Как ходить под парусом — обучение яхтингу для новичков

  • 24.02.2024
  • 18:00
  • Мир Капитанов
Шрифт:

Мечта управлять собственной яхтой вполне осуществима. Если вы хотите ступить на борт судна, поднять паруса, выйти в открытое море и оставить за бортом…

Обучение яхтингуИзображение Daniel Buscher с сайта pixabay.com

Мечта управлять собственной яхтой вполне осуществима. Если вы хотите ступить на борт судна, поднять паруса, выйти в открытое море и оставить за бортом городскую суету, от вас потребуется лишь желание, время и средства, которые вы потратите на обучение яхтингу. 

Узнаем, с чего начинается обучение яхтингу, каковы особенности этого процесса в России и других странах, что рекомендуют эксперты начинающим шкиперам и капитанам.  

С чего начать обучение яхтингу

Для начала необходимо определиться с целями обучения. Управление судном — это слишком общая задача. 

Чтобы сузить круг, выберите один из вариантов.

Вы желаете:

  • путешествовать под парусом на собственной яхте по всему свету;
  • профессионально заниматься спортивным яхтингом и участвовать в гонках;
  • брать яхту в чартер (напрокат) на неделю-три летом, чтобы провести отпуск с друзьями;
  • управлять яхтой в местных водах, в том числе на любительских парусных регатах;
  • просто хочется стать капитаном (капитаншей) корабля.

Для всех этих вариантов потребуются необходимые знания и необходимые документы.

Сначала о документах:

Набор документов зависит от акватории, по которой вы планируете ходить на яхте. Если у вас уже есть своя собственная яхта, которая стоит где-нибудь в Средиземном море, то у вас должны быть на руках документы, подтверждающие право собственности на судно, страховка (главный документ), сертификат на судовую рацию и сертификат радиооператора. Все.

Если у вас нет своей собственной яхты (такое случается), но вы намерены брать ее напрокат в летние месяцы, то вам потребуется сертификат об окончании яхтенных курсов. Этот документ не является «яхтенными правами» это справка о том, какие яхтенные курсы вы закончили и в каком объеме. Этот документ нужен, чтобы представители чартерных компаний знали, что они доверяют лодку человеку, который хотя бы пытался учиться морскому делу. Сертификат радиооператора тоже не будет лишним, хоть его наличие требуется не везде.

Чтобы управлять яхтой во внутренних водах России вам нужны права ГИМС на управление маломерным парусным и/или парусно-моторным судном. Если вы хотите выйти на воду в Российской Федерации, без этого документа не обойтись.

И наконец, многие государства выдают национальный международный сертификат — ICC (An International Certificate of Competence) — это свидетельство о том, что владелец сертификата продемонстрировал необходимый уровень морских знаний, в соответствии с требованиями данного государства. Предъявив ICC, вы также сможете взять лодку в чартер.

Это что касается документов. Необходимый, но не самый главный момент в яхтинге. Значительно важнее морские знания и навыки. Их вы сможете получить на яхтенных курсах. Однако обратиться в первую попавшуюся в поисковой выдаче школу, не пройдя предварительную подготовку — не самое верное решение. Профессионалы советуют изучить теорию яхтинга, узнать основы метеорологии, почитать специальную литературу по теме управления парусными судами. 

Идеальный вариант — спросить совета у знакомых, которые проходили обучение в конкретных школах и уже ходили на яхтах самостоятельно. Но даже если такой человек найдется, это вовсе не значит, что вы должны в точности повторять его путь. Учебных заведений, в которых готовят яхтсменов и шкиперов, немало. Не  факт, что ваш знакомый занимался в лучшем из них. 

Отнеситесь к обучению серьезно. Яхта — это не автомобиль. Ее нельзя в любой момент остановить и съехать на обочину. Тормозов как таковых на яхте тоже нет. На судно действует множество внешних сил — ветер, течение, волны, погода. Навыки и умения управления приобретаются только на практике. Овладеть этим искусством теоретически или онлайн невозможно. При этом знания крайне важны — необходимо знать, какие физические законы действуют на лодку, как определять координаты, как держать связь с яхт-клубом в открытом море и так далее. И помните, капитан несет ответственность, как административную, так и уголовную за все, что происходит с его судном и пассажирами.

