От тропиков до полярных льдов: начинается экспедиция «Братство 2025»

  • 8.04.2025
  • 15:05
  • Мир Капитанов
Шрифт:

12 апреля 2025 года стартует российско-бразильская кругосветная экспедиция «Братство 2025» под флагом БРИКС, которая пройдет через три океана, Северный морской путь и мыс Горн. Символично, что за штурвалом яхты встанут 82-летний бразильский капитан с русскими корнями Алейшо Белов, для которого это будет шестая кругосветка, и директор Омского губернаторского яхт-клуба Сергей Щербаков, уроженец сибирского города, расположенного вдали от морей и океанов.

От тропиков до полярных льдов: начинается экспедиция «Братство 2025»

7 апреля в Информационно-культурном медиацентре БРИКС+ состоялась встреча с участниками готовящейся российско-бразильской кругосветной экспедиции «Братство». Капитан Сергей Щербаков, заслуженный мастер спорта России и директор Омского губернаторского яхт-клуба, рассказал о предстоящем путешествии, которое стартует 12 апреля из бразильского города Сальвадор.

Модератором встречи выступил Сергей Деменский, генеральный директор Евразийской медиагруппы, которая является информационным партнером экспедиции. Среди гостей также присутствовали Андраник Сулейманян, путешественник и главный редактор журнала «Всемирный путешественник»; Николай Литау, заслуженный мастер спорта России и капитан яхты «Апостол Андрей»; профессор Висенте Барриентос, президент Центра БРИКС.

Встреча началась с видеоприветствия от Алейшо Белова (урожденного Алексея Дмитриевича Белова), бразильского капитана, который возглавит экспедицию совместно с Сергеем Щербаковым. Несмотря на бразильское гражданство, Алейшо имеет русские корни – его отец был русским. Во многом благодаря этой связи и возникла идея совместной экспедиции.

«Я познакомился несколько лет назад с Сергеем Щербаковым. Он был здесь на лодке «Сибирь» и после отправился в Антарктиду. Мы стали друзьями и решили сделать поездку вместе – русские и бразильские моряки на бразильской лодке «Fraternidade» (Братство)», – рассказал Алейшо Белов в видеообращении.

Начало пути и история сотрудничества

Сергей Щербаков поделился историей знакомства с бразильским капитаном: «Мы познакомились с Алейшей в 2019 году, еще до начала нашей экспедиции в Антарктиду. Он, как рожденный в Советском Союзе, имеет тягу к родной земле и уже несколько раз был у нас. Когда он проезжал через Омск по Транссибу, поезд останавливался на 20 минут, и мы успели познакомиться».

Алейшо Белов – опытный мореплаватель, которому 9 января 2025 года исполнилось 82 года. За плечами бразильского капитана пять кругосветных путешествий, три из которых он совершил в одиночку. «Для него это будет шестая кругосветка, для меня – третья», – отметил Щербаков.

Примечательно, что Алейшо Белов в 2022 году прошел северо-западный проход вокруг Северной Америки через Канадский север, но Российский Север для него остается неизведанным. Это обстоятельство и стало одной из главных причин организации совместной экспедиции.

Маршрут и цели экспедиции «Братство 2025»

Экспедиция стартует 12 апреля из бразильского города Сальвадор. Яхта «Fraternidade» (в переводе с португальского – «Братство») отправится в путешествие протяженностью 24 тысячи морских миль (45 тысяч километров) через Атлантический океан, Исландию, Северный морской путь и Тихий океан.

«Мы огибаем самую северную и самую южную точки планеты – мыс Челюскин и мыс Горн», – объяснил Сергей Щербаков. Он подробно описал предстоящий маршрут: «Мы стартуем из Сальвадора, далее яхта движется на север по Атлантическому океану, заходит на остров Фаял, в городок Орта, затем Исландия, Рейкьявик, Шпицберген и потом Мурманск».

Из Мурманска начинается самый сложный этап – Северный морской путь: «Маршрут пойдет из Мурманска на Диксон, вокруг Новой Земли, затем на Тикси. Мы обогнем мыс Челюскин, пройдем пролив Вилькицкого. Хочу предложить Алейшо обойти Новосибирские острова с севера, чтобы попасть в архипелаг Де-Лонга».

Одна из интересных точек маршрута – остров Беннетта, который считается той самой мифической землей Санникова. После этого экспедиция планирует зайти в Певек и обогнуть остров Врангеля, предположительно с севера, в зависимости от ледовой обстановки.

Дальнейший маршрут пролегает через Берингов пролив, Петропавловск-Камчатский, возможно, бухту Провидения. После этого яхта покинет российские воды и отправится через Тихий океан к Маркизским островам, а затем, возможно, к острову Пасхи.

