История парусной яхты «Кондор» и её экипажа. Северные странствия как образ жизни

  • 2.07.2024
  • 08:30
  • Александра Дроздова
Шрифт:

Северный яхтинг вызывает привыкание. Обсудили с Александром Григорьевым, капитаном парусной яхты «Кондор», особенности водных путешествий по Русскому Северу.

История яхты

Деревянная парусная яхта «Кондор» была построена в Гамбурге на верфи Макса Эртца предположительно в период между 1918 и 1922 годами. После окончания Второй мировой войны яхта «Кондор», наряду с известными барками «Седов» и «Крузенштерн», по репарации была передана СССР и оказалась в Ленинграде. До 1954 года на судне обучались и практиковались студенты Института им. П.Ф. Лесгафта, но затем яхта оказалась заброшена.

В конце 1980-х для «Кондора» наступил новый этап. Сначала капитан центрального яхт-клуба Валентин Владимирович Глушков взялся за спасение и капитальный ремонт судна. А потом, за 1985-1987 годы Алексей Васильевич и Галина Михайловна Темлянцевы восстановили парусник и спустили его на воду.

С момента «второго рождения» прошло уже тридцать семь лет, и за это время «Кондор» побывал во всех странах Балтийского региона, на Онежском и Ладожском озёрах, озере Сайма в Финляндии, шведских озерах Венерн и Меларен, Белом и Баренцевом морях, а также в Нидерландах и Норвегии.

Устройство лодки

Парусник «Кондор» предположительно относится к классу ein kleiner Seefahrtkreuzer, что по-немецки означает «небольшой морской крейсер». Длина корпуса составляет 9,75 м (без учёта бушприта), ширина – 2,6 м. Осадка 1,75 м, а высота мачты над ватерлинией – 13,6 м. Яхта оборудована стационарным дизельным двигателем.

На «Кондоре» 5 спальных мест для экипажа, маленький камбуз с мойкой и газовой плитой, гальюн. Судно достаточно автономно и подходит для продолжительных переходов. При экипаже из пяти человек на яхте умещаются запасы воды, пищи и топлива на три недели путешествия.

Яхтенные будни

В межсезонье (с конца сентября по начало мая) происходит подготовка к следующей навигации. Яхту поднимают на берег и производят ремонтные и подготовительные работы. В мае судно спускают на воду, и начинаются тренировочные выходы в залив в будни по вечерам и на выходных. В начале лета по плану проводят небольшой тестовый выход на 4-5 дней для проверки исправности работы всех систем перед длительным путешествием. Затем на несколько месяцев «Кондор» уходит в дальнее плавание, а осенью, после возвращения, продолжаются выходы в залив. За один сезон яхта проходит порядка 3 000 морских миль.

Часть команды, часть корабля

Плавание на «Кондоре» проходит под руководством опытных яхтсменов: капитана Александра Григорьева и капитана-наставника и судовладельца Галины Михайловны Темлянцевой. По словам Александра, для путешествий экипаж «Кондора» ищет не попутчиков, а единомышленников. Поскольку проект некоммерческий, присоединиться и участвовать в летних тренировках и походах можно на общих условиях. Но перед этим нужно принимать активное участие в подготовке и ремонте, быть готовым к суровому климату северных морей и несению вахт в море (в том числе ночных). Но прийти можно и без опыта – научат всему необходимому на месте.

Северные яхтенные маршруты

В 2023 году экипаж яхты «Кондор» совершил трёхмесячный поход из Санкт-Петербурга до Баренцева моря, села Териберка (село в Мурманской области, расположенное за Полярным кругом) и обратно. Протяжённость маршрута составила 2 250 морских миль, а его прохождение заняло 91 день.

В этом году «Кондор» вновь отправился на Север, но на этот раз в путешествие по Белому морю. 1 июня парусник покинул Санкт-Петербург и отправился в долгий поход. За июнь яхта уже прошла реку Неву, Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, Беломорско-Балтийский канал с остановкой в городе Беломорске.

Приятно удивила экипаж парусника новая стоянка для маломерных судов между 18 и 19 шлюзами Беломорско-Балтийского канала. И хотя яхт-клуб там только строится, эта точка уже стала местом притяжения многих яхтсменов, направляющихся на Север. Капитан «Кондора» Александр Григорьев даже сравнил эту стоянку с причалом в городе Орта, столице острова Фаял на Азорских островах. На протяжении десятилетий марина Орты является центром морской жизни и неофициальным местом встречи яхтсменов, пересекающих Атлантику. Так и новый строящийся яхт-клуб Беломорска уже стал подобным важным пунктом на маршруте для всех, кто идёт в Белое или Баренцево море, поскольку остановка там нужна для прохождения пограничного и портового контроля.

