Тонкости строительства парусной яхты, гонки через Атлантику, спонсорскую помощь и многое другое обсудили с Павлом Минаевым — автором YouTube-канала «Паша с ветром».
— Недавно в отчетном видео ты подвел промежуточные итоги своей деятельности. Планы на постройку Globe 580 и кругосветку остаются в силе?
— Да, планы остаются прежними. Однако все идет не так быстро, как хотелось бы. Нужно держать в голове и такой вариант, что времени сделать лодку, а значит, и времени поучаствовать в этом году в регате просто не хватит. Есть множество факторов, которые сложно прогнозировать. Но идея остается.
О кругосветке я мечтаю с детства, еще с парусной секции, в которой я занимался. Поэтому продолжаю строить лодку и надеюсь довести ее до спуска. Это первый этап. Второй — доставка лодки до моря, в идеале, куда-нибудь в район Франции и Португалии. Необходимо провести там полноценные морские тренировки, получить опыт, чтобы в дальнейшем участвовать на своей яхте в гонке через Атлантику
Только после этого можно задумываться о кругосветке. Это план-максимум, который возможно реализовать только последовательно. Но главное сейчас — построить яхту и довести ее до конкурентного состояния. Сделать это нужно в ближайшее время, доставить до моря и провести там первые тренировки.
— Мы следим за строительством лодки и знаем, что это сложный и трудоемкий процесс. Расскажешь нам немного об этом опыте? Что дается труднее всего, на что уходит больше всего ресурсов?
— Нужно сказать, что до этого я не строил яхты, но занимался их ремонтом и восстановлением. Первая яхта, над которой я работал, это был таллинский четвертьтонник 1974-ого или 1976-ого года выпуска. Почти месяц или больше мы с отцом ее восстанавливали — судно было в плачевном состоянии. Это и был первый опыт.
Теперь о строительстве новой яхты. Это, безусловно, интересная практика. Я всегда говорил, что лучше купить новую яхту, чем строить самому. Я и сейчас придерживаюсь того же мнения. Но в моем случае, взвесив все за и против, я пришел к выводу, что постройка яхты будет более актуальным вариантом. У меня есть определенный опыт, желание и возможность довести начатое до конца. Так что я выбрал именно такой способ воплощения своей мечты.
Но хочу предупредить, что на постройку уходит много времени, особенно если до этого у вас не было никакого опыта в этом деле. И совсем тяжело строить одному. Мне в моей работе помогает товарищ, и это ключевой фактор успеха. Если работать в одиночку, это займет гораздо больше времени и сил. Только если у вас уже есть столярный и строительный опыт, причем именно в яхтинге, можно этим заниматься.
Вдвоем работать гораздо проще. Мы сразу прикидываем какие-то идеи, выбираем лучшие варианты, меньше времени уходит на размышление. При этом сразу стараемся делать максимально качественно и насколько это возможно правильно.То есть вдвоем работать эффективнее и быстрее, это точно на 100%.
Что касается ресурсов, то больше всего уходит ресурсов моральных. Постройка яхты — это сложный и долгий процесс. Нужно построить корпус, киль, такелаж и другие элементы. При этом у нас есть еще обычная жизнь, семья, нужно зарабатывать деньги, поддерживать медиа-ресурс, на котором мы все это освещаем. Поэтому наиболее затратная сферы — это эмоциональная и моральная. Приходится очень много общаться с людьми, решать какие-то проблемы, в том числе с логистикой, заниматься доставкой материалов, что-то покупать и контролировать все процессы.
Поскольку проект у нас некоммерческий, кроме меня, заниматься им некому. Поэтому приходится делать все одновременно — строить яхту в подвале, шпаклевать, клеить, одновременно пытаться отвечать на звонки и заказывать материалы, хотя все руки в этот момент в смоле и так далее. Так что процесс постройки сложен и занимает много времени.
— А как вообще у тебя возникла идея взяться за этот проект?
— Еще в детстве, когда занимался в парусной секции, в возрасте 10-11 лет, я смотрел на кассетах VHS фильмы о Volvo Ocean Race, которая тогда называлась Whitbread Round the World Race, а сейчас известна как Ocean Race. В это время на телевидении начали появляться материалы про Виктора Языкова, Федора Конюхова, которые участвовали в одиночных регатах на яхтах. Вот, наверное, с этого момента и появилась мечта поучаствовать в крупной гонке и пройти через океан под парусом.
