Запускаем рубрику «Школа яхтенного пассажира». Вы оказались на борту парусной яхты впервые. Знакомьтесь.
Источник изображения: goodboats.ru
У всех, кто пытается написать статью для новичков про яхты и про яхтенные термины возникает искушение пойти по пути западных яхтенных журналов, нудно перечисляя названия частей судна. Но для русского человека такой способ не подходит. Зубрить странные иностранные слова целыми списками — не в нашем характере. Пойдем другим путем – представим, что нас пригласили пожить на яхте.
Слово «яхта» пришло в наш язык из голландского. Корень «jag» — тот же, что и в слове «егерь», то есть имеет отношение к охоте. Так и есть – яхтой по-голландски назывался быстроходный малый корабль, предназначенный для преследования вражеских судов. Затем этот грозный термин стал означать всего лишь «парусное судно для отдыха и прогулок». Наконец, в двадцатом веке слово «яхта» стало подразумевать роскошь. Что до сих пор сохранилось в английском языке.
В советской культуре слово «яхта» стало спортивным термином, а ближе к девяностым приобрело оттенок снобизма, так как парусный спорт стал восприниматься, в основном самим спортсменами, как занятие для избранных. Отсюда берут начало неисправимые понты даже самых захудалых российских коммерческих яхтенных школ.
В итоге в наши дни старое доброе слово «яхта» буксирует за собой целую баржу накопившихся исторических смыслов и не всегда верных ассоциаций. Избавимся же от этого груза и очистим сознание, как говорят мои продвинутые друзья. Начнем знакомство с яхтой с самого начала.
Вас пригласили на яхтенную прогулку. Это здорово. Но сразу уточните у приглашающего следующие моменты:
Вечеринки у пирса и корпоративы на плавучих ресторанах по рекам и каналам лежат за пределами нашего исследования. Сейчас нас интересуют прогулки под парусом, а значит, если надежный человек пригласит вас выйти в море на 6-ти, 8-ми или даже 10-ти местной парусной яхте, соглашайтесь. Перед вами только что открылась дверь в параллельную вселенную.
Конечно, к выходу в море нужно подготовиться. Первое, о чем вы должны позаботиться – это удобная одежда. На воде всегда холодно, поэтому яхтенная одежда подразумевает 2-3 слоя. Нижний – термобелье. Средний – флиска. И верх – что-то непродуваемое, и по возможности, непромокаемое. Обязательная часть — головной убор. Конечно, многое зависит от района плавания. В турецких водах днем вам потребуется футболка с длинными рукавами и бейсболка со специальным козырьком для шеи – чтобы не обгореть. В Балтийском море от переохлаждения вас спасет вязаная шапка. В любой акватории возьмите с собой солнечные очки и крем, защищающий от загара. А также таблетки от укачивания. Самое важное – сменная яхтенная обувь. Она продается в специальных магазинах и отличается от обычной спортивной обуви подошвой, которая не скользит и не оставляет цветных следов на палубе. В крайнем случае можно обойтись кроссовками с белой подошвой. Все свои вещи упакуйте в мягкую сумку – никаких чемоданов на колесиках и жестких кофров. Почему – объясню на яхте.
И вот вы стоите на причале. Перед вами какая-нибудь красотка «Бавария» или «Дюфур» и вас от нее отделяет только шаг…
Стоп
Два правила яхтенного быта с вековыми традициями, которые встречают вас еще на берегу:
Вот вы и встретили свой первый яхтенный термин – «трап». Трап — это лестница на берег, как бы она не выглядела и из чего бы она не была сделана. А еще трап – это в принципе любая лестница на судне. Трап на берег подают при швартовке и убирают при отходе.
С трапа вы шагаете на палубу. Она может быть красивой, сделана из полос тика, а может быть просто белым пластиком. Именно поэтому вы снимаете обувь при входе на лодку. Обычная обувь пачкает палубу, а песок с подошв работает как абразив и стирает покрытие.
И наконец, вы попадаете в кОкпит лодки. Это место представляет собой углубление в палубе, в котором располагаются сидячие места и средства управления лодкой – штурвал или рУмпель – подобие рулевого весла. Во время переходов экипаж располагается именно в кокпите. Здесь же обедают и ужинают на раскладном столе в хорошую погоду.
С разрешения капитана вы можете прогуляться по палубе вдоль борта на нос лодки, как говорят моряки – на бак. Именно поэтому несчастный, которому выпало работать с передними парусами называется бАковым матросом. И тут самое время выучить некоторые правила безопасности при передвижении по лодке:
Вам разрешили и теперь вы готовы пройти на бак. Туда пойдем по правому борту, назад вернемся по левому – такой вот экскурсионный маршрут. Правый борт, также как и левый, на яхте понятие абсолютное, а не относительное. Если вы стоите на корме, то есть в задней части лодки, и смотрите на нос, то правый борт у вас справа. А левый слева. Безотносительно точек зрения борты свои названия не меняют. На правом борту навсегда прикреплен зеленый ходовой огонь, а на левом – красный. Аккуратно проходим на бак. Красиво, а главное, безопасно встаем как в кинофильме «Титаник» и чувствуем себя королем или королевой мира. Ведь впереди еще столько интересного.
Но это уже другая история.