Камбуз, гальюн, кают-компания и другие загадочные термины. Как устроена яхта внутри.
Есть особая категория яхтсменов, которая в принципе не выходила бы из марины (яхтенного порта). У причала спокойно, уютно. Есть внешний источник электричества, а в некоторых случаях и разъем для кабельного телевидения. Яхта — это дом на воде. И довольно комфортный. Берите вещи, и я провожу вас в вашу каюту.
Прямо из кокпита мы спустимся в салон, который при желании можно называть кают-компанией. Справа и слева от трапа — двери в кормовые каюты. Здесь же – справа или слева, в зависимости от планировки конкретной яхты, располагается рация, а рядом с нею – небольшой столик с морскими картами и разными мудреными линейками. Это штурманский столик. Класть на него что-либо, всем, кроме капитана или штурмана, категорически запрещено. Кормовая каюта с той стороны, где располагается рация и штурманский столик обычно принадлежит капитану – отсюда удобнее всего выскакивать из каюты спросонья прямо в трусах на тревожные вызовы по радиосвязи. А мы с вами двинемся вперед. Кухня. На лодке ее называют камбуз, но это единственный морской термин в этой части салона. Холодильник здесь остается холодильником, а газовая плита – газовой плитой. Разве что продукты загружаются в холодильник сверху, а плита подвешена на кронштейнах и качается в такт волнам. Здесь же располагается дверь в один из яхтенных туалетов, по–морскому гальюн. Когда-то в незапамятные времена так называлась решетка над водой в носу судна, с которой матросы и совершали свои дела. Теперь в гальюнах установлены раковины, унитазы и душевые кабины. А название «гальюн» осталось.
На суше о сантехнике стараются не говорить, считая эту тему не совсем приличной. На лодке гальюн – важный узел жизнеобеспечения. Забить его очень легко, прочистить – намного сложнее. Представьте, каково это – восемь человек остаются один на один с неработающим туалетом. Поэтому отнеситесь к этому узлу яхты с глубочайшей ответственностью. Как говорят яхтсмены, «все что попадает в гальюн, должно быть предварительно съедено». Ну, вы поняли.
Там же в салоне располагается общий стол, за которым экипаж собирается, когда погода не позволяет собираться в кокпите. В самом носу лодки – носовая каюта, в которой вы и поселитесь на время путешествия. Здесь расположена вместительная v – образная койка и несколько шкафчиков. Теперь вы поняли, почему на яхте не место чемоданчикам на колесиках? Нет? Хорошо, еще будет время. Устраивайтесь, переодевайтесь и приходите в кокпит на инструктаж.
Каждый из нас считает себя человеком свободным, умным и самостоятельным. Скорее всего так и есть. Но на яхте есть одно незыблемое правило. Оно не зависит от образования пассажира, его успешности, достатка и состояния здоровья.
Пусть вас не коробит слово «распоряжение». Да, вы – гражданский человек. Но как только вы попадаете на яхту в качестве пассажира, ваше имя и данные заносятся в судовую роль (список лиц, находящихся на судне). И далее всю ответственность за вас несет капитан яхты. Он также имеет право высадить вас на берег или даже посадить под арест, если вы угрожаете безопасности судна. Но давайте поговорим без взаимных угроз. В море случается всякое, капитан в полной степени может оценить степень опасности, а пассажир – нет. На флоте так и говорят: «самый храбрый человек тот, который ничего не знает». Поэтому доверьтесь капитану, выполните беспрекословно его указание. В крайнем случае вы потом, на берегу, сможете с ним поспорить. Но сначала непременно выполните то, что он сказал.
Ну вот, две самые конфликтные морские темы – «гальюн» и «приказы капитана» мы с вами обсудили. Осталось найти взаимопонимание с остальными членами экипажа. 6-8 человек, собранные на небольшом пространстве – ситуация, которая располагает к конфликтам, но этого всеми силами стоит избегать. И если кто-то особенно вас раздражает, вспомните свои самые серьезные недостатки, ровно 8 минут подумайте о тщете всего сущего и предложите этому человеку чашку кофе.
Продолжим инструктаж. Перед выходом в море уложите вещи в своей каюте, подгоните по себе выданный вам спасательный жилет, закройте вся ящики и иллюминаторы на защелки и поднимитесь в кокпит. Выход в море – занятная процедура и как же вам повезло, если у вас есть возможность первый раз наблюдать ее из кокпита.
В отличие от автомобиля, лодка никогда физически не находится в состоянии покоя. Даже у пирса, удерживаемая швартовами — крепкими канатами, которые привязывают лодку к пирсу, яхта все равно движется – вперед-назад и на волнах вверх и вниз. Сейчас перед экипажем стоит задача – несмотря на ограниченное для маневров пространство и боковой ветер, отвязать лодку от пирса и выйти на открытую воду, ничего и никого по пути не задев. Как только начинается отход от причала, пассажиры затихают в кокпите и стараются не мешать экипажу. Далее происходит примерно следующее:
Самое время объяснить два важных морских термина:
На парусном судне все вращается вокруг ветра. Постепенно вы к этому привыкнете. А пока мы потихоньку выходим в море, еще немного морских знаний.
Все веревки на яхте называют концами. Трос, бечевка, веревка, шпагат – на яхте все это концы. Все свободные концы, в том числе швартовые, принято после выхода аккуратно сматывать в бухты и укладывать в рундукИ– ящики под пластиковыми сиденьями в кокпите. Затем с бортов убирают пузатые подушки – крАнцы и тоже прячут их в рундуки. Капитан добавляет оборотов двигателю, и яхта выходит в море.
И это уже другая история.
Читайте также: