Сегодня мы беседуем с Елизаветой Степановой, руководителем и инструктором школы flagman.training. Тема нашей беседы — Практическая подготовка и сдача экзамена на парусном судне.
Фото: pxhere.com
— Парус в России часто воспринимается как экзотика. Как много обучающихся приходят с желанием сдать экзамен на управление парусной лодкой?
— Скорее даже не как экзотика, а как нечто элитарное. Около двух третей обучающихся, попадающих в мои руки, приходят, имея намерение получить в дальнейшем удостоверение. Наличие навыка в сочетании с удостоверением существенно расширяет спектр возможностей для самостоятельного судовождения. Оставшаяся часть приходит или уже с удостоверением, или просто для удовольствия.
— Как сегодня проходит экзамен на парус? Сколько человек сдают одновременно на лодке, какие маневры отрабатываются, на что смотрит инспектор
— В ходе экзамена на борту находятся один экзаменуемый и инспектор. Индивидуальный подход к каждому экзаменуемому позволят более полно оценить навыки конкретного заявителя.
Состав практического экзамена на парусное и парусно-моторное судно определяется Приказом МЧС России от 23 августа 2023 г. № 885 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях».
В него входят:
В ходе экзамена особое внимание уделяется:
— Когда будущий судоводитель заранее записывается на практический экзамен, он не знает прогноза погоды на день сдачи. Состоится ли экзамен в непогоду/штиль?
Предельные погодные условия определены п. 92 приказа МЧС России №565 от 15.08.2021 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях»:
Экзамен проводится и в дождь, и в снег и в ветер, если условия видимости и прочие составляющие удовлетворяют требованиям регламента. Вопреки убеждениям диванного “эксперта” парусник без ветра не ходит, а потому ветер для экзамена нужен.
Сложнее дело обстоит со штилем. Минимального предела ветровых значений документ не устанавливает, а следовательно и оснований для отмены или переноса экзамена тоже нет.
— Сколько обычно требуется занятий для уверенной сдачи экзамена?
— Вопрос скорее в том, сколько нужно занятий для дальнейшего минимально безопасного судовождения. Экзаменом навык не ограничивается.
Если вопрос все-таки в контексте экзамена — количество занятий определяется исключительно индивидуально для конкретного обучающегося. Восприятие человека уникально. Каждый усваивает материал в своем формате. Задача инструктора подобрать подход и упростить процесс усвоения нового материала.
Готовность к экзамену — это сформированный динамический стереотип, позволяющий выполнять действие без сознательной обработки входящей информации.
— На что требуется обратить особое внимание при подготовке?
— Прежде всего на цель. Для чего вам парус? Будете ли вы ходить или это только отметка в удостоверении? Заинтересованного и мотивированного человека интересно обучать, в то время как программа исключительно подготовки к экзамену — это режим медведя на велосипеде. Ехать едет, но что делает — не понимает.
Теоретическая подготовка важна — нам нужно говорить на одном языке.
Основательный подход — если вам что-то непонятно, задавайте вопросы, спрашивайте, пытайте своего инструктора. Это его работа.
Меняйте инструктора, если вам не комфортно. Вам нужно получить по максимуму от занятий и сделать это можно только в комфортной обстановке.
— Ваша школа оказывает полный цикл услуг — и теорию, и практику?
— Да, мы готовим судоводителей с нуля и до самостоятельного выхода на воду. Теория и практика в широком спектре направлений от теоретической подготовки моторников до практических морских программ для самых отбитых парусников.
Дополнительно мы берем на себя вопросы организации практического экзамена и предоставляем учебные суда для спокойствия наших обучающихся.
Мы не ориентируемся исключительно на подготовку к экзамену. Наша задача выпустить на воду адекватного судоводителя, способного оценивать обстановку и принимать грамотные решения, руководствуясь текстами руководящих документов, ХМП (хорошей морской практикой — примечание редактора) и текущими условиями.
— Недавно мы брали интервью у разработчика одного из самых популярных приложений для подготовки к теоретическому экзамену. Как много сегодня тех, кто самостоятельно подготовился, сдал теорию и пришел только за практикой?
— Хотелось бы разделить понятия подготовка к экзамену и самоподготовка. Подготовка к экзамену исключительно в рамках приложения — это только подготовка к прохождению тестирования для сдачи теоретической части экзамена. Самоподготовка — это изучение материалов без помощи учебных организаций. Понятия не взаимоисключающие, но и не синонимичные.
Численность “подготовившихся к экзамену” в контексте обучения не велика. Самоподготовщиков много, они мотивированы и стремятся получить навык.
— В последние годы довольно популярным было получение международных прав на управление судами. Есть ли те, кто приходят на подготовку уже имея лицензии RYA, IYT, ISSA, ICC и др.?
— Обладатели международных сертификатов в основном приходят для знакомства с судном и отработки экзаменационной программы. Подготовка на базовом уровне им, в большинстве случаев, не требуется.
— Как отличается их уровень от остальных?
— Зависит от системы обучения, которой принадлежит сертификат. По наблюдениям, наиболее сильной подготовкой отличается RYA, ICC и ISSA — это самостоятельные и уверенные в своих действиях судоводители. Подготовка IYT, в части работы с парусами и маневрирования сопоставима с подготовкой локальных учебных организаций.
— Получается ли покинуть пределы родной бухты и путешествовать под парусом в свободное время?
— Бывает и так. Это выходы на Финском заливе, там базируется второе судно для морской практики. Временами выходим и сами, в рекреационном формате — архипелаг “Березовые острова” прекрасен в летнее время. Первозданная природа, без людей и городской суеты. Детокс от повседневности.
— Как видите перспективы развития яхтинга в России?
— Развитие идет полным ходом. Все больше людей стремятся выходить на воду под парусом. Невзирая на недостаточность инфраструктуры, численность «яхтанутых» растет. Ищущий всегда найдет для себя решение. Возможно и не самое простое, но ведь найдет же)
Из того что действительно требуется направлению — некоторые корректировки и систематизация регулирования. Нехватка парусных мастерских (по факту, живых мастерских 4-5 на всю страну и загрузка у них на полгода вперед, если не больше, что тоже своего рода показатель), плавучих заправок. Важной частью вопроса являются базы-стоянки. Большая часть предложений ориентирована на моторные суда и представлена в сегментах лоу и премиум, а вот серединки, увы, нет.
Может со временем рост численности яхтсменов как таковых, приведет к развитию инфраструктуры.