Невероятная история Boeing 307 Stratoliner: путь от летающего пентхауса миллиардера до уникальной яхты.
Источник изображения: thevintagenews.com
Представьте себе яхту без мачт и парусов, которая выглядит как самолет без крыльев и хвоста. Знакомьтесь с «Космическим маффином» (Cosmic Muffin) — единственной в мире лодкой, созданной из фюзеляжа легендарного Boeing 307 Stratoliner. Эта удивительная история началась в 1938 году с революционного самолета и превратилась в настоящее «инженерное хулиганство», как называют это творение сегодня.
Boeing 307 Stratoliner совершил свой первый полет 31 декабря 1938 года и стал прорывом в авиации. Герметичная кабина и революционная система наддува позволяла ему летать на высоте около 6 километров, избегая непогоды и турбулентности — невероятная роскошь для того времени.
Всего было построено лишь 10 экземпляров Boeing 307 Stratoliner. Самолет мог перевозить 30 пассажиров и 6 членов экипажа, развивая скорость до 354 км/ч благодаря четырем двигателям мощностью 900 лошадиных сил каждый.
До наших дней сохранился только один Boeing 307 в первозданном виде — он был отреставрирован компанией Boeing и находится в Музее авиации в Сиэтле. Интересно, что при доставке в музей самолет потерпел крушение в заливе Эллиотт Бей, но практически не пострадал.
В 1939 году этим революционным самолетом заинтересовался сам Говард Хьюз — американский предприниматель, пионер авиации и один из богатейших людей своего времени. Хьюз приобрел в личное пользование Boeing 307 за 315,000 долларов (что эквивалентно 6,55 миллиона долларов сегодня).
Первоначально миллиардер планировал использовать самолет для установления нового рекорда длительности полета и кругосветного путешествия. Однако началась Вторая мировая война, и планы Хьюза кардинально изменились.
В 1948 году Хьюз инвестировал дополнительные 400,000 долларов (8,3 миллиона долларов по современному курсу) в переделку салона. Проект получил название «Летающий пентхаус» (The Flying Penthouse). За дизайн интерьера отвечал Раймонд Лоуи — восходящая звезда промышленного дизайна, а творческие идеи предлагала голливудская кинодива Рита Хейворт.
Результат превзошел все ожидания: внутри самолета разместились роскошная лаунж-зона с баром, просторная гостиная, спальня с двухъярусными кроватями и ванная комната невероятных для авиации размеров. Интерьер был выполнен в стиле ар-деко и соответствовал статусу самого богатого человека Америки.
В марте 1949 года нефтяной магнат из Хьюстона Гленн Маккарти решил выкупить роскошный самолет для торжественного открытия отеля Shamrock Hotel. Маккарти планировал использовать Boeing 307 для транспортировки знаменитостей на церемонию открытия, и самолет получил название «The Shamrock».
Маккарти стал прототипом героя Джетта Ринка из романа Эдны Фербер «Гигант», которого в экранизации 1956 года сыграл Джеймс Дин. Этот нефтяной «король дикарей» заработал состояние на нефтяных скважинах, но с выплатами по самолету у него возникли проблемы.
Когда Маккарти не смог расплатиться, Хьюз забрал самолет обратно и продал его флоридской компании Florida Jet Research. Перелет из Хьюстона чуть не закончился катастрофой: над Мексиканским заливом загорелась электропроводка, и пилоту пришлось совершить экстренную посадку в Галфпорте, штат Миссисипи.
Финальная точка в летной карьере Boeing 307 была поставлена в 1964 году ураганом «Клео». Пока самолет находился на стоянке в аэропорту Форт-Лодердейла, мощные порывы ветра сорвали его с места, бросили на деревья и серьезно повредили. У машины оторвался хвост, повредилось крыло и пострадало шасси. За 25 лет эксплуатации самолет налетал всего 500 часов, после чего был полностью выведен из строя.
Казалось, что уникальный Boeing 307 отправится прямиком на свалку металлолома. Но в 1969 году самолет спас агент по недвижимости и пилот Кеннет Лондон из Форт-Лодердейла. По некоторым данным, он купил поврежденное воздушное судно всего за 62 доллара на аукционе заброшенного имущества.
Понимая, что в небо самолет больше не вернется, Лондон принял смелое решение. Он отрезал крылья и хвост, перевез фюзеляж на ближайшую пристань и превратил его в… элитную моторную лодку!
В июля 1974 года на воду была спущена уникальная яхта «Лондонер» (Londonaire). Процесс переоборудования занял пять лет кропотливой работы. Нижнюю часть фюзеляжа демонтировали и заменили корпусом из стекловолокна. Лодку оснастили двумя двигателями, которые позволяли развивать скорость до 17 узлов (около 31 км/ч).
Самое удивительное — в рубке капитана сохранили оригинальный «самолетный» штурвал и приборную панель. Инженеры проложили электрические, водопроводные и канализационные системы, полностью отреставрировали мебель и модернизировали интерьер, сохранив при этом авиационную атмосферу.
В 1981 году Кеннету Лондону пришлось расстаться со своим детищем. Он выставил 17-метровую «плавучую дачу» на продажу в Форт-Лодердейле за 8,500 долларов.
