Автор сегодняшнего текста посетил в этом году крупнейшую в мире парусную регату, традиционно проходящую в немецком Киле, и делится в этом тексте своими наблюдениями.
«Море – это мост, соединяющий страны и народы».
Александр фон Гумбольдт — немецкий географ, натуралист и путешественник.
История крупнейшей в мире регаты – Кильской недели – уходит корнями в 1882 год, когда гамбургские аристократы и члены одного из первых яхт-клубов Европы – Северогерманского парусного союза (нем. — Norddeutscher Regatta-Verein) – искали более спокойную акваторию для парусных состязаний, чем быстроводные городские реки Эльба и Альстер. Тогда под покровительством принца Генриха Прусского двадцать небольших парусных яхт впервые устроили гонку в Кильской бухте в северо-восточной части Балтийского моря. Спустя восемь лет уже сам германский кайзер взял покровительство над регатой и утвердил ежегодный призовой фонд. Впоследствии император использовал гонку для демонстрации мощи ВМС Германии, приглашая иностранных гостей. Так, в 1892 г. почётным гостем празднеств стал русский император Александр III. Жители Киля и простые подданные Германии тоже принимали участие в фестивале, но лишь в качестве зрителей, ведь содержать яхту в те времена могли только самые богатые граждане.
Несмотря на широко распространённое сегодня предубеждение о запредельной стоимости парусного спорта, спустя 150 лет он стал намного доступнее для широкой общественности, и в 2024 году в этом мероприятии принимали участие уже более 120 частных яхт и парусных лодок, а около 150 тысяч человек наблюдало за парадом с берегов бухты.
Вообще Кильская неделя сейчас – это по-настоящему народный фестиваль, на котором проводятся бесплатные уроки и парусные мастер-классы для новичков, многочисленные регаты на парусниках разных классов, образовательные лекции, встречи с известными спортсменами. Найти для себя что-то интересное может абсолютно любой, даже тот, кто видит корабль впервые в жизни. В эти дни посреди Кильской бухты вырастает лес из величественных деревянных мачт, в ней толпятся гигантские океанские лайнеры и военные корабли. Такое зрелище никого не оставит равнодушным.
Однако кульминацией фестиваля безусловно становится парад винджаммеров (нем. — Windjammerparade). Понятие пошло от последнего поколения боевых и торговых парусных кораблей XIX века, так называемых «выжимателей ветра», получивших свое название из-за обилия парусов на многочисленных и высоких мачтах. На смену парусу вскоре пришли более эффективные и быстрые пароходы, а также дизельные корабли, но по сей день в составе ВМС многих стран мира курсанты элитных военно-морских училищ несут службу именно на таких учебных барках и клиперах.
В день парада пришлось встать рано и поторопиться, ведь официальное начало хоть и было назначено на 10 утра, но подготовка команды (гости тоже на время становились частью экипажа) и самого судна занимала много времени. Да и просто поиск нужного судна был осложнён тем, что попасть на причал было невозможно из-за огромной портовой зоны, которая была закрыта для посетителей. Парусники стояли на приколе борт к борту, поэтому нам довелось пройти по палубе нескольких других кораблей, чтобы попасть на нашу прекрасную норвежскую шхуну «Ryvar». Изначально она была спущена на воду в 1916 году и до 90-х гг. прошлого века несла службу в качестве траулера для ловли сельди, однако впоследствии была куплена энтузиастами и оснащена двумя «гафельными» мачтами, бушпритом под фок и два кливера, а также большим количеством стоячего такелажа. Общая площадь парусов составляет теперь 380 кв. метров.
Во главе каждого блока от A до F стоял крупный и именитый трёх- или четырёхмачтовый барк. За ними в несколько рядов выстраивались от восьми до девяти «традиционных судов» (нем. – Traditionsschiff), а всего в этом году таких было 60 штук.