Обучение яхтингу
Изображение Paul Brennan с сайта pixabay.com

Обучение яхтингу в России

Определившись с целями, необходимо решить, какая акватория вас интересует — российская или зарубежная. В России разрешено управлять маломерными судами только с удостоверением судоводителя, которое получают в ГИМС — Государственной инспекции по малым судам. Это значит, нужно выбирать школу, которая подготовит вас к экзаменам в ГИМС в вашем регионе.

С таким удостоверением можно управлять гидроциклом, моторным маломерным судном, а также ходить под парусом в российских водах самостоятельно либо под эгидой школы. В РФ направление парусных путешествий только начинает развиваться. Однако перспективы многообещающие — в стране все больше акваторий, где ходят на яхтах и устраивают регаты. Это озера, реки, водохранилища и внутренние  морские воды.

На курсах ГИМС ученики получают всю базу знаний по управлению судами с учетом российских реалий, изучают основы навигации, метеорологии, узнают, что делать в аварийных ситуациях и другую важную информацию.

Государственная аттестация напоминает экзамены в автошколе — теоретический экзамен на компьютере и практика на воде. Чтобы ходить под парусом, сначала нужно получить права на управление моторным судном, затем открыть парусную категорию. Сразу стать яхтсменом не получится. 

Обучение яхтингу в других странах 

Если вы собираетесь ходить под парусом в других странах, вам потребуются международный сертификат об окончании яхтенных курсов. В русскоязычном сообществе яхтсменов популярны три системы сертификации — RYA, IYT, ISSA. У них есть франчайзинговые школы с аккредитацией. Если вы собираетесь арендовать яхты за рубежом, вам потребуется сертификат одной из этих систем. 

У каждой свои особенности:

  • RYA — самая авторитетная в международном поле. Обучение проходит на английском языке, экзамен строгий, уровень подготовки выпускников таких школ стабильно высокий. 
  • IYT — крупнейшая сеть в мире, в которой много русскоязычных инструкторов. Все чартерные компании принимают сертификаты этой системы.
  • ISSA — польская организация, востребованная в РФ и Беларуси. Требования к уровню инструкторов ниже, поэтому в некоторых странах такие сертификаты не принимают. 

Многие российские школы обучают своих учеников за границей, в основном в Турции, реже в Греции и Хорватии. Есть важный нюанс, о котором говорят эксперты: регион обучения может быть приливным или нет. Обучающимся с нуля лучше не стремиться сразу в приливную акваторию, это связано с лишними сложностями и рисками. 

Турция оптимальна в качестве региона для обучения новичков: здесь наиболее благоприятные условия для получения базовых навыков, развита инфраструктура, доступно много практики. 

Когда проходить обучение и сколько оно длится 

Если речь идет о морской практике, инструкторы рекомендуют не планировать обучение на жаркий сезон. Не потому что жару сложно переносить, а потому что в низкий сезон погода переменчива — вы получите больше уникального опыта управления судном в разных условиях. Потренировать вестибулярный аппарат перед практикой будет не лишним. Есть специальные упражнения для этого, которые вам порекомендуют специалисты. 

Обучение новичка занимает не меньше 10 дней, если акватория неприливная. В сети можно найти курсы 5-7 дней, но от таких предложений лучше отказаться — они могут свидетельствовать о низком уровне школы. Чем дольше вы учитесь, тем лучше. 

Обязательно изучите сайт школы и сами курсы, которые собираетесь проходить. Найдите отзывы в соцсетях от выпускников. Если у вас есть вопросы к ученикам, не стесняйтесь задавать их в переписке. 

Со школой тоже стоит связаться заранее. Узнать имя конкретного инструктора, который будет вас учить, проверьте его лицензию и сертификаты — эта информация есть в открытом доступе. 

Желательно также встретиться лично или хотя бы созвониться с инструктором. Обучение стоит недешево — вы же не хотите выбросить деньги на ветер. Инструктор должен быть в первую очередь преподавателем, то есть человеком, который знает, как передать свой опыт другим. Яхтсмен может быть чемпионом по парусному спорту, морским волком и трижды кругосветчиком, но значительно важнее его умение объяснять, рассказывать, показывать и аргументировать свою точку зрения. 

Что дальше

Обучение яхтингу — это только первый этап на пути к мечте. Чтобы стать капитаном яхты, нужна практика. Эксперты рекомендуют участвовать в регатах в составе команды, брать судно в чартер с более опытными яхтсменами для получения уникального опыта. 

Практика в этом деле решает все. Чтобы стать капитаном, необходимо пройти долгий путь, но если есть желание и решимость, вы обязательно достигните поставленной цели. 

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все