Путешествие на яхте. Часть третья

  • 21.03.2024
  • 12:41
  • Илья Федосов
Шрифт:

«Школа яхтенного пассажира» продолжает свою работу. В третьем «уроке»: крен, палки, веревки, паруса

Яхта в море – хвост на заборе.

Яхты у пирсов и яхты в море – это две большие разницы. У пирса это придавленные бытом и обвешанные стираными вещами лоханки. В море они приобретают стройный силуэт и превращаются в русалок, грациозно разрезающих волну. Потому, что яхты созданы для моря.
Эту метаморфозу интуитивно ощущает даже человек, который первый раз решился выйти на яхте. То, что раньше ему казалось подобием плавучего трейлера, вдруг превращается в сгусток энергии между двумя стихиями – водой и воздухом и каждый порыв ветра отзывается в каждом движении яхты и в каждом члене экипажа.

Первая перемена, которую ощутит новичок — это крен. То есть наклон на один борт. Под парусом лодку на ходу часто кренит. И звук выпадающей посуды из шкафчика на камбузе свидетельствует о том, что какой-то растяпа, слишком свыкся с береговой жизнью и забыл защелкнуть шкаф на замки. Обычно в этот же момент пластиковые чемоданы с колесиками падают на головы спящих владельцев. «А, вот почему нам не советовали брать их на яхту», — мгновенно соображают они.

Тут надо добавить, что лодку качает не только с борта на борт, но и с кормы на нос. Но если наклон на борт называется «крен», то наклон судна на нос или на корму именуют «дифферент».

Анатомия яхты

У нас есть с десяток минут, чтобы внимательно рассмотреть яхту на ходу. Из чего она состоит. Начнем с очевидного. У нее есть корпус. Внутри в нем находятся салон, каюты, двигатель баки с водой и горючим. Корпус полностью закрыт сверху палубой (помним, да?) и в нем есть углубление – самоотливной кокпит, в котором мы сейчас находимся. Если в кокпит попадает вода, даже если его накроет волной – вода не попадет внутрь лодки, а стечет наружу через шпигаты – специально предназначенные для этого стоки. У любой яхты или лодки есть борта – спереди они сходятся в острый, разрезающий воду форштевень, а сзади корпус выглядит, как будто отпиленный сверху вниз наискось. Этот срез кормы называется транцем. Корма – это вся задняя часть лодки. Транец – задняя перпендикулярная плоскость. Запомнили?

А теперь, детки, ответьте. Что это такое торчит прямо из корпуса яхты вверх? Правильно. Это мачта. Термин знаком всем. Для парусного корабля мачта – главный элемент. Потеря мачты – самая тяжелая авария для яхты. Потому, что благодаря мачте судно может нести паруса, которые являются ее главным движителем. Да, про запас на чартерной лодке есть дизельный двигатель. Но это одна сотая от той мощи, которую могут дать паруса.

Помните, я вам рассказывал, что все веревки на яхте называются концами. Есть еще одно слово, которое включает в себя не только веревки, но и стальные тросы – такелАж. Такелаж моряки делят на стоячий и бегУчий (именно так).

  • Стоячий такелаж – это то, что один раз натянули, оно стоит натянутое, держит что надо и после того, как натянули, его не трогают. Например, стальные тросы, которые удерживают мачту. У каждого есть свое название.

Те тросы, которые растягивают мачту в продольной плоскости, называются штАгами. Форштаг тянет мачту вперед, ахтерштаг – назад.

Тросы, которые удерживают мачту в поперечной плоскости называются вАнтами.

Слово «ванты» вам наверняка знакомо по фильмам о пиратах. Там матросы взбираются на мачты именно по вантам. На яхте ванты выглядят несколько иначе, но у всех вант – и пиратских и яхтенных основная функция – удержание мачты в поперечной плоскости. На больших кораблях между вантами провязаны веревочные ступеньки – вЫбленки, которые позволяют использовать ванты еще и в качестве лестницы. На яхте в этом необходимости нет. Поэтому яхтенные ванты спокойно занимаются своим основным делом, удерживают мачту с помощью специальных распорок – крАспиц. Для полного осознания важности стоячего такелажа скажу просто – если рвется ванта – мачта падает.

  • Бегучий такелаж – это концы, которые в процессе управления лодкой находятся в движении. Сейчас перечислять их названия не будем, для этого время еще придет.

Веревки, палки, паруса…

Если уж мы вспомнили слово «такелаж», то придется вспомнить и слово «рангОут». Детям объясняют так: «такелаж» — это веревки, «рангоут» — это палки. На старых парусных кораблях палок было много – мачты, стЕньги, реи, гАфели. На современных яхтах их значительно меньше. А именно две. Одну вы уже знаете – это мачта. Вторая прикреплена к мачте перпендикулярно и называется она гик. Технически он присоединен к мачте шарниром, который называют вЕртлюг гика и свободным концом гик может вращаться в любом направлении. Но его функция – растягивать главный парус на яхте – грот. По-голландски это слово означает «большой» и этим все сказано. Грот ставится между мачтой и гиком и в результате гик становится объектом, представляющим особую опасность. Если парус непроизвольно перейдет на другой борт, гик перелетит вместе с ним, снося все по пути. Не исключено, что слово «гикнуться» пришло именно из языка яхтсменов.

Раз уж мы познакомились с гротом, то необходимо вам представить и другой яхтенный парус, который работает в паре с гротом. Он называется стаксель. По-голландски «парус на штаге». Он ставится впереди на форштаге, то есть на тросе, который удерживает мачту спереди.

Как вы уже поняли, голландский язык – это язык яхтенного Капитана Очевидность. Любая деталь на корабле имеет голландское название. Почему так? Первыми учителями Петра Первого, создателя русского флота, были голландские моряки, которые учили будущего российского императора ходить под парусом на том самом ботике — «дедушке русского флота». Поэтому в русской морской традиции используются термины, пришедшие из голландского языка. Впрочем, не только из голландского.

Но это уже другая история.

Читайте также:

«Школа яхтенного пассажира». Часть 1

«Школа яхтенного пассажира». Часть 2

Поделиться:

Реклама
ООО "Владивосток Бот Шоу"
ИНН: 2540184444
erid: 2VtzqvB5CSP
Скопировано!
Реклама
ООО "Владивосток Бот Шоу"
ИНН: 2540184444
erid: 2VtzqvB5CSP
Скопировано!
Реклама
ООО "Владивосток Бот Шоу"
ИНН: 2540184444
erid: 2VtzqvB5CSP
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все