По плану мы в течение пяти часов должны были выстроить парадную группу, пройти всю Кильскую бухту и выйти в Балтийское море и затем какое-то время ходить в открытом море под парусами. Построение сопровождалось низким и пугающе внезапным гулом корабельных горнов, предупреждавших другие суда о том, что судно маневрирует в ту или иную сторону. Спустя полтора часа капитаны заняли условленные позиции, и раздался сигнал начала парада.
Корабли начали движение, и корабельная команда спешно поднимала паруса, приглашая гостей помочь с их установкой. Для подъёма гафельного паруса требовалось не менее трёх человек на каждом борту, чтобы подтягивать нок и пятку гафеля соответственно. Координировал процесс ещё один член экипажа. Далее была дана команда поднять кливер и фок. Мы быстро переместились на нос корабля и принялись поднимать паруса там.
Практически одномоментно паруса раскрылись на всех парусниках вокруг, и настоящая армада двинулась в сторону Балтики. Если вы когда-либо хотели почувствовать себя на съёмках фильма «Пираты Карибского моря», то этот опыт для вас. Вокруг шли самые разные суда, от мала до велика, мешали друг другу плыть, но двигались к одной цели, обгоняли друг друга, забирая у коллег ветер из парусов, но продолжали движение и гордо демонстрировали всю свою красоту.
Главным кораблём и основной достопримечательностью был знаменитый «Gorch Fock» – учебный корабль ВМС Германии с общей парусной площадью около 1800 кв. метров и длиной 89,3 метра. Фок- и грот-мачты украшены прямыми парусами, а кормовая – гафельными. На этом барке по сей день готовят офицеров флота, обучая не только слаженной командной работе, но и влиянию природных явлений (волнения моря, ветра, прилива и отлива) на элементы корабля.
Далее шла другая легенда парада – «Alexander von Humboldt II», названная в честь известного немецкого исследователя и путешественника, – длиной чуть более 65 метров и площадью аж 24-х парусов около 1360 кв. метров. Этот стальной барк спущен на воду в 2011 году как наследник и копия одноимённого корабля 1906 года постройки. Во время реставрации своего большого брата «Gorch Fock» в 2020-2021 годы немецкие ВМС использовали именно его для учебных целей. В обычное время на нём обучаются команды «традиционных судов» с походами не только в Северное и Балтийское моря, но даже в Атлантический океан.
Стоит отметить, что в понятие «традиционное судно» в Германии входит не только по-настоящему старый парусный или моторный корабль, но и переоборудованные стальные или деревянные суда, оснащённые парусным вооружением и служащие, прежде всего, для сохранения традиционного судоходства. Оно относится к культурному наследию страны и активно развивается в среде энтузиастов морского дела.
Нашу группу возглавлял бриг «Roald Amundsen», названный в честь норвежского путешественника и первого человека, достигшего Южного полюса Земли в начале прошлого века. Само судно служило сначала в качестве транспортного судна в ВМС ГДР, а после германского объединения было куплено и переоборудовано двумя энтузиастами традиционного парусного судоходства из уже бывших западного и восточного государств. В настоящее время на нём, как и на других подобных судах, готовят команды для дальнего плавания и между делом развлекают гостей.
На следующий день парусники выходили в море ещё один раз, чтобы гости с палубы корабля смогли увидеть традиционный салют, завершающий Кильскую неделю.
Мероприятие с историей и с большим смыслом заставит сердце любого мореплавателя биться сильнее. Многие страны мира имеют древние традиции мореплавания, их история насчитывает множество сынов и дочерей, совершивших великие географические и иные научные открытия на подобных парусниках. Сегодня мы имеем уникальную возможность не только чтить память выдающихся людей, но и на практике ощутить то, что чувствовали они, когда открывали для нас мир.
О других участниках парада и их истории можно прочитать в телеграм-канале «Капитан, улыбнитесь!» автора этого текста Никиты Раевского.