«Яхтинг доступнее, чем кажется»: интервью с создателем народной яхты

  • 7.03.2025
  • 07:43
  • Мир Капитанов
Шрифт:

Александр Владимирович Яковлев, основатель верфи «Афалина», занимается производством маломерных судов уже более 30 лет. На выставке «Московское Боут Шоу 2025» он представил свой новый проект — бюджетную парусную яхту с каютой. Наш корреспондент побеседовал с конструктором о его пути в судостроении, особенностях новой яхты и перспективах развития отечественного малого флота.

«Яхтинг доступнее, чем кажется»: интервью с создателем народной яхты

От хобби к производству

— Как долго вы занимаетесь производством лодок и катеров?

— Я с 1990 года занимаюсь производством лодок, включая катера и парусные суда. Начинал с изготовления первых лодок прямо в квартире. В 1992 году помещений не было — это были сложные, как их называют, «лихие» времена. Постепенно модельный ряд разрастался, появилась бригада.

У меня есть кораблестроительное образование, я всю жизнь интересуюсь лодками, катерами и яхтами. Сам проектирую практически все свои лодки, за небольшим исключением — например, лодки «Фофан», известной конструкции еще позапрошлого века.

— Александр, расскажите о яхте, представленной сегодня на выставке?

— Эта лодка — начало моей мечты. Я всегда мечтал строить яхты. Она создана в стиле парусных судов 19 века, который сейчас очень популярен в Европе. Там такие суда называют «Корниш Краббер» — корнуэльские краболовы. Они имеют характерные черты: высокий, практически вертикальный нос, гафельное парусное вооружение (особый способ крепления паруса к мачте) и бушприт — наклонную мачту впереди почти горизонтального положения.

Мне нравится этот стиль, и я планирую делать все свои яхты в подобном духе. Когда появилась экономическая возможность, я смог наконец-то спроектировать, скажем так, «яхту для народа». Изначально планировал цену в полмиллиона, но за два года цены выросли, и итоговая стоимость составила около 690 тысяч рублей — вполне демократично, учитывая, что любой человек, имея работу, может взять небольшой кредит и купить такую яхту.

Воплощение мечты

Знаете, огромное количество людей мечтают о парусах. Например, ко мне приезжал заказчик из Мурманска, который целый год копил деньги и мечтал попасть на регату, мы не могли его подвести, надо было успеть до регаты сдать лодку. Люди, особенно с сединой, подходят и с восхищением рассматривают яхту — они видят свою мечту.

Таких лодок в стране практически не производят: есть похожие по размеру, но они больше заточены под спорт. А наша лодочка — мореходная, добротная, подходящая для семейных путешествий. Она чуть менее 5 метров длиной: помещается в гараж, перевозится на прицепе, вписывается в кузов газели. Вес всего 250 килограмм — два человека могут вытащить её на берег.

Особенности конструкции

— Исходя из вашего рассказа, я понимаю, что это решение является бюджетным и безопасным. Как вы оцениваете уровень комфорта для пользователей?

— Комфорт в этих размерах можно еще больше улучшить. Изначально я хотел создать яхту с каютой на 70 сантиметров больше, чтобы четыре человека могли сидеть за столиком и была площадка под камбуз. Планировал два варианта: открытую лодку с рубкой-убежищем и каютную. Решил начать с открытой, потому что она дешевле, проще в производстве и, возможно, будет более массовой.

Здесь все сделано бюджетно: никаких сдвижных люков, дополнительной мебели. Но в каюте можно не только лежать — в ней можно сидеть. На рынке есть проекты, где негде даже ноги разместить, только лежать, что очень неудобно для взрослых. А здесь можно спокойно сесть, перекусить в дождь, поставить чайник или плитку, даже биотуалет.

Спальное место — больше двух метров, хотя в ногах сужается и имеет треугольную форму. Я лично тестировал эргономику: ложился, поворачивался в разных положениях при доработке параметров рубки. Получилось удобное пространство для двух человек, даже для семьи с маленьким ребенком. Со взрослым ребенком, конечно, будет тесновато.

Особенности конструкции — высокий борт, высокий нос с удобным понижением палубы, наличие фальшборта для безопасности. Самоотливной кокпит. У лодки хороший запас плавучести, даже если её перевернуть, за счёт пространства под койками, она будет плавать ещё месяцы и её можно будет спасти. Конечно, это не океанская яхта, эта лодка предназначена для рек, озер, водохранилищ, в прибрежной зоне морей тоже можно использовать. Яхта оснащена выдвижным килем и поворотным пером руля, которые при столкновении с мелью убираются в корпус, а не ломаются.

Модельный ряд и планы

— Какие еще суда вы производите помимо тех, что уже были упомянуты?

