RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПС — куда пойти учиться на капитана

  • 27.02.2024
  • 18:14
  • Мир Капитанов
Шрифт:

Самостоятельные прогулки под парусом возможны только при наличии соответствующих документов. Существует несколько систем сертификации — RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПС. Одни актуальны для…

Системы сертификации - RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПСФото Mary M с сайта pixabay.com

Самостоятельные прогулки под парусом возможны только при наличии соответствующих документов. Существует несколько систем сертификации — RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПС. Одни актуальны для внутренней акватории, без других невозможно арендовать яхту в зарубежных водах. Яхтсмен выбирает школу и систему обучения в зависимости от задач, которые ставит перед собой. Но прежде чем звонить менеджерам и встречаться с инструкторами, необходимо изучить каждую из систем сертификации. 

Первое, что необходимо усвоить, это то что российские права на управление яхтой недействительны за рубежом. Верно и обратное — лицензии RYA, IYT и им подобные не дают автоматического разрешения на самостоятельное хождение под парусом во внутренних водах.

Узнаем, в чем отличия популярных систем обучения шкиперов, каковы преимущества и недостатки каждой из них, каков их статус и уровень легитимности в разных странах.

RYA 

Начнем с RYA (Royal Yachting Association). Это наиболее престижная и авторитетная система, в которой учебным заведениям не просто получить аккредитацию. Обучение происходит только на английском языке. RYA была создана в 1875 году как Ассоциация парусных гонок. Позднее она стала руководящим органом для всех пользователей моторных и парусных судов. 

Задача RYA — привлекать внимание к парусному спорту, повышать уровень безопасности пользователей и совершенствовать стандарты яхтинга в мире. У Ассоциации есть сеть из 2400 учебных центров и 1500 аффилированных яхт-клубов. 

Документы, полученные в школах этой системы, признаются большинством чартерных компаний мира, однако яхты должны иметь регистрацию в странах британского содружества. В RYA строгая система отбора инструкторов и сертификации школ. В РФ немного учебных центров, работающих по этой системе. Экзамены в системе RΥΑ принимаются исключительно на английском языке. Для многих учеников это может показаться препятствием. Но все не так сложно. На лодке используется обычный разговорный английский язык плюс термины и специфические морские слова. Самый лучший вариант — сначала приобрести теоретический курс онлайн. Пройдя этот курс вы будете знать всю необходимую лексику и во время практики сложностей у вас уже не будет. Курс состоит из теории и практики и включает нескольких этапов. Кроме того, есть разделение на приливные акватории и те, где нет приливов-отливов. 

Внутри системы RYA есть уровни подготовки шкиперов и капитанов:

  • Competent Crew. Курс для начинающих яхтсменов, практика длится 5 дней. Этого хватает для понимания основ, но недостаточно для самостоятельного управления судном. Обладатель такого сертификата прав может быть матросом в составе экипажа.
  • Day Skipper. Сертификат такого уровня подтверждает, что обладатель может управлять судном в прибрежной акватории при благоприятных погодных условиях. 
  • Coastal Skipper. Документ свидетельствует, что его обладатель продемонстрировал умение самостоятельно управлять парусной яхтой в любую погоду на удалении до 20 морских миль от безопасной акватории. 

И еще три высших уровня для продвинутых — Yachtmaster Coastal, Yachtmaster Offshore и Yachtmaster Ocean — золотой стандарт в подготовке яхтенных капитанов.

Сертификат RYA потребуется тем, кто планирует арендовать яхту за рубежом, в РФ эти документы нелегитимны. Права RYA бессрочны. В Москве, и в России вообще, Королевская яхтенная ассоциация не работает, но в стране есть ее представители.

Системы сертификации - RYA, IYT, ISSA, ГИМС, ВФПС
Фото Mary M с сайта pixabay.com

IYT

Крупнейшая в мире сеть с большим количеством русскоязычных инструкторов. Сертификаты школ IYT действительны во всех чартерных компаниях. Был период, когда система превращалась в банальную коммерческую франшизу, однако в последние годы контроль за региональными отделениями со стороны центра усилился.

International Yacht Training — это частная компания, штаб-квартира которой находится в Канаде. Преподавание ведется на разных языках. Сеть широко распространена в России — по программе IYT в стране работает множество авторитетных школ. 

Минус в том, что по причине не особо жесткого контроля со стороны учредителей есть риск попасть в недобросовестную школу с упрощенной программой обучения. Сертификат вы получите, но знаний и умений для управления судном будет явно недостаточно. 

Стандартный курс обучения шкипера состоит из теоретической части и 10 дней морской практики. Найти школу IYT в РФ довольно просто, но не стоит связываться с первым попавшимся учебным заведением. Обязательно изучите отзывы, репутацию, документы. 