«Далее мы идем к мысу Горн, проливу Дрейка, Ушуайе. Потом у нас Аргентина, Уругвай, опять Бразилия – Рио-де-Жанейро. По расчетам, мы должны прийти в Рио в 2026 году как раз ко всемирному карнавалу. И затем финишируем в Сальвадоре в конце февраля – начале марта», – рассказал капитан.

Символическое значение

Экспедиция приурочена к нескольким важным датам. «В этом году 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Бразилия была единственной страной в антигитлеровской коалиции из Латинской Америки», – подчеркнул Сергей Щербаков.

Капитан также отметил, что в 2028 году исполняется 200 лет восстановления дипломатических отношений между Россией и Бразилией. Кроме того, экспедиция посвящена 180-летию Русского географического общества, членами которого являются все участники экспедиции.

Особое внимание Сергей Щербаков уделил сотрудничеству в рамках БРИКС: «В этом году исполняется 20 лет с момента подписания стратегического союза между Бразилией и Россией. А в 2026 году, когда мы будем финишировать, исполнится 20 лет БРИКС. Представляете, сколько памятных дат!»

Фото предоставлено Сергеем Щербаковым

Яхта «Братство» и технические особенности

Отвечая на вопрос о судне, на котором будет совершаться кругосветное путешествие, Сергей Щербаков с энтузиазмом рассказал, что яхта «Fratеrnidade» была спроектирована самим Алейшо Беловым после трех его кругосветных плаваний и построена на собственной верфи в Сальвадоре.

«Яхта имеет габаритные размеры 22 метра в длину, около 6,7 метров в ширину. Осадка корпусом 3,2 метра, со швертом – 5,3 метра. Водоизмещение 80 тонн. Корпус стальной, палуба из нержавейки. Вместимость топливных баков – 6 тонн, пресной воды – 7 тонн. Оснащена двумя новыми двигателями Янмар по 290 лошадиных сил каждый. Вооружение – бермудский кэтч», – поделился капитан техническими характеристиками судна.

Щербаков особенно подчеркнул качество и надежность яхты: «Лодка – сказка, она построена человеком, который прошел уже три кругосветки. Все настолько продумано и удобно. Она не быстроходная, развивает примерно 5 узлов, как и наша «Сибирь». Но при этом она способна идти при ветре до 60-70 узлов, это 30-35 метров в секунду – ураганный ветер! Обычно 50-60 узлов – привычная для нее кондиция».

Экипаж экспедиции

Говоря о формировании экипажа, Сергей Щербаков поделился своим принципом: «Принцип формирования экипажа у нас простой. С самого начала, когда мы строили яхту «Сибирь», кто строил, тот и пошел».

Он подчеркнул важность психологической совместимости: «С человеком, с которым предстоит много времени провести, надо хотя бы килограмм соли вместе съесть. Психологический фактор очень важен, особенно в почти замкнутом пространстве».

Согласно договоренности с Алейшо Беловым, половина экипажа будет состоять из россиян, половина – из бразильцев. «Всего на лодке 12 коек, но мы максимум берем 8-9 человек, потому что нужно место и для амуниции, и для продуктов. Когда людей больше, становится очень тяжело», – пояснил капитан.

На первом этапе экспедиции с российской стороны будут участвовать двое: сам Сергей Щербаков и Сергей Островухов из Санкт-Петербурга, который ранее участвовал в антарктической экспедиции. В Мурманске к ним присоединятся еще двое россиян, которые пройдут весь Северный морской путь, Тихий океан, мыс Горн и вернутся в Бразилию.

Открытие экспедиционного центра РГО в Бразилии

Важным аспектом сотрудничества стало открытие экспедиционного центра Русского географического общества в Бразилии. «Алейшо Белов – человек многогранный. В Сальвадоре, своем родном городе, он выкупил два здания. Из одного сделал музей, где разместил свою первую яхту «Трес-Мариас» (Три Марии), на которой совершил первые два кругосветных путешествия. В другом здании создал фонд своего имени и выделил помещение для экспедиционного туристского центра Русского географического общества», – рассказал Щербаков.

Открытие центра запланировано на 11 апреля, за день до старта кругосветной экспедиции, с участием представителей РГО и генерального консула России в Рио-де-Жанейро.

Информационное сопровождение

Отвечая на вопрос о медийном освещении путешествия, Сергей Щербаков рассказал: «У нас будет спутниковая связь, которая не прерывается даже на полюсах. Мы будем использовать Иридиум, который работает на любой широте, а также Инмарсат, функционирующий до 70 градусов северной широты. В портах захода будет обычная сотовая связь».