Поэтому весь свой опыт разнообразных парусных приключений я всегда воспринимал, как своего рода тренировку к более масштабным событиям. То есть моя жизнь шла в каком-то смысле параллельно с мировым яхтингом. И вот однажды в 2020 году я увидел ролик в YouTube на канале Сергея Морозова про первую гонку Globe 580. Через год она как раз состоялась, я посмотрел материалы Дона Макинтайра, создателя этого класса лодок, зашел на сайт этого проекта, начал узнавать, что это такое и разбираться в вопросе.
Мне понравилась концепция бюджетной яхты, которую может построить каждый, чтобы поучаствовать в гонках мирового уровня. Вот эти гонки монотипов, то есть одинаковых по параметрам яхт, мне и были интересны. Одно время я собирался поучаствовать в гонке Мини-Трансат, но там бюджеты довольно большие. Просто так, живя в Самаре и не имея никакого опыта или крупных побед, пробиться туда невозможно. Я ведь не олимпийский и не мировой чемпион, даже не чемпион России по парусному спорту. Как привлекать спонсоров для таких крупных проектов, я не понимал.
А вот проект Globe 580 был более доступен. Можно живя в Самаре построить лодку, пробиться на гонку и воплотить в реальность свою мечту. В парусном спорте мне в первую очередь интересны как раз длительные гонки, требующие концентрации и внимания, то есть стайерские дистанции.
— Поддерживают ли тебя родные, друзья, спонсоры?
— Да, все, кто находится рядом со с мной (и даже не совсем рядом) меня поддерживают. Наверное, эта поддержка помогает мне двигаться дальше. Я уверен, что это крайне важно в такого рода проектах.
Конечно, без сложностей не обходится, но при этом все относятся ко мне с пониманием. Этап стройки самый сложный, отнимающий много времени. В течение этого и предыдущего года мы занимались исключительно постройкой, поэтому многие другие дела отодвигались на потом. Сейчас корпус уже готов, а задержка с выходом новых видео связана как раз с решением накопившихся задач, важных в жизненном плане.
Что касается поддержки спонсоров, то пока проект только на стадии запуска. Однако уже есть определенные результаты. Например, Саратовский завод РМК (рулонных металлических конструкций) — они увидели мои первые видео и предложили сшить парус. И хотя именно на тот момент это было не так актуально, взаимодействие было продуктивным. Ребята спонсировали пошив генакера (парус попутного ветра). Так что теперь один парус, по крайней мере тренировочный, у меня уже есть. Надеюсь, на дальнейшее сотрудничество.
Также есть компания «Компас-Р» из Москвы, которая занимается радиостанциями. Ее руководитель Василий тоже связался со мной, пригласил в гости в столицу, подарил новые японские топовые радиостанции Standard Horizon — портативные и стандартные. Обещали подарить антенны и приемник АИС. Это ощутимый вклад в проект, поскольку надежная связь на море — это крайне важно.
Так что здорово, что ребята меня поддерживают, несмотря на то, что проект затяжной. Но самое сложное в том, что я ничего не могу гарантировать людям, хотя и делаю все возможное. Однако есть много факторов, которые нельзя контролировать. По этой причине сроки, которые я называю, нередко сдвигаются. Как это получилось, например, этой осенью. Но все равно я уверен, что выйду в море на яхте и поучаствую в гонке через Атлантику, а возможно, пойду и дальше.
— Что бы ты посоветовал тем, кто только раздумывает над постройкой лодки по аналогичному или другому проекту?
— Человеку, который задумывается о постройке лодки и при этом не имеет никакого опыта в строительстве, стоит ответить на несколько вопросов. С какой целью строится яхта? Где она будет ходить? Сколько человек будет в экипаже? Это важные вопросы. Исходя из ответов, выбирают проект яхты и ее габариты. Бывает, что человек замахивается на гигантскую и дорогую лодку, но не до конца понимает, зачем она нужна. Я считаю, что цель постройки лодки — начать максимально быстро ходить под парусом. Но есть и те, кому нравится сам процесс строительства.
Когда вы поймете, какая яхта вам нужна, будет проще составить план, определить бюджет и понять, на что вы готовы ради осуществления проекта. Важно понимать затраты, чтобы довести проект до логического завершения.
Еще один важный момент — правильно выбрать место, как и при строительстве обычного дома. Например, у меня довольно лояльные условия аренды. Я знаю ребят из Питера, которые строят металлические яхты, у которых тоже есть свой цех. Важно, чтобы аренда не съедала много финансов, поскольку стройка с большой долей вероятностью будет задерживаться, а за помещение платить все равно придется.
