийском море, Дербентский является самым мощным и единственным, который обладает статусом архитектурно-исторического памятника.

Дербентский маяк – не просто архитектурный памятник, это символ надежды и безопасности для всех, кто плывет по волнам Каспийского моря. Возвышаясь на берегу, он стоит уже более 160 лет, освещая путь кораблям и предупреждая их об опасности.

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все