Покупателем стал скромный, но состоятельный житель Форт-Лодердейла Дэйв Дриммер. Он искал плавучий дом и случайно наткнулся на объявление о продаже 56-футовой (17-метровой) «лодки-дома» за 8,500 долларов. Дриммер подумал, что в объявлении пропущен ноль — цена казалась слишком низкой. Поторговавшись, он купил уникальное судно за 7,500 долларов.
После покупки новый владелец обнаружил, что корпус едва держится на плаву, и решил инвестировать в капитальный ремонт. Дриммер заменил корпус, установил новый пол из тика, переоборудовал бар и заменил двухъярусные койки на полноценную двуспальную кровать.
Первоначально лодка была оснащена подвесными моторами Yamaha мощностью 9,9 лошадиных сил, но позже Дриммер установил более мощные 50-сильные двигатели. Все изменения были направлены на восстановление роскошной атмосферы эпохи Говарда Хьюза.
Имя «Космический маффин» (Cosmic Muffin) лодка получила благодаря знаменитому американскому певцу и писателю Джимми Баффету. В 1992 году Баффет увидел необычное судно во время испытаний яхты в Форт-Лодердейле и был настолько впечатлен, что включил его в свой роман «Где Джо Мерчант?» (Where Is Joe Merchant?). В книге лодка получила имя «Космический маффин» и стала кораблем героини Дездемоны, которая искала рок-звезду Джо Мерчанта.
Дриммер почувствовал себя обязанным принять это имя, поскольку книга сделала его лодку знаменитой. В 1994 году Баффет продал права на экранизацию романа, и Дриммер увидел в «Космическом маффине» потенциальную кинозвезду. Он инвестировал около 200,000 долларов в реставрацию, рассчитывая на участие в голливудском фильме. Однако фильм так и не был снят.
Дриммер прожил на борту «Космического маффина» почти 20 лет — с 1981 по 2000 год. За это время уникальная лодка стала местной достопримечательностью Форт-Лодердейла и регулярно появлялась в национальных и международных СМИ, включая шоу Опры Уинфри, CNN и Ripley’s Believe It or Not.
Управление «Космическим маффином» требовало особых навыков. Капитан Аарон Кисс, который водил лодку долгие годы, описывал этот процесс красочно: «Управлять «Космическим маффином» — это как вести школьный автобус. По льду. Задом наперед. С горки. С завязанными глазами, и иногда слегка пьяным».
Проблема заключалась в уникальной конструкции: тонкая алюминиевая обшивка была очень легкой, а длинная надстройка ловила ветер как парус. При маневрировании в узких местах капитану приходилось использовать специальные зеркала, поскольку из кокпита было невозможно увидеть корму судна.
Киль лодки имел глубину 3 фута (около метра), но для устойчивости пришлось добавить еще полтора фута. Несмотря на все сложности, «Космический маффин» мог развернуться почти на месте в безветренную погоду, но при сильном ветре и течении становился трудноуправляемым.
В 2000 году Дриммер переехал на сушу — постоянные ремонты становились слишком дорогими. «Космический маффин» превратился в коммерческое судно для экскурсий и частных мероприятий. Лодка сдавалась в аренду для тематических вечеринок в стиле Говарда Хьюза или Джимми Баффета, работала как плавучий коктейль-бар у причалов клиентов.
В 2016 году, не в силах больше нести расходы на обслуживание уникального судна, Дриммер с неохотой передал «Космический маффин» Музею авиации Флориды в надежде найти инвестора для реставрации и сохранения. На тот момент лодка была переименована в «Which Craft? Planeboat».
Позже уникальный экспонат приобрел коллекционер Кермит Викс. Сегодня «Космический маффин» отреставрирован и выставлен в музее как яркий пример творческой переработки авиационной техники.
В одном из последних интервью Дриммер признавался, что испытывает «сожаление дарителя» — ему казалось неправильным, что музей не выставляет «Космический маффин» на всеобщее обозрение. Тем не менее, он был рад знать, что его бывший дом находится в безопасности и вне воды.
История «Космического маффина» уникальна по нескольким причинам. Во-первых, редкость исходного материала — Boeing 307 Stratoliner остался в истории как малосерийный прорывной самолет. Во-вторых, связь с легендарным Говардом Хьюзом добавляет проекту исторической значимости. В-третьих, участие в литературном произведении Джимми Баффета превратило техническое творение в культурный феномен.
Сегодня случаи превращения самолетов в дома или лодки не являются чем-то невероятным, но «Космический маффин» остается одним из самых знаковых благодаря своей богатой и красочной истории. От революционного авиалайнера 1938 года до роскошного пентхауса миллиардера, от жертвы урагана до уникальной яхты — этот Boeing 307 прожил несколько жизней, каждая из которых была наполнена приключениями.
История «Космического маффина» доказывает, что иногда самые невероятные идеи приводят к созданию поистине уникальных вещей. В мире, где стандартизация становится нормой, такие проекты напоминают нам о ценности креативности и смелости в инженерных решениях.
«Космический маффин» стал символом того, как человеческая изобретательность может дать вторую жизнь даже самым сложным техническим объектам.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте