Как подготовиться и сдать экзамен на парусном судне в Москве

  • 8.07.2024
  • 23:34
  • Мир Капитанов
Шрифт:

Сегодня мы беседуем с Елизаветой Степановой, руководителем и инструктором школы flagman.training. Тема нашей беседы — Практическая подготовка и сдача экзамена на парусном судне.

Фото: pxhere.com

— Парус в России часто воспринимается как экзотика. Как много обучающихся приходят с желанием сдать экзамен на управление парусной лодкой?

— Скорее даже не как экзотика, а как нечто элитарное. Около двух третей обучающихся, попадающих в мои руки, приходят, имея намерение получить в дальнейшем удостоверение. Наличие навыка в сочетании с удостоверением существенно расширяет спектр возможностей для самостоятельного судовождения. Оставшаяся часть приходит или уже с удостоверением, или просто для удовольствия.

— Как сегодня проходит экзамен на парус? Сколько человек сдают одновременно на лодке, какие маневры отрабатываются, на что смотрит инспектор

— В ходе экзамена на борту находятся один экзаменуемый и инспектор. Индивидуальный подход к каждому экзаменуемому позволят более полно оценить навыки конкретного заявителя.
Состав практического экзамена на парусное и парусно-моторное судно определяется Приказом МЧС России от 23 августа 2023 г. № 885 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях».

В него входят:

  1. подготовка судна к плаванию — оснащение судна парусами и проверка основных элементов парусного вооружения;
  2. проверка и подготовка судового двигателя (если заявлена категория парусно-моторное);
  3. отход от причала, может выполняться под мотором или под парусом;
  4. постановка парусов;
  5. маневрирование:
  • удержание судна на курсе;
  • движение различными курсами относительно ветра;
  • смена курса в пределах одного галса;
  • повороты оверштаг и через фордевинд;
  • маневр “Человек за бортом!” с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка (выполняется и под парусом, и под мотором при заявленных категориях парусное и парусно-моторное судно)
  • постановка на якорь;
  • толкование и применение навигационных знаков в соответствии с заявленным районом плавания;
  • подход к причалу, может выполняться под мотором или под парусом;
  • выполнение швартовных операций.

В ходе экзамена особое внимание уделяется:

  • безопасности выполнения маневров;
  • уровню подготовки и степени сформированности навыка экзаменуемого;
  • внимательности к командам инспектора;
  • четкости командования экзаменуемого-рулевого;
  • соблюдение техники безопасности.

— Когда будущий судоводитель заранее записывается на практический экзамен, он не знает прогноза погоды на день сдачи. Состоится ли экзамен в непогоду/штиль?

Предельные погодные условия определены п. 92 приказа МЧС России №565 от 15.08.2021 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях»:

  • ветер не более 10 м/с
  • высота волны 1% обеспеченности 0,3м
  • видимость не менее 0,5 мили или 1 км для ВВП

Экзамен проводится и в дождь, и в снег и в ветер, если условия видимости и прочие составляющие удовлетворяют требованиям регламента. Вопреки убеждениям диванного “эксперта” парусник без ветра не ходит, а потому ветер для экзамена нужен.

Сложнее дело обстоит со штилем. Минимального предела ветровых значений документ не устанавливает, а следовательно и оснований для отмены или переноса экзамена тоже нет.

— Сколько обычно требуется занятий для уверенной сдачи экзамена?

— Вопрос скорее в том, сколько нужно занятий для дальнейшего минимально безопасного судовождения. Экзаменом навык не ограничивается.

Если вопрос все-таки в контексте экзамена — количество занятий определяется исключительно индивидуально для конкретного обучающегося. Восприятие человека уникально. Каждый усваивает материал в своем формате. Задача инструктора подобрать подход и упростить процесс усвоения нового материала.

Готовность к экзамену — это сформированный динамический стереотип, позволяющий выполнять действие без сознательной обработки входящей информации.

— На что требуется обратить особое внимание при подготовке?