Для информационного освещения создан специальный сайт в Омском отделении Русского географического общества. Кроме того, информация будет публиковаться на сайте РГО и ресурсах Евразийской медиагруппы.

«Мы планируем документировать экспедицию через фото и видео с дрона, с борта, с воды. Весь контент будет выкладываться в социальных сетях – ВКонтакте, Телеграм, а также на сайте sibyacht.ru, специально созданном для нашей экспедиции «Братство 2025″», – подчеркнул капитан.

Геополитический аспект экспедиции

Комментируя вопрос о возможных сложностях в связи с непростой геополитической ситуацией, Сергей Щербаков выразил оптимизм: «Геополитическая обстановка в основном на берегу, а в море она нас не трогает. Конечно, мы учитываем особенности захода в различные порты – дружественные и недружественные».

Капитан подчеркнул преимущество плавания под бразильским флагом: «В этом плане бразильская яхта очень выгодна. Её не смогут остановить нигде и не запретят никому заходить на борт. Нашей задачей является максимально широкое общение, чтобы доносить до всего человечества дружественный образ России. Мы идем под флагами России и БРИКС, и демонстрация этих флагов – это не задача, а гордость».

Россия и Бразилия в литературе путешествий

Андраник Сулейманян, главный редактор журнала «Всемирный путешественник», обратился к культурному аспекту взаимоотношений России и Бразилии, предложив рассматривать экспедицию как «тропики и Арктика в диалоге цивилизаций».

«Многие русские выдающиеся путешественники мечтали о тропиках. Это удивительная вещь – я сам мечтал и о тропиках, и об Арктике с детства. Они перекликаются с психологической и философской точек зрения», – поделился Сулейманян.

Он зачитал отрывки из произведений русских путешественников-писателей, посетивших Бразилию. Среди них Иван Александрович Гончаров, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» с 1852 по 1855 год в составе дипломатической миссии в Японию: «Я все мечтал и давно мечтал об этом путешествии… Нет, не в Париж хочу, не в Лондон, даже не в Италию, как бы звучно они не пели, я хочу в Бразилию».

Также были упомянуты капитан Отто Евстафьевич Коцебу, совершивший два кругосветных путешествия, академик Вавилов и первый посол Российской империи в Бразилии Александр Семенович Ионин, оставивший три тома записей о Южной Америке.

«Может быть, бразильцы увидят в нашей Арктике то, чего мы не видим, – предположил Сулейманян. – Это было бы интереснейшим результатом экспедиции».

Опыт арктических плаваний

Николай Литау, капитан яхты «Апостол Андрей», поделился своим богатым опытом плаваний в арктических водах. «В прошлом году исполнилось 25 лет, когда мы на яхте «Апостол Андрей» впервые совершили сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад. Потом мне довелось во главе международной экспедиции пройти этот путь в обратном направлении, с запада на восток. В общей сложности за плечами 16 арктических навигаций», – рассказал Литау.

Оценивая перспективы предстоящей экспедиции, он выразил уверенность в успехе: «Глядя на этот экипаж, у меня нет никаких сомнений, что экспедиция будет успешна. Яхта очень приличная и хорошо вооружена, капитан многоопытен. Пять кругосветных экспедиций – это очень серьезно».

Литау также отметил важную роль Сергея Щербакова в экспедиции: «Сергей Борисович будет выполнять роль не просто лоцмана, а скорее «со-капитана». Он имеет огромный опыт плавания в Арктике и на своей яхте «Сибирь», и как капитан-наставник на крупной яхте «Скорпиус», прошедшей Северный морской путь в 2012 году».

Особую ценность представляет знание Щербаковым российских реалий: «Когда иностранец приходит на территорию России, его может ожидать много неожиданностей. Даже мы, люди, которые ходят в Арктике с 1998 года, иногда попадаем в очень неприятные ситуации, особенно в отношениях с бюрократами. Здесь бразильцам не обойтись без российской поддержки».

Николай Литау также сообщил, что в предстоящем сезоне планирует свою 17-ю арктическую навигацию на «Апостоле Андрее», включая посещение Мурманска и работу в Карском море, поэтому не исключает встречу с экспедицией «Братство» на маршруте.

Философия морских путешествий

Отвечая на вопрос о том, как меняется мировоззрение после подобных экспедиций, Сергей Щербаков поделился глубокими размышлениями: «Когда мы вернулись из кругосветки в 2001 году, у меня выросли крылья. Я чувствовал себя человеком, готовым перевернуть землю – дайте только точку опоры. Ощущение, что можно поставить любую цель и достигнуть её».

