Год назад у берегов Сардинии потерпела крушение парусная яхта, её капитан Алексей Чернявский погиб. Но он продолжает жить в сердцах друзей.
Каждый раз, когда я иду по причалу, я вижу «Румбу» и думаю об Алексее, человеке, чья история восхищала меня, когда он был жив, и сдавливает мне сердце теперь, когда его нет с нами. Румба стоит в самом углу, занесенная песком из Сахары, без двигателя и парусов. Она больше никуда никогда не пойдет. И вряд ли её кто-то купит с аукциона, потому что это самодельная маленькая лодка, которую её хозяин построил для себя и только с ним она и бывала в море.
Её построил Алексей. Человек, любивший море сильнее, чем кто-либо. Несложно ведь любить море, если ты с детства живешь на берегу и вся твоя жизнь с ним связана. Несложно, если ты здоров и полон сил и можешь пойти в яхт-клуб, найти единомышленников и пуститься с ними в плавание. Сложнее если ты живешь очень далеко от моря. А еще сложнее, если с детства ты борешься с инвалидностью. Алексей с раннего возраста на своем опыте знал, что жизнь с физическими ограничениями накладывает дополнительные трудности, которые другим даже не приходится учитывать. Остается только мечтать?
Или нет?
Алексей родился в 1956 году. Он с детства заболел яхтами. Еще когда он был ребенком, в Николаеве он ходил в местный яхт-клуб. Друзья брали его кататься, но в регаты уже ходить не получалось… Тем не менее он продолжал ходить под парусом, получил шкиперскую лицензию, совершал походы по Белому и Азовскому морям.
И чтобы обрести абсолютную свободу, он решил построить свою яхту – такую, которой он мог бы управлять в одиночку, но при этом способную обойти весь мир. Уже когда он жил в Минске, он приступил к ее созданию. Весь его дом был завален журналами «Катера и яхты», он изучал различные конструкции и технологии. Он заказывал различные материалы из разных городов и выбирал наилучшие решения. На создание мечты ушло несколько лет, но наконец она была готова!
Маленькая, но очень стойкая. Он сделал ее совершенно непотопляемой. Румба держалась на воде как пробка – при любых обстоятельствах, на любой волне. И он отправился в свой путь!
Когда у Алексея спрашивали не боится ли он путешествовать в одиночку, он говорил: «Я не знаю сколько мне осталось, пусть всё будет как будет».
В 2019 году из Минска он привёз её под Киев и оттуда дошёл на ней до Черного моря.
В следующий сезон он отправился на ней в Болгарию, но из-за эпидемии его не пустили в порт и он пошел в Турцию. Там Алексей решил оставить ее на зиму, познакомился с какими-то ребятами из прибрежного кафе, они достали её из воды и оттащили за свой ресторанчик. Так прошла еще одна зима.
На третий год он из Турции отправился в Грецию, затем в Италию и оказался в Тунисе.
За время своего пути он обнаружил, что у конструкции его яхты есть одна особенность, которая осложняла путешествие на встречном ветре. Так, когда он ходил из Туниса на Кипр, он шел с попутным ветром чуть больше недели, но чтобы вернуться ему потребовалось целых полтора месяца, да еще и чуть не унесло в Ливию…
Поскольку он не собирался останавливаться и планировал дальше идти в Атлантику, это могло быть проблемой. Однако в Тунисе он познакомился с Крисом – человеком, чья судьба заслуживает отдельного рассказа – который продал ему свою, тоже небольшую лодку.
Именно на ней Алексей решил продолжить свой путь и в 2023 году направился в сторону Атлантики.
Из Туниса он решил сначала пойти на Сардинию и обойти её с севера. Именно там случилась трагедия. 29 октября он написал о том, что собирается на Балеарские острова и ждёт подходящую погоду.