— Прежде всего на цель. Для чего вам парус? Будете ли вы ходить или это только отметка в удостоверении? Заинтересованного и мотивированного человека интересно обучать, в то время как программа исключительно подготовки к экзамену — это режим медведя на велосипеде. Ехать едет, но что делает — не понимает.

Теоретическая подготовка важна — нам нужно говорить на одном языке.

Основательный подход — если вам что-то непонятно, задавайте вопросы, спрашивайте, пытайте своего инструктора. Это его работа.

Меняйте инструктора, если вам не комфортно. Вам нужно получить по максимуму от занятий и сделать это можно только в комфортной обстановке.

Фото из личного архива Елизаветы Степановой

Ваша школа оказывает полный цикл услуг — и теорию, и практику?

— Да, мы готовим судоводителей с нуля и до самостоятельного выхода на воду. Теория и практика в широком спектре направлений от теоретической подготовки моторников до практических морских программ для самых отбитых парусников.

Дополнительно мы берем на себя вопросы организации практического экзамена и предоставляем учебные суда для спокойствия наших обучающихся.

Мы не ориентируемся исключительно на подготовку к экзамену. Наша задача выпустить на воду адекватного судоводителя, способного оценивать обстановку и принимать грамотные решения, руководствуясь текстами руководящих документов, ХМП (хорошей морской практикой — примечание редактора) и текущими условиями.

— Недавно мы брали интервью у разработчика одного из самых популярных приложений для подготовки к теоретическому экзамену. Как много сегодня тех, кто самостоятельно подготовился, сдал теорию и пришел только за практикой?

— Хотелось бы разделить понятия подготовка к экзамену и самоподготовка. Подготовка к экзамену исключительно в рамках приложения — это только подготовка к прохождению тестирования для сдачи теоретической части экзамена. Самоподготовка — это изучение материалов без помощи учебных организаций. Понятия не взаимоисключающие, но и не синонимичные.

Численность “подготовившихся к экзамену” в контексте обучения не велика. Самоподготовщиков много, они мотивированы и стремятся получить навык.

В последние годы довольно популярным было получение международных прав на управление судами. Есть ли те, кто приходят на подготовку уже имея лицензии RYA, IYT, ISSA, ICC и др.?

— Обладатели международных сертификатов в основном приходят для знакомства с судном и отработки экзаменационной программы. Подготовка на базовом уровне им, в большинстве случаев, не требуется.

— Как отличается их уровень от остальных?

— Зависит от системы обучения, которой принадлежит сертификат. По наблюдениям, наиболее сильной подготовкой отличается RYA, ICC и ISSA — это самостоятельные и уверенные в своих действиях судоводители. Подготовка IYT, в части работы с парусами и маневрирования сопоставима с подготовкой локальных учебных организаций.

— Получается ли покинуть пределы родной бухты и путешествовать под парусом в свободное время?

Фото из личного архива Елизаветы Степановой

— Бывает и так. Это выходы на Финском заливе, там базируется второе судно для морской практики. Временами выходим и сами, в рекреационном формате — архипелаг “Березовые острова” прекрасен в летнее время. Первозданная природа, без людей и городской суеты. Детокс от повседневности.

— Как видите перспективы развития яхтинга в России?

— Развитие идет полным ходом. Все больше людей стремятся выходить на воду под парусом. Невзирая на недостаточность инфраструктуры, численность «яхтанутых» растет. Ищущий всегда найдет для себя решение. Возможно и не самое простое, но ведь найдет же)

Из того что действительно требуется направлению — некоторые корректировки и систематизация регулирования. Нехватка парусных мастерских (по факту, живых мастерских 4-5 на всю страну и загрузка у них на полгода вперед, если не больше, что тоже своего рода показатель), плавучих заправок. Важной частью вопроса являются базы-стоянки. Большая часть предложений ориентирована на моторные суда и представлена в сегментах лоу и премиум, а вот серединки, увы, нет.

Может со временем рост численности яхтсменов как таковых, приведет к развитию инфраструктуры.

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все