Путешествие на яхте. Часть четвертая.

  • 1.05.2024
  • 08:45
  • Илья Федосов
Шрифт:

«Школа яхтенного пассажира» в эфире. Сегодня: немного о качке, а также, что такое курс и пеленг.

Болезнь морская, надоедливая.

К тому моменту, как мы, выйдя в море, разобрались с анатомией яхты, человек к качке непривычный может почувствовать дискомфорт, сначала легкую тошноту. Как правило, эти ощущения имеют тенденцию усиливаться. Пассажир сперва из вежливости держит это все себе, но наступает момент, когда появляется желание незамедлительно этим поделиться со всеми присутствующими. Что тут сказать?

Прежде всего – поздравляем! Вы только что познакомились с морской болезнью, значит, вы уже ступили на путь моряка. И второе — укачиванию подвержены ВСЕ люди. Если кто-то, пусть даже замшелый мореман, утверждает, что его никогда не укачивает, то либо он врет (99%), либо у него отсутствует или серьезно поражен вестибулярный аппарат. Все, что с вами происходит, естественно для нормального человека. А происходит следующее:

  • Вы перемещаетесь на волнах вверх и вниз, вправо и влево. В полукружных каналах внутреннего уха из-за этого плещется жидкость, которая является датчиком положения в пространстве. Но глаза качку никак не подтверждают, ведь вы сидите в кокпите лодки и относительно ее вы никак не перемещаетесь. Мозг пытается совместить сигналы от глаз и вестибулярного аппарата, они не совмещаются и центральную нервную систему глючит. Она пытается что-то сделать, выбрасывая в кровь всякие ядреные вещества, от чего владельца мозга начинает колбасить.

Это краткое популярное изложение причин морской болезни. Повторю, ей подвержены все. Но к ней можно адаптироваться, что и происходит с опытными моряками. Но даже их может укачать, если они попадают в непривычные волновые условия – например, в спасательный плот. Проявление морской болезни усиливают:
• паника
• духота в помещении
• сильные запахи
• алкоголь (да-да)
• переутомление
• фиксация глазами на неподвижных предметах – тупить в телефон или планшет на волне категорически не рекомендуется.

Морская болезнь — это проблема. Во-первых, она, как и паника, передается другим. Стошнило одного — начнет мутить всех. Кроме того, человек, которого укачало, перестает контролировать свои поступки и легко может выпасть за борт. Поэтому не надо смеяться над беднягой. Его (также как и ее) надо уложить в спальном мешке на пол салона поближе к корме, дать ему пустое ведро и запас питья.

Но лучше всего — не допустить этого. На кратких переходах это вполне возможно. Читаем внимательно. Чтобы предупредить укачивание, необходимо:

• За час до выхода в море принять препарат от укачивания (если у вас нет медицинских противопоказаний). Например, Драмина – отличное средство. Но его надо принимать заранее — ДО того, как начало качать. Особенно актуально для кратких прогулок на яхте и для чартеров.
• Стараться во время качки находиться не внутри лодки, а в кокпите, чтобы видеть горизонт. Это приводит в порядок систему визуальных сигналов в мозг. Вестибулярный аппарат сообщает, что вас качает, глаза видят то же самое. В голове мир и согласие.
• Некоторым помогает задумчивое жевание корня имбиря. Но это тоже своего рода подвиг.
• Еще вариант – пить минеральную воду. Но только настоящую щелочную – типа «Ессентуки». Этот способ не отменяет все вышеперечисленные.

И, наконец, хорошая новость. Морская болезнь проходит сразу же после того, как перестает качать.

Источник фото: https://pxhere.com/

Штурманские хитрости

И вот теперь, когда пассажир, еще бледный, но уже улыбающийся соглашается на чашку сладкого горячего чая, самое время побеседовать с ним о штурманском деле. Сегодня выучим два морских термина «курс» и «пеленг». Пропустим рассказ о том, что земля круглая, что у нее есть полюса, Север, Юг и прочие стороны света и что такое меридианы и параллели – мы уважаем наших читателей и предполагаем, что им все это знакомо. Поэтому сразу к делу. Для определения курса нужен компас. Судовой компас принято называть с ударением на «А».

Курс – это направление, в котором движется яхта. Это направление можно назвать, используя названия сторон света. Например, «лодка идет на Северо-Восток», или «курс Зюйд-Зюйд – Вест (Юго – Запад ближе к Югу)».

Но румбовая система сейчас на яхтах практически не используется. Сейчас курс принято определять в градусах горизонта. Горизонт – это круг в 360 градусов вокруг вас. Направление на Север – принято считать за ноль (или 360 градусов). Счет идет по часовой стрелке. Ноль градусов – это Север, 90 градусов – это Восток, 180 градусов – это Юг, 270 градусов – это Запад. Курс 45 градусов означает, что яхта идет на Северо-Восток. Ничего сложного, согласитесь. С пеленгом тоже все просто.

Пеленг – это направление на какой-либо объект относительно сторон света. Например «вижу парусное судно – пеленг 135 (градусов)» означает, что упомянутое судно находится от нашей яхты строго на Юго-Восток. Оставлю здесь картинку – подсказку. Более сложные и запутанные пояснения этих терминов можно узнать из теоретического курса судовождения. А для пассажира этого пока достаточно. Теперь вы будете хотя бы в курсе того, куда идет ваша яхта.

Пора переходить к парусам. Но это уже другая история.

Читайте также:

«Школа яхтенного пассажира». Часть 1

«Школа яхтенного пассажира». Часть 2

«Школа яхтенного пассажира». Часть 3

Поделиться:

banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!
banner
Реклама
ИП Озимков Алексей Игоревич
ИНН: 504011952852
erid: 2VtzqwFgy5h
Скопировано!

Читайте также

Смотреть все