Далее «Кондор» направился на Соловецкие острова, а затем в посёлок Чупа, где стартовал Кубок Кандалакшского залива. В самой регате команда «Кондора» участие не принимала, зашли, чтобы встретиться и пообщаться с дружественными экипажами.

Кубок Кандалакшского залива ежегодно проводится с 2013 года. Дистанция регаты совпадает с маршрутом этнографа-путешественника С.В. Максимова, обошедшего в 1856 году на парусно-гребном почтовом карбасе побережье Кандалакшского залива Белого моря. Маршрут проходит вблизи особо-охраняемых природных территорий, самая известная из которых – Кандалакшский заповедник, природный резерват, в котором живут и размножаются тысячи животных и птиц. Регата начинается в Карельском посёлке Чупа, заходит в село Ковда, Кандалакшу, посёлок Умба и завершается в Чупе.

Следующий пункт в маршруте – Кандалакшский залив. Поскольку местные карты и лоции содержат в себе довольно скудную информацию по стоянкам и глубинам, экипаж не просто путешествует, а исследует губы залива. Команда обычно осматривает местность на предмет возможности стоянки, встаёт на якорь и измеряет глубины как с помощью стационарного эхолота (установлен на самой яхте), так и с помощью ручного, который используется для предварительных промеров глубин с тузика (маленькая шлюпка, используемая для высадки на берег). В прошлом году экипаж «Кондора» уже побывал в некоторых частях Кандалакшского залива, а в этом году планирует исследовать губы Воронья и Колвицкая.

При благоприятных погодных условиях состоится следующий этап путешествия. Вместе с командором Архангельского речного яхт-клуба Виктором Головиным команда «Кондора» отправится двумя яхтами вдоль Терского побережья до реки Поной – крупнейшей реки Кольского полуострова, находящейся в верхней части Горла Белого моря. Приключение может оказаться авантюрным, поскольку Терский берег достаточно мелководный, и у участников нет уверенности, смогут ли яхты пройти запланированный маршрут. При этом заход в Поной известен: туда можно попасть только во время максимального прилива и дойти до опредёленной точки, где есть углубление русла реки, чтобы там встать на якорь.

После путешествия до реки Поной «Кондор» вернется в Архангельск, а дальше через посёлок Пертоминск и Унскую губу направится до Соловков. К 10 августа экипаж намерен прийти в Беломорск и к 1 сентября вернуться в Санкт-Петербург.

Сам путь и есть цель

Как отмечает капитан Александр Григорьев, экипаж «Кондора» не проводит экспедиции, не ставит целью дойти до какого-то определённого места и что-то кому-то доказать. Команда странствует ради своего удовольствия, и это скорее странствие, чем поход или путешествие. Поясняя свою мысль, Александр вспоминает слова польского писателя Мариуша Вилька, долгое время прожившего на Русском Севере: «Знаете, чем путешественник отличается от странника? Пути первого всегда ведут к какой-то цели… А для странника – сам Путь и есть цель. Поэтому путешественник в конце концов из своих путешествий возвращается, а странник упорно движется вперёд…»

Исследователи территорий

Уже четыре года члены экипажа парусника исследуют Русский Север, собирают данные о местности, проникаются культурой и традициями, вживую видят места, тесно связанные с историческими событиями страны. Накопленными знаниями о регионе Александр Григорьев делится в Telegram-канале «Под парусом» https://t.me/undersail и своих справочниках по стоянкам и прохождению мостов и шлюзов по пути из Санкт-Петербурга в Беломорск и на Белом море. Рассказывая про свои путешествия, яхтсмен уделяет много внимания описанию навигационных особенностей и мест стоянок, причём всю информацию тщательно перепроверяет по картам, судовому журналу и всем доступным источникам.

Александр Григорьев, капитан «Кондора», убеждён, что Север – это прекрасное место, и экипаж парусника стремится показать своим примером, что сюда нужно и можно ходить на яхте. Просто подходить к подобным путешествиям необходимо здраво, рассчитывать свои силы и опыт, учитывать погоду и местные условия. И тогда Север принесёт море удовольствия, и сюда захочется приходить снова и снова.

Следить за передвижениями парусной яхты «Кондор» можно по ссылке https://share.garmin.com/undersail. А также в Telegram-канале «Под парусом» https://t.me/undersail, в котором Александр Григорьев рассказывает о приключениях «Кондора» и яхтинге в северных морях.

Фотографии: Телеграм-канал «Под парусом»

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все