Настоящий бойскаут. Как восстановление яхты открывает новые смыслы в яхтинге и жизни

  • 31.07.2024
  • 16:19
  • Александра Дроздова
Шрифт:

Мы побывали в гостях у Алексея Киселёва на борту яхты «Бойскаут», базирующейся в городе Долгопрудный на Клязьминском водохранилище. Расспросили капитана про его путь в яхтинге и двухлетний опыт ремонта парусника модели Cape Henry 21.

— Алексей, с чего началось твоё увлечение яхтингом?

— Увлечение началось в 2003 году с того, что меня пригласили в поход из Петрозаводска в Москву на парусной яхте Carter 30. Это было совершенно потрясающее времяпрепровождение, каждый день мы приходили в новый город: Петрозаводск, Вытегра, Рыбинск, Углич, Кирилло-Белозерский монастырь, Мышкин, Калязин, Дубна и, наконец, добрались до Москвы. Потом у меня была пара сезонов гоночного опыта на Carter 30. 

Дальше с Силой ветра (прим. ред. — большое яхтенное сообщество, организующее путешествия под парусом по всему миру и обучающее капитанов) открыл для себя чартерный яхтинг и начал ходить по интересным местам нашего глобуса. В 2015 году я получил яхтенные права и побывал под парусом в Исландии, Норвегии, Фарерах, Канарах, Гибралтаре, Ибице, Сицилии, Мальте, Греции, Турции, Сейшелах… Особо запомнился Север, обязательно хочу ещё раз поехать в Норвегию.

В 2020 году, в эпоху ковида, границы закрылись, стало скучно, возникла идея купить свою небольшую яхту. Как раз у знакомых оказался подходящий вариант, правда, пришлось с ней немного повозиться. Я купил и ремонтировал яхту два года, и вот сейчас катаюсь с друзьями на Клязьминском водохранилище.

За границу сейчас выехать сложновато, а подмосковные водоёмы оказались тоже достаточно любопытной темой для яхтинга. Самое интересное в этом, что еще час назад ты был в центре города, а тут раз — и ты в другом мире – под парусом.

Фото: Алексей Киселёв

Поделись каким-нибудь самым ярким или самым страшным событием за свою яхтенную карьеру?

— Самые страшные, самые интересные вещи происходят всегда неожиданно, и ты их не продумываешь заранее. Так или иначе с опытом у тебя нарабатывается некий багаж знаний. Например, может отвалиться винт, загореться лодка, и в моменте это страшно, а потом ты понимаешь, что уже знаешь, что делать в таких ситуациях.

Был случай, когда в Балаклаве при действительно непростой швартовке я послал мастера спорта по тяжелой атлетике на муринг и неосторожно сказал поднабить муринг «посильнее». При сильном боковом ветре и шастающих туда-сюда катерах мы аккуратно заходим на швартовку с третьего раза. Я вижу, что человек взял муринг и завел на утку, отдаю команду поднабить и отвлекаюсь назад, заниматься кормовыми швартовыми. В этот момент оказалось, что человек вырывает муринг, и нос яхты начинает уносить. Это было несколько неожиданно, в яхтенных школах же не говорят, что муринг можно оторвать.  Мы срочно стали привязываться к соседним яхтам, подкладывать кранцы, кругом сплошная суета и веселье. Такие моменты всегда очень бодрят.

Однажды мы потеряли винт в океане, когда шли из Гибралтара на Мадейру. Как-то на ночной вахте совершенно внезапно резко изменился звук двигателя. Мы поставили паруса и пошли дальше. А утром отправили матроса в воду проверить, что стряслось. Тот, выныривая с совершенно безумными глазами, говорит, что у нас нет винта. Понятно, что мы шли по торговым маршрутам и всегда была возможность кого-то вызвать по рации для помощи. Воды и еды у нас было много, паруса работали. Так что мы продолжили путь, но пришли в итоге не на Мадейру, а на Лансароте. Тут швартовка, конечно, тоже была достаточно забавной. При том, что мы предупредили марину о нашей поломке, там не очень ответственно отнеслись, что у нас нет винта, и мы не можем маневрировать. В результате мы спустили тузик, и им как-то завели лодку. Получилась совершенно вынужденная и внезапная швартовка под парусами.

Были ли когда-нибудь моменты, когда хотелось все бросить и уйти из яхтинга?

— Ха! Да, у меня загорелась лодка, всё, я ухожу из яхтинга! Порой у каждого яхтсмена случаются подобные сложные моменты. Но нужно помнить, что ты — главный на лодке, если начинаешь паниковать, значит, всё пропало. Всегда есть решение проблемы. Например, движок не заводится — спускаем тузик и используем его для маневрирования. Если что-то совсем не получается — вызываем ассистанс. То есть пока судно на воде, всё нормально.

Фото: Александра Дроздова

Расскажи подробнее про яхту, которую ты восстановил. В каком состоянии она была при покупке?

— История этой лодки очень интересная. Парусный швертбот «Бойскаут» модели Cape Henry 21 был сделан в 2007 году по проекту яхтенного конструктора из ЮАР Дадли Дикса. Создатель «Бойскаута» провел с ним  десять сезонов и даже ездил на Белое море со своей командой. Потом он продал яхту знакомым. К сожалению, у них не было возможности её нормально просушить в межсезонье. Зимой  в ней собирался конденсат, который собирался под пайолами и в результате натворил бед с дном лодки, она начала протекать. У меня тогда как раз удачно сложились обстоятельства, я приобрёл дачу и предложил ребятам забрать яхту, чтобы просушить тепловой пушкой и посмотреть, что с ней можно сделать. Всю зиму ходил вокруг яхты, что-то прикручивал, красил, ремонтировал. В итоге за недорого купил её и начал восстанавливать.