Еще один важный момент — помещение должно быть вместительным. Наше помещение больше стандартного гаража, что позволяет спокойно разместить все нужное, без труда передвигать листы фанеры и т.д. То есть для яхты 6 м потребуется помещение по меньшей мере вдвое больше по длине.
Итак, наиболее ценные советы:
И еще два важных фактора: выбрать компаньона, который поможет воплотить идею и не слиться, заручиться поддержкой семьи, чтобы было все хорошо.
— У тебя есть опыт покупки лодки в Швеции и ее перегона в Россию. Расскажи, как все прошло? Что больше всего запомнилось?
— Я поехал в Швецию в 2018 году с другом. Мы перегоняли две яхты — мою Maxi 77 и друга Maxi 87. Больше всего запомнилась Балтика, то есть само море. Оно отличается от Средиземного, его вообще сложно с чем-то сравнить. Это настоящая красота севера — например, суровые Аландские острова, на которые мы заходили. И главное — ощущение полной свободы, когда идешь под парусом. В этот раз оно усиливалось тем, что яхта была моя собственная. Это было действительно круто. При этом в Самару из Швеции мы пришли водным путем, половину времени под парусом. Это магическое ощущение, которое ни с чем не сравнить.
После этого я еще пару раз ребятам перегонял яхты и даже организовал путешествия на Балтике, в Финляндии на Аландские острова. С этими островами действительно стоит познакомиться поближе. В них есть что-то особенное — каждый островок по своему интересен. Просто побыть там, погулять, очень здорово. Это северная красота, которое действует по-особенному.
— Как правило, все хотят следующую лодку большего размера. У тебя не было сомнений, когда выбрал яхту всего 5,8 м?
— Поскольку у меня нелинейный подход к яхтингу, для меня такое решение было вполне нормальным. Такого, чтобы после маленькой яхты хотеть все больше, больше и больше, у меня никогда не было. Здесь размер точно не имеет значения. Гораздо важнее маршрут, гонка и личные достижения. Я увидел интересный проект гонок на монотипах через Атлантику, рассчитал бюджет проекта и взялся за его реализацию.
Правило здесь простое: чем больше яхта, тем больше средств она требует. Так что выбор для меня был вполне естественным. Яхта 5,8 м небольшая, так что все ее элементы обходятся дешевле. Соответственно, чем больше судно, тем больше затрат. Мачты, паруса, лебедки, веревки — все это будет больше, толще и следовательно, дороже. А работать с корпусом 5,8 м гораздо проще, например, шпаклевать его и т.д.
Ну и в первую очередь я отталкивался от самой идеи, когда выбирал маленькую яхту. Совершить путешествие на мини-яхте, соревнуясь с такими же ребятами, это гораздо круче и интереснее, чем гнаться за размерами.
— У тебя разнообразный и богатый опыт предыдущих путешествий, среди них и кайт-экспедиции, и парусные походы, и гонки, и многое другое. Расскажи, как открывал для себя эти направления? С чего все началось?
— Я уже говорил, что все началось еще в детстве, когда занимался парусным спортом в Самаре на яхтах «Оптимист», «Кадет», «Луч». В то же время смотрел первые видео с гонками, узнал про команды, которые участвуют в кругосветках под парусом. Уже тогда я почувствовал потенциал в перемещении под парусом без применения каких-либо средств — это свобода, когда используешь только свои умения, ветер и стихии.
А вообще мне было интересно изучать мир, познавая его без применения каких-либо технических средств. Например, использовать только собственные ноги в пеших или велосипедных путешествиях или ту же силу ветра в походах под парусом. Поэтому я с удовольствием участвовал в перегонах яхт из Швеции в Самару, из Черногории в Турцию. Были интересные перегоны под парусом по Средиземному морю от Майорки и вдоль побережья Испании через Гибралтар на Канары. Это такой длинный и волшебный маршрут, который позволяет по другому взглянуть на мир.
Кайтингом как видом парусного спорта мой друг начал заниматься еще в 2010 году, но тогда я понимал, что это требует финансов и полного вовлечения, так что мне оставалось только смотреть на это издалека. Ребята ходили на кайтах, в том числе зимой, участвовали в гонках, которые называются ТОКЕ (Trans Onego Kite Enduro).
Гонки проходят по Онежскому озеру, длительность маршрута 400 км. Команды в течение трех дней идут полностью в автономном режиме.