— Мы производим маломерные суда нескольких типов: весельные лодки для рыбаков, охотников и прокатных станций, моторные лодки малого класса до 4,5 метров, а также открытые парусные лодки без каюты. В нулевые годы мы выпускали катера с каютами, но из-за небольших объемов производства себестоимость получалась высокой. Катера были качественные, но малорентабельные.

После кризисов 2008 и 2014 годов заказы на катера еще больше сократились. Население продолжает расслаиваться — богатые становятся богаче, бедные беднее. Средний класс, который раньше заказывал катера, либо переориентировался на более дорогие модели, либо отказался от покупки.

У нас есть легкая моторная лодка весом 130 килограмм, которую используют даже для проката без капитана. Нужно быть очень аккуратным: малейшее превышение оснащения может довести вес свыше 200 килограмм, после чего лодка потребует регистрации и прав.

Стоимость нашей моторной лодки — всего 230 тысяч рублей. Для сравнения, конкурент предлагает красивую желтую лодку, похожую на кабриолет, стоимостью 2 миллиона рублей. Мы понимаем, что работаем в разных сегментах: конкуренты нацелены на богатый рынок с высокой стоимостью проката.

Наши лодки пользуются популярностью у прокатчиков в Москве, Петербурге, Казани, Новгороде, Нижнем Новгороде, Ярославле и Костроме.

— Каковы ваши планы и перспективы по развитию компании в ближайшие годы?

— Больше всего я хочу заниматься строительством парусных яхт. Планирую расширить линейку новыми вариантами. Как минимум хочу сделать туристский вариант с большой, более комфортабельной каютой. Вариант метров на 6 и еще на 7 — 7,5 метров. Дальше не замахиваюсь, потому что жизнь не бесконечная, а чем крупнее лодка, тем больше времени уходит на её создание.

Запуск текущей серии занял два года — от первоначального проекта до серийного производства. Для этого необходимо было пройти несколько этапов: выполнить проектные работы, создать мастер-модель в дереве или пенопласте (технологии бывают разные), довести модель до идеального состояния и только потом снять с неё матрицу.

Имея готовые матрицы, мы можем изготавливать каждую деталь за два дня. Корпус готов практически моментально, к нему остается приклеить койки, каркас, палубу. Теоретически можно организовать конвейерное производство, где каждый сотрудник выполняет свою часть работы. В идеале это позволило бы выпускать лодку каждые два дня. Но такой скорости мы, конечно, вряд ли достигнем.

Экологический аспект

— Какие шаги вы предпринимаете для минимизации воздействия вашего производства на окружающую среду?

— Наши меры по защите окружающей среды начинаются с базовых вещей: тщательный вывоз мусора и использование средств защиты персонала — вытяжки и угольные маски. Поскольку у нас малообъемное производство, выделяемый стирол, я полагаю, естественным образом разлагается, потому что это сродни запаха краски.

Мы находимся в Череповце, где расположены крупные предприятия — Фосагро и Северсталь, которые являются основными источниками промышленного загрязнения. В сравнении с ними наше производство практически безвредно. Главное для нас — не создавать мусора вокруг себя, и весь производственный мусор вывозится.

— Какие материалы используются в процессе производства?

— Что касается материалов, мы используем: полиэфирную смолу (российско-сербское предприятие Дугалак), полиэфирный гелькоут (декоративный слой), стекломат китайского производства.

Раньше использовали норвежский гелькоут, который был еще качественнее, но из-за проблем с дистрибьюторами пришлось от него отказаться.

Фанера — отечественного производства. Паруса шьют в Санкт-Петербурге, рангоут делает фирма «Wind Brothers». Люки — покупные, а фанеру обрабатываем сами: распиливаем, обрабатываем кромки, фрезеруем. Весла также покупаем, ранее делали их самостоятельно, но это очень трудоемкий процесс.

Яхтинг для всех

По мнению Александра Яковлева, у парусного спорта и отдыха в России большой потенциал. Ключевой фактор развития — доступность яхт для массового потребителя. Верфь «Афалина» стремится создавать суда, которые делают мечту о парусах реальностью для обычных людей.

Популяризация яхтинга идет рука об руку с созданием инфраструктуры — стоянок, марин, прокатных пунктов. Важно и обучение начинающих яхтсменов. Маломерные яхты с простым управлением — идеальный вариант для тех, кто делает первые шаги в этом увлекательном мире.

Беседовала Елена Трусилина
Фото: Павел Махнёв

Обсуждаем этот и другие материалы
в нашем Telegram-канале
Присоединиться

Поделиться:

Поддержать материал:

Автора поддержали:

banner
Реклама
ООО "НАВИОНИКС РУС"
ИНН: 7810098357
erid: 2VtzqwQSAsK
Скопировано!
banner
Реклама
ООО "НАВИОНИКС РУС"
ИНН: 7810098357
erid: 2VtzqvHbtcy
Скопировано!
banner
Реклама
ООО "НАВИОНИКС РУС"
ИНН: 7810098357
erid: 2VtzqvHbtcy
Скопировано!