Прежде я был обычным айтишником, а теперь у меня появилась лодка! Шаг за шагом учился красить, работать с двухкомпонентными эпоксидными красками, гелькоутом, стеклотканью, шлифмашинками. Даже освоил сварку! Это стало ещё одной стороной яхтинга. Можно гоняться, можно ходить в чартеры, организовывать интересные путешествия, а можно яхты строить или восстанавливать! Для меня открылся абсолютно новый мир, я узнал о существовании форумов, где судостроители и судовладельцы рассказывают о том, как собирают по разным проектам лодки у себя в гаражах и делятся советами по их ремонту.

В этом сезоне я спустил яхту на воду не в конце мая, как планировал, а в конце июня. После прошлого сезона обнаружилась маленькая щель на палубе, которую надо было чем-то что-то заделать. Я начал её поддевать, а в итоге пришлось поднимать всё палубное покрытие. Оказалось, что это из-за несоблюдения технологического процесса при укладке стеклоткани на палубу, пропитанную эпоксидной смолой. Просто стеклоткань нужно было положить на час раньше. Пришлось всё снимать, шлифовать, убирать весь гелькоут, заново класть стеклоткань, красить и монтировать палубное оборудование. Опыт — сын ошибок трудных!

Но это прикольно на самом деле. Чувствуешь, что ты создаешь что-то материальное, на чём можно потом ходить по воде. Приезжают ребята, которые первый раз на яхте, ты видишь искры в их глазах и думаешь, что все не зря. Когда ты выбираешься из небольшой кормовой каюты, меняя 10-й шлифовальный диск на шлифмашинке, весь в пыли, в респираторе, то думаешь о этих моментах восторга. Вот ради чего всё это.

— Сколько потребовалось времени для восстановления яхты и каким был масштаб работ?

— На восстановление яхты ушло чуть более двух лет. Но мы учились в процессе, планомерно решали возникающие проблемы. Большую часть времени занимал набор опыта. 

Самым сложным процессом была замена дна у яхты. Чтобы заменить фанеру на дне надо было перевернуть яхту, положив её на борт. Чтобы решить эту задачу, тоже пришлось много советоваться с яхтенными товарищами, искать варианты. Попробуете аккуратно положить яхту на бок, которая стоит на стапелях? Но в итоге всё удалось. В  результате мы сделали донышко Бойскаута  раз в пять прочнее проектного.

— Алексей, ты сказал, что работаешь в IT-сфере. У людей из этой сферы, как правило, определённый склад мышления. Помогает ли он в работах по лодке?

— Скорее здесь проявляется инженерный подход, я же выпускник Московского Энергетического Института, хоть и не работал по специальности. Решаемую проблему я разбиваю на подзадачи, ищу информацию… А если говорить про IT, то у меня есть канбан-доска по яхтенным задачам, очень удобная вещь.

— Собираешься ли ты совершать на «‎Бойскауте» дальние походы или пока ходишь в пределах местной акватории?

— Я жуткий перестраховщик и должен быть на сто процентов уверен в лодке, чтобы отправиться в поход. К тому же на яхте нет туалета, что может быть некомфортно в дальних путешествиях. Поэтому больших походов пока не было, но я думаю, что надо что-нибудь придумать. Как минимум, проехать в выходные через Москву. Я очень хочу пройти мимо Кремля на своей лодке. В субботу отправиться до Нагатинского затона, там переночевать. А в воскресенье отправиться обратно. Тихоходно, аккуратно, не торопясь. А ещё можно рассмотреть вариант перевезти яхту на трейлере и отправиться хоть на Белое море, хоть на Ладожское озеро.

Фото: Алексей Киселёв

Есть ли у тебя еще какие-нибудь яхтенные планы помимо истории с «‎Бойскаутом»?

— Конечно есть! Как говорят, «‎если вас тянет отдыхать на север, а не на юг, то вы, возможно, мох». Так вот я стопроцентный мох, и очень люблю север. Но следующая моя цель, это кругосветное путешествие! Лёша Егоров и Андрей Кипятков доказали, что ничего невозможного нет, и так или иначе, но они делают свою кругосветку. Купили лодку, да поехали. Это даже уже не мечта, а цель. Тем более что за эти годы мне удалось набраться опыта в ремонте яхты, электрике, работе со стеклотканью, разборке и сборке движка… Не зря же говорят, что яхтинг — это про ремонт яхты в самых красивых местах нашей планеты.

— В последнее время в России всё больший акцент делают на развитие внутреннего туризма. Чего, на твой взгляд, не хватает в яхтенной инфраструктуре?

— Если в Подмосковье яхтенная инфраструктура ещё доступна, то когда уезжаешь дальше, появляются проблемы с тем, чтобы заправиться водой, топливом, купить продукты. Поэтому хотелось бы больше видеть небольших причалов с запасом топлива, воды и там какой-нибудь кафешкой с душем и туалетом.

— С чего посоветуешь начать знакомство с яхтингом? И, может, дашь пару рекомендаций для тех, кто пока ещё очень осторожно мечтает в этом направлении?

— Чего мечтать, надо просто приехать на яхту. Бояться не нужно. Приезжайте в гости, я буду рад вас видеть. Сейчас самый сезон, здесь есть где походить под парусом, а значит, понять общие принципы яхтинга.

Также из вариантов найти какого-нибудь капитана (наверняка у каждого есть знакомый, который говорил, что получил права), взять его за жабры и сказать: «Поехали на яхту на неделю, например, в Турцию». Это очень хороший регион, и туда не требуется виза. И вперёд, и только вперёд!

Следить за приключениями Алексея Киселёва и яхты «Бойскаут» можно в Telegram-канале «Boyscout (Cape Henry 21)».

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все