Когда идешь на кайте или под парусом, всегда интересно наблюдать за природными явлениями — можно бесконечно любоваться закатами и рассветами, и даже в штормах есть приятные моменты. Хотя в определенные моменты ты испытываешь трудности — мерзнешь, страдаешь, но ощущение полета и свободы компенсирует любые трудности.
Поэтому в 2019 году, когда появилась возможность, я тоже начал активно катать на кайте. Друзья помогли мне со снаряжением, и я сразу влился в сообщество. Мы совершили несколько путешествий, например, экспедицию на Ямал на кайтах, ездили в прошлом году в Мурманскую области, в Териберку, ходили на кайтах по тундре. Это отличный способ перемещения по труднодоступным для обычных видов транспорта местам. Попасть туда довольно сложно, но увидеть эти красоты определенно стоит.
Так что мне интересно изучать мир, видеть его изнутри и с другой стороны, о которой обычные люди даже не знают.
— Расскажи о себе — чем ты занимаешься в обычной жизни, когда не приходится быть суперменом?
— То, чем я занимаюсь, это для меня и есть обычная жизнь. Парусный спорт, яхтинг, различные виды активности и путешествий — все это мой привычный образ жизни. Благо, жена меня в этом полностью поддерживает и даже периодически участвует со мной в путешествиях. Еще мы ходим в пешие походы и катаемся на велосипедах.
В офис я не хожу, так что как таковой «обычной» жизни у меня, наверное, нет. А когда я устаю, я просто отдыхаю, сплю, смотрю кино. Так что рассказать, чем я еще занимаюсь, довольно сложно.
— В связи со сложностями доступа к Youtube планируешь ли переходить на какие-то новые площадки?
— Да, с Ютубом стало сложнее. В свое время я рассчитывал на монетизацию, и когда ее отключили, это стало неприятным событием. Поэтому прямо сейчас я создаю на платформе ВКонтакте полноценный проект, который будет называться «Паша с ветром». Здесь будут видео, посты, в которых я буду рассказывать о своих приключениях.
У меня есть канал в Телеграме, пока небольшой, там всего около 60 подписчиков, но пока я его не анонсировал и не рекламировал. На этом канале я делюсь своими фото и видео, посвященными строительству яхты и походам. Так что все, чем я занимаюсь, можно посмотреть вживую.
— Представим на минутку, что все получилось, Globe 580 и кругосветка позади. Чем бы хотел заняться дальше?
— Это хороший вопрос. На будущее планирую масштабную кайт-экспедицию. Сложно говорить о локации, но хочется сходить куда-то далеко, чтобы это было круто и красиво. В идеале, хотелось бы попробовать в Антарктиду. И пройти весь маршрут полностью на кайте, чего еще никто никогда не делал. Это интересный проект, но сложный для реализации.
Можно также поучаствовать в яхтенных гонках другого формата — то есть тоже через океан, но уже на другом судне. Но пока это только фантазии, поскольку впереди еще масса работы над проектом.
Одно могу сказать точно — яхты и парусный спорт со мной надолго, поэтому будущее рассматриваю в связи с какими-то морскими путешествиями. Возможно, удастся поучаствовать в какой-нибудь в командной гонке и получить особый опыт. Надеюсь, это будет какой-то экстремальный маршрут в сложном регионе.
— Тебя можно назвать примером человека, который смело идет за мечтой. Скажи несколько слов тем, кто пока только вынашивает планы о первых парусных путешествиях.
— Если честно, я считаю, что меня пока рано ставить в пример, потому что реализация моего проекта сильно затянулась и супер-высоких достижений у меня пока нет. Но я делаю все возможное, чтобы все сбылось. В любом деле самое важное — это понять, действительно ли то, чем ты занимаешься, тебе нужно, и насколько оно является частью тебя.
Если бы у меня не было внутренней уверенности, что яхтинг это — мой путь, я бы уже давно бросил проект и не стал продолжать. Поэтому важно, прежде чем начинать какие-то глобальные проекты, сто раз подумать, действительно ли это то, без чего ты не можешь жить.
Если человеку нравятся яхты — например, он читал о них книжки в детстве или смотрел фильмы, ему обязательно стоит попробовать поехать в путешествие под парусом, а дальше уже делать выводы — насколько это соотносится с его взглядами на жизнь. То есть важно сделать первый шаг, а дальше уже будет видно.
Фото из личного архива Павла Минаева, автора канала «Паша с ветром»