Открываем новую рубрику о нестандартных направлениях для яхтинга. Первым делом отправляемся в Галисию — испанский регион, о котором нам рассказал капитан Владислав Зюзин, недавно вернувшийся из путешествия по этим загадочным местам.
Галисия — это испанская морская Нарния. Регион, где мы ходили, называется Rías Baixas или «Нижние реки». Пять рек впадают в Атлантику и образуют пять заливов, которыми изрезан берег. В них прячутся рыбацкие деревни, каменные руины кельтских деревень, римские колонны и вкуснейшие морепродукты. Здесь всё немножко не от мира сего: климат прохладный, местные суровы, туристов почти нет. Идеальное место для тех, кто устал от туристического яхтинга и хочет настоящего.
Стартовать можно из Виго или Байоны. До Виго летают самолёты и ходят поезда из Мадрида. До Байоны из Виго есть автобусы за 2,5 евро.
Сезон длится с мая по сентябрь. Если не хочется пересекаться вообще ни с кем, то лучше идти в июне. В августе появляются туристы, зато вода теплее.
Лодку (Bavaria 34) брали в Байоне у школы RYA. Это была самая лёгкая приёмка, которую я видел. Представитель лодки даже не пришёл, сказав «Я тебе доверяю».
Местные говорят на галисийском (ближе к португальскому, чем испанскому). В Испании мало кто говорит по-английски, но сотрудники чартерных компаний — исключение. С переводами выручали Google переводчик и ChatGPT.
Местная валюта — евро. Принимают карты. Сдачи с наличных 20 евро могут не найти. Связь и роуминг работали стабильно.
Регион подойдет для второго-третьего чартера, но будьте готовы к сильным ветрам. При планировании маршрута надо учитывать, что есть шанс простоять день в марине.
Основные точки: Baiona → Combarro → Ribeira → Muros → San Vicente → Kangas → Baiona. Общее расстояние составило ~130 миль. Маршрут идеален на 7 дней хождения, включает маленькие города и природные достопримечательности.
Нам не хватило якорных стоянок. Они тоже есть в регионе, но нужно уточнять у чартерной как оформить остановку в заповедниках — это делается бесплатно и несложно. У нас был план посетить остров Illa do Faro, но погода была неподходящей.
В регионе преобладает северо-западный ветер. В июне у нас каждый день было 15–25 узлов, бывало до 35. Волны разгоняло до 4-х метров. Есть океанская длинная волна. Течения достигают 4-х узлов в определённых риасах (реках) или вдоль материка с северо-запада на юго-восток.
В выходной на горизонте было до семи лодок, в будни же почти никого. Основной трафик составляли местные, чартерных туристов мало. Есть паромы и рыбаки, но после Средиземки считай, что их нет.
Из опасностей: рыбацкие сети, которые заметны и отмечены на карте. А ещё в регионе много природных бухт, поэтому туманы — частое явление, особенно по вечерам. Карты Navionics и Imray работают хорошо.
Марины и стоянки стоят от 17 до 30 евро/сутки. Много свободных мест даже летом, бронировать можно в день захода. Где-то звонком, где-то через почту, где-то через Navily. Уровень сервиса — «просто, но всё есть»: душ, туалеты, вода. На пирсах/пальцах встречают, помогают пришвартоваться.
Галисия — это атмосфера чистого дзена. Можно идти весь день и не видеть ни одной лодки часами. На берегу есть эффект «четвёртого измерения». Нет пафоса, есть красота и внутренняя тишина. Все города по своему интересны. Я рекомендую просто по ним гулять и впитывать атмосферу, заходить в местные бары и наблюдать за людьми.
Комбарро немного похож по атмосфере на турецкий Мармарис (людно и туристически, но с северным колоритом. Тут мы встретили много интересных строений, которые были похожи на гробы на ножках, а на деле оказались «оррео» — каменными хранилищами зерна. В Рибейре самый интересный хайк: там можно дойти до кельтских руин и до парка с местным стоунхенджем. В деревне Мурос атмосфера средневековья, потрясающая церковь 13-го века и классный хайк в Сан Франциско (местном). В городе Кангас уже ощущаешь себя как в мегаполисе после всех предыдущих деревушек. В нём живёт легенда о Марии Солинье — вдове, которую обвинили в колдовстве. История как будто из «Ходячего замка».
Прикладываю карту рекомендованных мест от чартерной. Все, которые тут отмечены, и я посещал, мне зашли.
Хайк в Комбарро довольно скучный. Я бы туда не отправился в следующий раз.
Местные деликатесы: мидии, осьминоги, гребешки, креветки — всё свежее, местное, добытое в заливе под боком, но не везде его круто готовят. С экипажем решили, что в следующий раз надо больше готовить самим на лодке. Вино: локальное, белое, освежающее, идеально к морепродуктам.
Аренда лодки с допами и документами — 2750 евро.
Судовая касса (марины, закупка продуктов на яхту, дизель) — 670 евро.
Личные траты на берегу: ужин в ресторане стоит от 15 евро (одно блюдо и без вина) до 40 евро (за ужин с двумя блюдами и вином), но всё зависит от заведения.
Если хочется сойти с туристической колеи, уйти подальше от шумных марин и выдохнуть — Галисия идеальна. В регионе полно якорных стоянок, которые планирую разведать в следующий раз. Сюда однозначно хочется вернуться. Тут можно снова почувствовать, зачем вообще ты стал капитаном.
Владислав Зюзин — яхтенный капитан с 2021 года, основатель яхтенного сообщества «Парусный флот», в миру руководитель отдела развития образовательных IT продуктов. В менеджменте в образовании более восьми лет, в яхтинге с детства.
До этого строил Школу капитанов в Силе ветра. На этом проекте удачно совпали экспертиза в образовании и увлечение яхтингом. Сейчас основной фокус — это развитие капитанского сообщества и чартеры с друзьями и друзьями друзей в незнакомых регионах.
Фото из личного архива Владислава Зюзина и Бориса Харизмана
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте