Продолжаем рубрику «Школа яхтенного пассажира» для новичков. Сегодня на повестке: паруса и курсы парусного судна.
Изображение: pinterest
Вот, наконец-то наступило время, мой дорогой читатель, поговорить с тобой на яхте о парусах. К великому сожалению, мы живем во времена падения парусных нравов, и я в беседах с владельцами греческих чартерных компаний выяснил удивительный факт – примерно четверть арендующих яхты в Греции за время чартера парус не ставят ни разу. Более того, во время приемки яхты, когда им предлагают развернуть грот и проверить его на предмет прочности, такие личности говорят: «Не надо, мы все равно им пользоваться не будем». Так и ходят они по красивым греческим водам, похрюкивая дизельком.
Это трагедия, между прочим. Посильнее «Антигоны». Потому, что под дизелем парусная яхта не показывает и одной пятой того, на что она способна. Все равно, что птице связать крылья и заставить ее ходить по земле. Или на самолете ехать по шоссе.
Это вступление. Теперь, когда вы прочувствовали и осознали, перейдем к парусам.
Повторим основы. На большинстве яхт одна мачта и два паруса. Большой парус позади мачты называется грот, по-голландски «большой». Впереди мачты – стаксель, что по-голландски означает «парус на штаге». Что такое штаг вы уже знаете, если подзабыли – вернитесь на пару глав назад.
Я не случайно указываю положение парусов относительно мачты. Именно благодаря этому с помощью всего двух парусов лодка может устойчиво двигаться практически в любом направлении (об этом чуть позже). Потому, что грот приводит лодку к ветру, то есть заставляет нос поворачиваться в сторону ветра, а стаксель – уваливает, то есть совершает обратный процесс. Поэтому, при правильной взаимной настройке этих двух парусов лодка может устойчиво идти по желаемому курсу, даже без участия рулевого. Даже в направлении ветра.
Тут надо пояснить. Строго против ветра лодка под парусами идти не может. Но есть морская хитрость. Благодаря упомянутой системе двух парусов спортивная яхта может двигаться под 45 градусов (а иногда и меньше) к направлению ветра. И таким образом, двигаясь зигзагами, или говоря по-морскому, галсами, на современной парусной яхте можно достичь любой точки, которая находится с наветренной стороны. И тут самое время рассказать, как называются курсы относительно ветра.
• ЛевентИк – технически это не курс, а положение лодки, когда она носом смотрит прямо на ветер. Двигаться вперед в таком положении яхта может только некоторое время по инерции.
• Бейдевинд – курс парусного судна, когда угол между носом лодки (точнее, ее диаметральной плоскостью, которая делит лодку вертикально на две симметричные половины) и ветром меньше 90 градусов.
• Галфвинд – курс, когда угол между диаметральной плоскостью и направлением ветра 90 градусов
• Бакштаг – курс, когда этот угол составляет от 90 до 180-ти (когда дует в раковину, то есть в угол кормы). И, наконец:
• Фордевинд – когда ветер дует точно в корму. Самый неприятный курс, кстати.
И еще два важных термина – к ветру можно идти:
Круче – то есть нос ближе к ветру
Полнее – нос дальше от ветра.
Соответственно, крутой бейдевинд, это курс при угле к ветру ближе к 45 градусам, а полный бейдевинд – это ближе к галфвинду. То же самое касается и бакштага. Сразу после галфвинда начинается крутой бакштаг, а ближе к фордевинду – полный. Не запутаться вам поможет такой вот рисунок:
Лодка может идти правым бортом к ветру, а может идти левым. Соответственно, бейдевинд, галфвинд и бакштаг могут быть правого галса, и могут быть левого. Так и говорят: «Мы шли крутым бейдевиндом правого галса». Галс определяется по наветренному борту, то есть по борту, в который дует ветер.
От курса относительно ветра на парусной лодке зависит все. Случалось, когда мы мужественно ломились против ветра в крутой бейдевинд, при этом задувает страшно (скорость ветра плюсуется со скоростью лодки), в лицо летят брызги от волн, непромоканцы застегнуты по самое немогу и тут же встречным курсом проходит лодка, за штурвалом которой тихо дремлет рулевой в маечке с коктейлем в руке, овеваемый легким ветерком (из скорости ветра вычитается скорость лодки). Место и погодные условия одинаковые, всего лишь курсы относительно ветра разные. Поэтому крайне важно отслеживать прогнозы погоды и планировать свои путешествия, не вопреки ветру, а грамотно используя его. Но это, скорее вопрос к шкиперу, который должен уметь правильно паруса поставить и настроить. А это уже другая история.
Читайте также:
«Школа яхтенного пассажира». Часть 1
«Школа яхтенного пассажира». Часть 2
Топ фильмов про кораблекрушения: драмы и приключения
Продолжаем рубрику «Школа яхтенного пассажира» для новичков. Сегодня на повестке: паруса и курсы парусного судна.
Настоящий бойскаут. Как восстановление яхты открывает новые смыслы в яхтинге и жизни
Продолжаем рубрику «Школа яхтенного пассажира» для новичков. Сегодня на повестке: паруса и курсы парусного судна.
Паша с ветром: от мечты к делу. История постройки одной яхты
Продолжаем рубрику «Школа яхтенного пассажира» для новичков. Сегодня на повестке: паруса и курсы парусного судна.