Международное сотрудничество и амбициозные инженерные проекты становятся последней надеждой на спасение крупнейшего замкнутого водоема планеты от полного исчезновения.
Изображение: ©Дмитрий Брусков / Фотобанк Лори
Как мы подробно рассматривали в первой части нашей статьи, масштабы экологического кризиса Каспия поражают: за последние два десятилетия северо-восточная часть моря сократилась почти на 46%, а береговая линия отступила на 56 километров. Теперь же обратимся к тому, какие меры предпринимаются для предотвращения катастрофы.
Осознание масштабов угрозы заставило прикаспийские государства перейти от деклараций к конкретным действиям. В августе 2024 года президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев приняли историческое решение о создании двусторонней рабочей группы по исследованию проблемы обмеления Каспийского моря.
В октябре 2024 года группа была сформирована под сопредседательством замминистров природных ресурсов двух стран с участием профильных ведомств и научных институтов. Специалисты разрабатывают комплексный план действий, включающий исследование причин изменения уровня моря, краткосрочные и долгосрочные прогнозы, адаптационные стратегии и мониторинг колебаний уровня воды.
По итогам заседаний в Баку и Санкт-Петербурге российская сторона выступила за разработку долгосрочного прогноза колебания уровня Каспия с привлечением недропользователей и сейсмологов для адаптации нефтедобычи и других отраслей промышленности.
В июле 2025 года премьер-министр России Михаил Мишустин на международной экологической конференции объявил о готовности расширить сотрудничество: «Приглашаю зарубежных коллег присоединиться к работе над созданием эффективной и долгосрочной модели прогнозирования колебаний уровня этого уникального водоема».
По поручению президента Владимира Путина в 2024 году началась разработка комплексной программы по изучению изменений уровня Каспийского моря. Программа направлена на построение эффективной прогнозной модели и минимизацию возможных негативных последствий.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин подчеркнул: «Перед нашим научным сообществом стоит сложнейшая задача изучения первопричин изменений. Уровень Каспийского моря влияет на наши прикаспийские регионы — Астраханскую область, Республику Дагестан, Республику Калмыкия».
Астраханская область, как наиболее пострадавший регион, активно участвует в формировании стратегии. Советник губернатора области Александр Жилкин подчеркивает важность учета интересов отдельных отраслей экономики при выработке общего механизма взаимодействия.
Казахстан, столкнувшийся с наиболее серьезными последствиями обмеления, выдвинул амбициозную инициативу по регулированию водостока Волги. По данным министерства водных ресурсов и ирригации республики, для стабилизации уровня Каспия необходимо стабильное ежегодное поступление 279 км³ воды в год. При этом основной объем должна обеспечивать река Волга — не менее 270-275 км³ в год, что составляет более 80% от общего необходимого притока. В 2023 году сток Волги составил всего 207 км³, что на 60-65 км³ меньше необходимого для стабилизации уровня моря.
Казахстанская сторона стремится получить от России гарантии по минимальному стоку Волги, однако российские эксперты указывают на физические ограничения. Как отметил заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин: «Если в реке нет воды столько, сколько ее нужно, то России просто неоткуда эту воду взять».
В мае 2025 года с неожиданной инициативой выступил заслуженный инженер, руководитель азербайджанской компании ADOG и Международного порта Зира Муса Сулейманов. Его предложение соединить Каспийское и Черное моря подземным туннелем вызвало широкий резонанс среди экспертов и общественности.
«Изменение климата, строительство водохранилищ на реках Волга и Кура, увеличение потребности в воду для сельского хозяйства и уменьшение речного стока — все это значительно сократило приток воды в Каспий. Это уже не естественный циклический процесс, а экологический и антропогенный кризис», — объясняет Сулейманов актуальность проекта.
Автор инициативы отмечает, что уже сейчас на казахстанских месторождениях Кашаган и Каламкас, а также в азербайджанском порту Алят и туркменском порту Туркменбаши наблюдаются проблемы из-за отступления воды.
По заявлению автора проекта, туннель позволит не только стабилизировать уровень Каспия, но и производить около 170 МВт гидроэнергии, принося ежегодный доход около 100 миллионов долларов. Однако техническое обоснование такой значительной выработки энергии пока не представлено. В перспективе проект также может предусматривать направление воды в другие пострадавшие экосистемы — озеро Урмия (Иран) и Аральское море (Казахстан, Узбекистан).
«Проект требует согласия как прикаспийских, так и черноморских стран. Поскольку туннель будет проходить под землей, он не нарушает территориального суверенитета, но трансграничное сотрудничество обязательно», — подчеркивает Сулейманов, предлагая создать экологические мониторинговые группы и вынести инициативу на уровень ООН как совместный региональный вызов.
Идея соединения Каспия с другими морями не нова и имеет глубокие исторические корни. В 1921 году советский инженер Ф.П. Моргуненков предложил амбициозный проект Манычского канала, который должен был соединить Каспийское и Азовское моря через Кумо-Манычскую впадину.
Грандиозный советский проект предусматривал создание искусственного водохранилища длиной около 270 километров и шириной до 10 километров с размещением слоя воды на водоразделе толщиной 3-4 метра. Строительство началось в 1932 году с перекрытия Западного Маныча земляной плотиной у хутора Веселого. К 1936 году были созданы Усть-Манычское и Пролетарское водохранилища, а процесс судоходного соединения до Пролетарска, прерванный войной, завершился лишь в 1952 году.
Однако полное соединение с Каспийским морем так и не было реализовано — водораздел высотой около 26 метров над уровнем моря водохранилищами перекрыт не был. Проект оказался технически сложнее и дороже, чем предполагалось изначально, а начало Великой Отечественной войны окончательно остановило работы.
После распада СССР идея получила второе дыхание. В 2010-х годах бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев активно продвигал возрождение Манычского канала как потенциального решения проблемы обмеления Каспия. Современные расчеты предусматривали создание канала длиной 650 км, шириной 70 м и глубиной 16 м. Стоимость строительства оценивалась в 15 миллиардов долларов, а сроки реализации — около 10 лет.
Казахстанская сторона неоднократно поднимала этот вопрос в рамках переговоров с Россией, рассматривая исторический проект как современное решение экологического кризиса. Однако, как и в советские времена, достичь консенсуса между всеми заинтересованными сторонами не удалось — технические сложности и экономические затраты оказались значительно выше первоначальных оценок.
Комплексное исследование Court et al. (2025), опубликованное в журнале Communications Earth & Environment, предлагает радикально новый подход к сохранению каспийской экосистемы. Ученые рекомендуют заменить традиционное планирование охраняемых территорий с фиксированными границами на упреждающий динамический подход.
Проще говоря, вместо того чтобы создавать заповедники в определенных местах навсегда, защищенные зоны должны «перемещаться» вслед за животными и растениями, которые будут мигрировать из-за изменения уровня моря. Планирование должно быть перспективным, чтобы области, которые, по прогнозам, будут принимать важные местообитания в будущем, получали упреждающую защиту.
Исследование показывает, что при снижении уровня на 5-10 метров более 80% существующих экосистем могут быть утрачены, а покрытие морских охраняемых территорий сократится с 16,8% до 1%. Особенно уязвим северный бассейн Каспия со средней глубиной всего 5 метров.
Успех в решении каспийского кризиса зависит от беспрецедентного уровня международного сотрудничества. Как отмечают исследователи, «масштаб предполагаемых экологических нарушений в Каспийском море потенциально имеет глобальные последствия и поэтому заслуживает внимания и поддержки со стороны более широкого международного сообщества».
Создание российско-азербайджанской рабочей группы стало первым шагом к формированию регионального механизма противодействия угрозе. Однако для эффективного решения проблемы необходимо участие всех пяти прикаспийских государств — России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана, а также поддержка международных организаций.
Инициатива премьер-министра Мишустина о расширении сотрудничества и предложение Сулейманова о выносе проблемы на уровень ООН показывают готовность региона к глобальному диалогу. При этом эксперты подчеркивают необходимость учета различных политических и экономических интересов стран региона, что может существенно замедлить принятие согласованных решений.
Каспийский кризис требует немедленных и решительных действий. Время для дебатов ограничено — при сохранении нынешних темпов обмеления катастрофические изменения могут стать необратимыми уже в ближайшие десятилетия.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте