История Стивена Каллахана, который провел 76 дней на спасательном плоту в Атлантическом океане после крушения яхты. Уникальный опыт выживания в экстремальных условиях.
Изображение: cruisingworld.com
«Вид неба ночью — как будто смотришь на рай, сидя в аду», — так Стивен Каллахан описал свои впечатления во время 76-дневного дрейфа в Атлантическом океане. Его история стала одной из самых известных в мире яхтинга и легла в основу бестселлера, а недавно – документального фильма, спродюсированного обладателем премии «Оскар» Энгом Ли.
29 января 1982 года Стивен Каллахан отправился в путешествие с Канарских островов на яхте «Napoleon Solo», которую он сам спроектировал и построил для участия в гонке Mini Transat 6.50. «Это было захватывающее пересечение», — вспоминал позже Каллахан о своем первом этапе путешествия от берегов Мэна до Канарских островов.
Первые несколько дней обратного пути радовали спокойным пассатным ветром. «Когда начался шторм, я не слишком беспокоился, — рассказывал Каллахан. — Я знал свою лодку и бывал в гораздо худших условиях». Однако в ночь на 4 февраля произошло непредвиденное: мощный удар сотряс корпус яхты. «Вероятно, это был кит или крупная акула», — вспоминал позже Каллахан. Полученная пробоина оказалась фатальной для небольшого судна.
Перед тем как покинуть тонущую яхту, Каллахан успел нырнуть несколько раз и спасти самое необходимое для выживания. Среди спасенных вещей оказалось руководство по выживанию в море «Sea Survival», написанное Дугалом Робертсоном, который сам пережил 38 дней в море после крушения своей лодки в 1971 году. Теперь домом Каллахана стал шестиместный спасательный плот фирмы Avon диаметром около 1,8 метра – крошечное пространство посреди бескрайнего океана. Плот состоял из двух кольцевых надувных камер с мягким резиновым полом и тентом, его высота не позволяла даже выпрямиться в полный рост.
«Каждый выбор, который он делает, это выбор между жизнью и смертью, и он должен все время выбирать», — отмечает режиссер Джо Вейн, создатель документального фильма о Каллахане. Солнечный опреснитель работал нестабильно, плот требовал постоянного ремонта, а рыбалка, ставшая основным источником пищи, привлекала опасных морских хищников.
«В те дни у меня было много времени для размышлений», — вспоминал позже Каллахан. «Я сожалел о каждой ошибке в своей жизни. Я был в разводе, чувствовал, что потерпел неудачу в отношениях с людьми, в бизнесе и даже в яхтинге. Я поклялся, что если выживу, то постараюсь прожить жизнь лучше».
Из-за малых размеров спасательного плота и неработающего радиомаяка Стивен Каллахан оставался незамеченным для девяти проходивших мимо кораблей. Его испытания были многочисленны: на шестой неделе дрейфа он упустил крупную пойманную рыбу, а на следующий день сломался его гарпун и повредилась одна из воздушных камер плота. Починка заняла почти десять дней и чуть не довела Стивена до безумия. Ему пришлось столкнуться и с другими трудностями — штормовыми волнами, нападением акулы, а когда дрейф длился уже почти два месяца, он отравился краской с тента, которая попала в его запасы воды.
Вечером 20 апреля 1982 года Каллахан заметил огни острова Мари-Галант, к юго-востоку от Гваделупы. На следующий день, на 76-й день дрейфа, его обнаружили местные рыбаки, привлеченные птицами, которые кружили над плотом из-за образовавшейся вокруг него экосистемы.
За время своего невольного путешествия он преодолел около 3300 километров через Атлантику.
Пребывание в океане сильно сказалось на его здоровье — он похудел на 20 килограммов, а его кожа была покрыта язвами от постоянного контакта с морской водой, которую невозможно было смыть из-за сильно ограниченного запаса пресной воды. Однако благодаря тому, что он пил кровь пойманных рыб, богатую витаминами, ему удалось избежать цинги.
Восстановление заняло около восьми месяцев. Вернувшись в Мэн, он встретил Кэти Массимини, свою старую знакомую. «У нас не было почти ничего, — рассказывал Каллахан, — два ржавых автомобиля и минимум необходимого, но мы любили друг друга». В 1994 году они поженились.
Жизнь продолжала испытывать Каллахана на прочность. В 2010 году ему пришлось перенести операцию по удалению части обеих почек, а в 2012 году у него диагностировали острый миелоидный лейкоз. «Свой 30-й день рождения я встретил на спасательном плоту, а 60-й – в больничной палате во время химиотерапии», — рассказывает Каллахан, который позже перенес трансплантацию стволовых клеток.
«Дрейф в одиночестве и полная зависимость от других во время лечения лейкемии очень различались во многих очевидных аспектах, но опыт выживания любого типа имеет много общего», — размышляет Каллахан. «Самым ценным для меня было то, что оба испытания подарили мне глубокое духовное ощущение связи со всем сущим. Оба были невероятно трудными, но оба вознаградили меня истинным благоговением, просветлением, вдохновением и смирением, которые я не мог бы испытать никаким другим способом».
История Каллахана получила новую жизнь не только в его книге «76 Days Adrift» (в русском переводе «В дрейфе»(1990 г.), «Дрейф» (2017 г.)- прим.редакции), ставшей бестселлером New York Times, но и в новом документальном фильме «76 Days Adrift». Создатели фильма провели целый год в поисках аутентичного снаряжения того времени. «Мы потратили недели на обсуждение того, какой именно компас использовать, чтобы он соответствовал тому периоду», — рассказывает Каллахан.
Сегодня Каллахан является национальным послом кампании Leukemia Cup Regatta и вместе с Кэти поддерживает Океанографический институт Вудс-Хоул.
Хотя все мы хотим получать удовольствие от жизни, истинное удовлетворение приходит через преодоление», — говорит он. Сорок лет спустя Каллахан не жалеет о тех 76 днях в море: «До сих пор я чувствую себя просветленным тем опытом, потому что он изменил меня к лучшему».
Статья подготовлена редакцией «Мир Капитанов» на основе анализа профильных источников.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте