Парусная яхта «Дочь ветра» — уникальное судно с необычной историей и несколькими кругосветками в послужном списке.
Источник фото: https://t.me/Oceanschoolru
Российская яхта «Дочь Ветра» имеет в послужном списке несколько кругосветных путешествий и покоряет очередной маршрут непосредственно в момент написания этой статьи. Пилотирует эту уникальную лодку известный яхтсмен Виталий Елагин.
Предлагаем нашим читателям узнать историю этой яхты, ознакомиться с ее техническими характеристиками и особенностями.
Строительство лодки было начато в 2003 году и продлилось три года. Чертежами и эскизами занимался Виктор Языков, учитель и идейный вдохновитель Виталия Елагина. Виталию удалось поучаствовать в этом судьбоносном мероприятии бок о бок со своим учителем.
Виктор Языков — настоящая легенда парусного сообщества. Он участвовал в кругосветке Whitbread и трансатлантической гонке OSTAR, сам делал себе операцию посреди океана и спроектировал уникальную лодку «Дочь Ветра», которая держит курс без авторулевого.
Это была не первая лодка Виктора Языкова — в новом проекте соединились лучшие качества предыдущих яхт и опыт древних судостроителей. Корпус сделан из нескольких слоев — легкая древесина бальсы с обеих сторон покрыта шпоном из каштана. Это своего рода сэндвич, дополнительно защищенный оболочкой из углепластика.
«Дочь Ветра» была спущена на воду 26 мая 2007 году — благоприятный по гороскопу день для яхты. Примечательно, что накануне были гроза и шквал, но с утра установилась отличная штилевая погода. Помимо многих других уникальных качеств яхты, о которых мы подробнее расскажем ниже, она обладала революционной способностью — идти самостоятельно заданным курсом без традиционных рулевых устройств.
Основные параметры судна:
Общий вес яхты с килем — 2,6 тонн. Все узлы сделаны с дополнительным запасом прочности и высоким скоростным потенциалом. Симметричные половинки соединены по диаметральной плоскости.
На корме для маневрирования установлена уключина, на борту имеется длинное деревянное весло. Свободностоящая поворотная мачта рассчитана на повышенные нагрузки, включая удар о поверхность воды.
«Дочь Ветра» — единственная в своем роде яхта с выдающимися качествами. Ее мачта напоминает по форме крыло и способна поворачивать в разные стороны. Гидродинамика корпуса допускает центровку на любых курсах относительно ветра. Рубка с укрытием в виде прозрачного тента позволяет капитану находиться на палубе даже в шторм, держа ситуацию под контролем.
Удивительная устойчивость яхты на курсе обеспечивается тщательной балансировкой и возможностью смещения центра парусности в продольной плоскости. Киль на два метра смещен относительно мачты и оснащен широким швертом. Все эти элементы совместно с пером руля работают по принципу хвоста и плавников рыбы, удерживая лодку на курсе почти без вмешательства человека.
Создатель яхты «Дочь Ветра» Виктор Языков назвал свою лодку «умной» за умение стабильно и самостоятельно держать курс относительно ветра при движении под парусом. У судна нет подруливающего устройства и электромеханического автопилота, с которыми знакомы многие яхтсмены.
Способность сохранять курс еще не означает, что управлять лодкой легко. Чтобы она проявила свои выдающиеся качества, нужен квалифицированный капитан. После выполнения необходимых манипуляций по фиксации курса относительно ветра у яхтсмена будет время для отдыха и сна, что крайне важно для одиночного путешествия.
У лодки есть и другие уникальные качества:
Отсутствие вспомогательного двигателя на яхте ее создатель объясняет тем, что таких элементов не было в прежние времена, при этом яхты ходили далеко в океаны и даже в кругосветные путешествия. Универсальный движитель яхты — парус, который способен обеспечить движение судна во всех многообразных ситуациях мореходной практики.
Если паруса использовать по какой-то причине невозможно, вспомогательным движителем станет гребное весло. Это своего рода хвостовой плавник, которым пользуется рыба для смены курса.
Яхта спроектирована как идеальная лодка для одиночных путешествий. Благодаря автоматическому движению по курсу капитан имеет время на отдых и сон при стабильном ветре и благоприятных погодных условиях.
Есть у яхты и пара особенностей, которые могут отпугнуть яхтсменов-любителей — это отсутствие отдельных кают, душа, холодильника, микроволновки и прочих бытовых удобств, недоступным путешественникам прошлого.
После спуска на воду в 2007 году Виктор Языков испытал яхту в Черном море, затем совершил несколько одиночных переходов по маршрутам Чарльстон — Нью-Порт, Саутгемптон — Канарские острова, Новая Зеландия — остров Маврикий. В 2018 году Языков совершил одиночное безостановочное кругосветное путешествие, которое продлилось 181 день. Затем состоялась вторая кругосветка. Были и другие маршруты, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.
Дело Виктора Языкова продолжил его ученик Виталий Елагин. Прямо сейчас он пилотирует «Дочь Ветра» уже в третьем для яхты одиночном кругосветном путешествии.