Последняя его запись из бортжурнала датирована 4 ноября:
Со связью здесь плохо. Да и вообще всё говно дело. Во первых Винди надул. Я такой жопы не ожидал. Обещанные 26 были а самом начале. Я вышел в 10 ч. К 12 уже дуло за 35, волна точно за 2 м. Потом пришли шквалы с дождём и молниями. . Я считаю, что порывы были до 45уз. Всё как положено. Волны 3,5 — 4 м, пена и брызги стелятся горизонтально. Сверкает по всему небу. Грома нет. Иногда ливень, и ветер затихает. Я проскакал 45 миль за 14 час.под маленьким кусочком Генуи. При этом на сёрфинге скорость была 7+ уз. Сначала было очень страшно. Потом привык. За день -утренний кофе и пару сигарет. Короче- всё обошлось. Улетел только водоотливной ковшик с Румбы. Хотя ещё раньше перегрелся движок на малых оборотах. И чего-то не включается холостой ход. К 2 часам ночи я обогнул северную оконечность Сардинии, но ветер и волны этого не заметили. Темно, масса островков, многие без маяков. Навигация на планшете глючит из-за брызг. Я Очень устал, промок и замёрз. Стало +14 при ветре и дожде. Мечты только о сухом, теплом и крепком. Пошли ошибки. Завёл движок слишком рано. Как помним, он быстро перегревался. Не успел дойти до места, он заверещал. Срочно инструмент, опять ремень помпы. Подтянул, проверил. Пошли к месту якорьной стоянки. Метров 100-200. Включил эхолот. Вдруг -бац! Рывок и мотор глохнет. Блин! Всегда контролирую, не висят ли концы в воде. Стоило этого не сделать ,- вот вам. До места не дошли. Глубина 9 м. Делать нечего. Якорь положил вручную, так надёжней. Лебедка вечно глючит, и не знаешь, сколько цепи дал. Дал метров 30. Двигателем дернуть не мог, подождал ,когда якорь забрал и пошёл спать. Конечно посмотрел, какую верёвку я намотал. Шкот генуи. Причём посередине. С учётом блокировки холостого хода, мотор завести я не могу. Что имеем. Лебедка работает только при запущенном движке, жрёт много. Геную прямо сейчас использовать нельзя, шкот закрутило. Стали на большой глубине. Утром слышу, свистит ветер. Смотрю по навигатору — нас тянет уже 0,4 мили! А проспал только три часа. Хочется всё послать и укрыться с головой. Встаю. Болит всё! Особенно руки. И что делать? Мы уже на середине залива, где глубины 40-50 метров. Поднять якорь и 30 метров при таком ветре я не смогу. Лебедка не работает. И что? Стаксель тоже не готов (шкот). Ветер крепчает. Нас несёт и на соседние островки — голые скалы. Решил все таки попробовать рвануть якорь. Очередная ошибка.
При тихой погоде тяжеловато, но можно. А дуло уже 15 и пошла волна. Короче, схватился дурень за цепь и давай тянуть. Где там. Цепь победила и ушла ещё метров 20-30. Держал, аж кровь из под ногтей. Кое как закрепил. Осталось только надеяться, что между островками помельче и якорь заберёт. Так и случилось. Забрал надежно. Только теперь поднять его только в тихую погоду 50 кг цепи + 16 кг якоря. Всё. Досыпать.
Дальнейшее мы знаем из сообщений береговой охраны. Согласно сводке, перед крушением Алексей обращался за помощью. Однако из-за плохого сигнала он не успел сообщить свои координаты. Его искали, подняли вертолёты, но из-за шторма поиск был затруднён.
Обломки судна были найдены на следующий день у небольшого острова Корчелли у северо-восточного побережья Сардинии. Тело Алексея извлекли водолазы.
С тех пор прошёл год. И мы, его друзья, вспоминаем о нем с любовью.
Лёша говорит: «Алексей был рок-музыкантом, играл со своей группой в прибрежных городах. Именно на этой почве мы с ним и подружились. Нам было легко общаться, мы могли зависнуть на весь вечер у него на яхте и слушать музыку»
Галя вспоминает: «Когда мы собирались за столом и пили, после первой рюмки он всегда со смехом говорил «теперь не больно». Теперь я часто вспоминаю эти слова и надеюсь на то, что теперь ему не больно»
Год спустя Румба по-прежнему на причале. Но в душах друзей Алексея это не просто маленькая заброшенная лодка, это памятник великой мечте и свободе. Пусть путь Алексея закончился слишком рано, но он продолжается в памяти тех, кто верит, что человек может преодолеть любые преграды, если только сердце его горит мечтой.
Поддержать
материал
Поддержите этот материал и разместите здесь
информацию о вас или вашем проекте