Уровни подготовки следующие:

  • International Crew Certificate. Курс для тех, кто желает освоить основы управления парусным судном. Ученики изучают теорию, навигацию, устройство яхты. Сертификат дает право на путешествия под парусом в составе команды и под руководством шкипера, а также принимать участие в регатах в статусе матроса. 
  • International Watchkeeper/Basic Flotilia. Помимо изучения теории, курсанты осваивают радиосвязь. Лицензия дает право на управление судном в прибрежной акватории, днем, в хорошую погоду и при наличии шкипера. 
  • International Bareboat Skipper. Помимо вышеперечисленных навыков, потребуется индивидуальный журнал Logbook для учета пройденных миль, в котором должно быть зафиксировано не менее 200 миль и общее время нахождения в море от 7 дней. Сертификат дает право брать яхту в аренду в качестве капитана, удаляясь от берега максимум на 20 миль. Примечание: в Греции последние годы сертификат данного уровня в чартерных компаниях часто считают недостаточным для самостоятельной аренды лодки.
  • Yachtmaster Coastal. Уровень капитана яхты, на который можно претендовать, пройдя 800 морских миль и проведя от 30 дней на яхте. Нужен также опыт шкипера или командира вахты, навыки хождения на яхте ночью. Сертификат дает право на управление судном в любое время суток на расстоянии до 60 миль от берега.
  • Yachtmaster Offshore. Шкипер высокой квалификации с правом удаления от безопасной акватории на 150 миль. Управлять яхтой можно при любой погоде. Новые навыки потребуется осваивать в течение 6 дней (минимум) на море. 
  • Yachtmaster Ocean. Этот сертификат удостоверяет, что вы стали настоящим морским волком. С Yachtmaster Ocean можно идти в кругосветное путешествие. Курс включает в себя углубленное изучение теории, навигации по звездам и метеорологии. 

В системе нет разделения курсов на приливные и неприливные зоны. Сертификат дает право выходить под парусом в прибрежные зоны в любой акватории мира.

ISSA

Европейская система сертификации, штаб-квартира компании располагается в Варшаве. Требования к квалификации преподавателей ниже, чем в IYT и тем более в RYA. В некоторых странах сертификат ISSA считается нелегитимным, но чартерные компании могут принять их на свое усмотрение.

В числе плюсов — первая ступень International Sailing School Association дает право ходить под парусом в ночное время. Минус в том, что в связи с более слабым контролем со стороны сертифицирующей системы за школами, могут встречаться недобросовестные и низкоквалифицированные инструкторы, поэтому к выбору следует подходить тщательно. Как и лицензии других международных систем, права ISSA не работают в РФ.

ВФПС

Всероссийская Федерация Парусного Спорта занимается обучением чуть больше 10 лет. Программы рассчитаны на обучение управлению парусным судном — здесь есть курсы матроса, рулевого, шкипера. 

Права ВФПС нужны, если вы собираетесь управлять спортивной яхтой и участвовать в соревнованиях. На экзамене проверяют в основном навыки управления парусным судном. Обучение проходит в школах, имеющих свой яхтенный флот. На текущий момент это единственная организация в РФ, обучающая управлению судами именно под парусом. Нюанс в том, что система ориентирована именно на спортивный, а не круизный яхтинг. 

ГИМС

Государственная Инспекция по маломерным судам выдает документы для управления моторными лодками, квадроциклами, катерами. Обладатель имеет право открыть парусную категорию, но с этой процедурой в разных регионах могут быть сложности. Нередко в школах ГИМС просто нет программ обучения управлению парусом, а тем более практики. Но если вы собираетесь ходить на яхтах во внутренних или внешних водах российской акватории, без прав ГИМС не обойтись. 

Срок действия документа — 10 лет. Права можно официально перевести на английский язык, но за рубежом чартерные компании признают их не слишком охотно. 

Фото Renan Brun с сайта pixabay.com

Какую систему выбрать

Универсального сертификата на все случаи жизни не существует. Выбор напрямую зависит от ваших целей. Если планируете арендовать яхту за рубежом, подойдут школы RYA и IYT, в крайнем случае ISSA. Первые две более предпочтительны, они надежны, и риск, что какие-то чартерные компании перестанут с ними работать, почти нулевой. 

Однако наличие аккредитации той или иной системы еще не гарантия качественного обучения. Результат курсов зависит от того, что за инструктор будет вас учить и на какой яхте. С точки зрения умений и навыков это важнее, чем запись в лицензии. Сертификат RYA — свидетельство того, что школа прошла максимум проверок и согласований, ISSA — предельно упрощенный для заведения вариант. Хорошие инструкторы есть в IYT — многие не идут в RYA по причине недостаточного уровня английского. 

Если ваш выбор — российская акватория, международные сертификаты вам не нужны, достаточно ГИМС или ВФПС. Однако у яхтенной школы, где вы собираетесь учиться, должен был свой флот и связи в каком-либо яхт-клубе. Обучение без практики — не вариант, даже если вам обещают выдать документ по окончанию курса. 

Выбор школы — это лишь первый этап предварительной подготовки. Важна квалификация инструктора, который будет непосредственно вас обучать. Поинтересуйтесь его лицензией, опытом работы, количеством пройденных миль. Но даже матерый «морской волк» с кругосветкой в активе не всегда оказывается хорошим преподавателем. Инструктор должен уметь не только показывать, но и рассказывать, объяснять, мотивировать и вдохновлять. По этой причине желательно встретиться с преподавателем заранее и оценить его коммуникационные навыки.  

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все