Он рассказал о сложностях возвращения к обычной жизни: «Наша действительность, с которой приходится сталкиваться после финиша или перед стартом, особенно взаимодействие с чиновниками – это как будто тебе крылья режут сначала по перьям, а потом по живому. Иногда упираешься в стену, и только упёртость помогает двигаться дальше».

Щербаков поделился историей о строительстве своей первой яхты «Сибирь», которое заняло 10 лет: «Мы начали её строить в 1987 году, а закончили в 1997-м. Когда начинали, страна строила социализм, а когда закончили – был уже дикий капитализм».

Особенно философски прозвучал рассказ о достижении жизненной цели: «Это была цель жизни. И вот эту цель я достиг. А дальше что? Это что – ложись в гроб и помирай? Чувство пустоты абсолютно рядом с эйфорией. Хорошо, что человек – существо, которое ставит себе новую цель. Моя следующая цель была кругосветка. Понимаете, жизнь на ступени делится – достиг, поднялся на одну вершину, а дальше открывается новый горизонт. До того, как ты достиг этой цели, ты не видишь следующую».

Сергей Щербаков сравнил процесс постановки и достижения целей с наркотиком: «Без него уже нельзя. Надо ставить цель и надо её достигать, хотя не всегда это получается».

Николай Литау добавил свою точку зрения: «Либо надо искать другую цель, либо надо вовремя остановиться. Не все проходят весь путь до конца – в основном люди уходят, работают где-то. А некоторые решают, что больше ничего делать в этой жизни не будут».

Он рассказал о своем опыте: «Когда задумывался о первом кругосветном плавании, я в уме уже держал второе. Но когда второе завершалось, и мы выходили из Гренландии, я понимал, что всё намеченное уже завершил – все шесть континентов посетил, все океаны пересек. И тогда возникла мысль: а что дальше?»

Литау отметил, что после многолетних морских плаваний человек может стать практически не приспособленным к жизни на суше: «После шести лет круглосуточных плаваний уже не представляешь себе возвращение на сушу. Я наблюдал, как моряки Мурманского морского пароходства в 1994 году жили в гостинице месяцами, ожидая назначения. Было понятно, что эти люди уже не мыслят жизни на земле».

Психологические аспекты длительных экспедиций

Андраник Сулейманян, отвечая на вопрос о психологических стратегиях для международного экипажа в суровых условиях Арктики, подчеркнул несколько ключевых моментов.

«Взрослые мужчины умеют владеть собой, когда их объединяет большая общая цель. Если мы едины в цели, то все остальные различия уходят на второй план», – отметил психолог.

Он обрисовал два подхода к формированию экипажа: «Есть два подхода в вопросах совместимости. Первый – по принципу сходства, когда подбирают примерно один тип личности, тогда конфликты решаются конструктивно. Второй – по принципу дополнительности, чтобы члены экипажа дополняли друг друга».

Сулейманян провел параллель с футбольной командой: «Бразилия – великая страна футбола, и экипаж яхты отчасти похож на футбольную команду. Все должны быть едины, подчиняться капитану, понимая, что это необходимое условие для успешного возвращения домой».

Главным условием успешного взаимодействия, по мнению психолога, является возможность для каждого проявить свои лучшие качества в интересах команды: «Когда создаются условия, чтобы каждый проявил свои сильные стороны, но в командной игре, тогда конфликты всегда будут решаться конструктивно».

О природе путешественников

Отвечая на философский вопрос о том, является ли склонность к путешествиям врожденной чертой или приобретенной, Андраник Сулейманян высказал мнение: «Я считаю, что путешественниками надо родиться. Об этом еще Пржевальский говорил. Александр Сергеевич Пушкин, кстати, тоже был великим путешественником, хотя с этой точки зрения его никто не рассматривает».

Он подчеркнул важность сочетания врожденной предрасположенности и внешних факторов: «Это сочетание врожденной склонности и внешних влияний. У меня была внутренняя потребность к путешествиям, но не будь моего отца и учителей, которые рассказывали о дальних странах и трудностях жизни путешественника, возможно, я бы не пошел этим путем».

Сулейманян привел в пример адмирала Исакова, карабахского армянина, который родился далеко в горах, никогда не видел моря, но стремился стать моряком: «Он изучил биографии выдающихся русских моряков и обнаружил, что подавляющее большинство из них родились вдали от моря. Это доказывает, что стремление к морю – внутреннее качество, не зависящее от места рождения».

Взгляд из глубинки

Николай Литау отметил интересную закономерность – многие российские яхты, совершившие кругосветные плавания, были построены не в приморских городах: «Если перечислить первые яхты, которые вышли в море и совершили кругосветные плавания, все они «не морские». «Апостол Андрей» построен в Твери, на Тверском вагоностроительном заводе. Яхта «Сибирь» – из Омска, «Полярное сияние» – из Волгограда, «Норд» – из Казани».

Он противопоставил этому отсутствие кругосветчиков из традиционно морских городов: «Мы не можем назвать ни одной петербургской яхты и ни одной владивостокской яхты, которая бы прошла вокруг света.».

Литау рассказал о своем детстве в Казахстане: «Я родом из Петропавловска, соседнего с Омском города. Там у нас не только моря, даже озера не было – был котлован, вырытый экскаватором. Первое, на чем я плавал, это дверь, снятая с сарая, и льдины весной».

Женщины в составе экипажа

На вопрос представителя Центра БРИКС Висенте Барриентоса о том, будут ли в экипаже представители прекрасного пола, Сергей Щербаков ответил утвердительно: «Насколько я знаю, да, будут – журналист и кок». Висенте Барриентос также сообщил о подготовке автомобильной экспедиции по Бразилии и выразил надежду на встречу с участниками «Братства» в феврале 2026 года в Рио-де-Жанейро.

Символичная дата старта

Один из участников встречи обратил внимание на символичность даты старта экспедиции: «12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полет человека в космос». Сергей Щербаков признал значимость совпадения, хотя и отметил, что выбор даты был не преднамеренным: «Символично, да. Но, если честно, это не было специально запланировано. Алейша все свои путешествия начинает в субботу, когда люди не работают и могут прийти проводить экспедицию».

Первоначально планировалось стартовать 26 апреля, но Алейшо Белов, будучи опытным и осторожным капитаном, предложил более раннюю дату – 5 апреля. В итоге компромиссной датой стало 12 апреля.

Морские испытания и адаптация

Отвечая на вопрос о морской болезни, Сергей Щербаков поделился наблюдениями: «Морская болезнь – вещь непредсказуемая и на всех влияет по-разному. За все время наших путешествий я встретил только двух человек с абсолютной непереносимостью морской болезни, которые не могли «прикачаться»».

Он рассказал о собственном опыте адаптации: «Обычно люди прикачиваются за сутки, двое, трое. В начале моей карьеры мне требовалось два дня, потом – один день, затем – полдня. Когда мы вышли из Исландии в восемь вечера, к полуночи я уже чувствовал себя нормально и захотел есть».

Сергей Щербаков отметил, что для него океан – это не среда обитания человека, а путь к новым встречам: «Я считаю, что в океан идут не для того, чтобы получить наслаждение, хотя это бывает, когда нет шторма. Это путь, который надо преодолеть, чтобы дойти до земли и встретиться с другими людьми. Человек – существо социальное, и водная стихия не является его средой обитания».

Научная составляющая экспедиции

На вопрос о научной программе экспедиции Сергей Щербаков ответил: «Чисто ученых у нас в экипаже нет, но по заданию Русского географического общества, членами которого мы все являемся, будем осуществлять определенные исследования. Эта программа сейчас отрабатывается совместно с РГО».

Он также сообщил о недавней встрече в штаб-квартире РГО с первым заместителем исполнительного директора Сергеем Карлыхановым и начальником отдела экспедиционной деятельности Натальей Беляковой, где обсуждались детали научной программы.

Заключение

Встреча с участниками российско-бразильской кругосветной экспедиции «Братство» показала, что подобные международные проекты выходят далеко за рамки простых морских путешествий. Они становятся мостами между культурами, странами и континентами, способствуют научному и человеческому обмену.

Как отметил Андраник Сулейманян, «это очень хороший проект в духе общественной дипломатии, требующий нестандартных методов». Международная команда под флагами России и БРИКС готовится к испытанию, которое принесет не только географические открытия, но и новый взгляд на взаимодействие наших стран.

Экспедиция «Братство 2025» стартует 12 апреля 2025 года из бразильского Сальвадора. Яхте «Fratеrnidade» предстоит пройти через три океана, Северный морской путь, самую северную и самую южную точки планеты, чтобы вернуться в исходную точку в феврале-марте 2026 года.

Интернет-издание «Мир Капитанов» будет следить за ходом этого уникального путешествия и регулярно информировать читателей о продвижении экспедиции.

Репортажная съёмка: Алексей Озимков

Обсуждаем этот и другие материалы
в нашем Telegram-канале
Присоединиться

Поделиться:

Поддержать материал:

Автора поддержали:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!